Какой народ называют западными монголами
Перейти к содержимому

Какой народ называют западными монголами

  • автор:

Ойраты — в поисках своего места

Ойраты происходят от народа, который начал свое формирование еще в Средние века. Ближайшими родственниками ойратов являются монголы, а сами они относятся к монгольским народностям.

Где живут (территория)

Ойраты живут в России, Монголии и Китае. В Российской Федерации основным центром расселения стала Республика Калмыкия. В Монголии ойраты сосредоточены преимущественно на западе, а в Китае основным центром является провинция Цинхай.

Название

Русские историки, этнографы и лингвисты по-разному понимают термин «ойрат». На данный момент существует несколько версий происхождения и понимания этнонима:

  1. Народ, относящийся к западным монголам, имеющим ряд отличий от северных и южных.
  2. Бурятская и различные малочисленные группы, которые трудно отнести к конкретным народностям.
  3. Под ойратами некоторые исследовали понимают калмыков, которые являются крупным этносом, включающим ойратов и других представителей. Ойратов стали называть калмыками в 17 веке жители низовий Волги. Однако монголы, проживающие в Монголии и Китае, подобный этноним не используют.
  4. К ойратам относят также джунгаров. Такой этноним применяется в русскоязычных источниках по отношению к представителям Джунгарского ханства.

По версии Бичурина, ойрат означает «союзник», а дословно — «живущий по соседству». Исследователь Убушаев полагает, что ойрат связано со словом волк, а само слово имеет тотемное происхождение и восходит к анимизму. Данным исследователем выдвигается версия о взаимодействии финно-угорских племен, в лексиконе которых есть слово «койра», которое можно перевести как «собака».

История

Ойратов относят к западным монголам, которые начали активно развиваться в 1370 году, когда произошло падение Великого Улуса.
Принадлежавшая некогда империи Юань, территория перешла под контроль ойратского ханства. Разделению ойратов способствовала междоусобица, которая случилась с представителями запада и севера империи.
Столкнувшись в сражении с халха-монголами, ойраты перекочевали на европейские земли, где в дальнейшем стал формироваться этнос калмыков.
Расцвет ойратов пришелся на правление Галдана Бошокту. Образовалось Джунгарское ханство, которое, однако, в 18 веке было покорено маньчжурами.

Ойратский язык относится к монгольским языкам. Он распространен в Китае, Калмыкии (Российская Федерация) и Монголии. Считается, что ойратский объединяет 2 языка с различными диалектами, которые использовали ойраты. Часть ойратов владеет калмыцким, а ойратский используют в качестве письменного литературного.
В ойратском есть несколько диалектов:

  • дербетский с хотонским говором;
  • баятский;
  • захчинский;
  • торгутский, разделяющийся на множество говоров.

Ойратский получил распространение не только в Калмыкии, Монголии и Китае, но и в Киргизии. Ойратская письменность появилась в 17 веке. Ее создателем является буддийский монах, который называл ойратский ясным письмом. При создании языка использовалась основа из старомонгольского — им ойраты пользовались еще в 13 веке. Ойратский и по сей день является весьма распространенным языком, особенно в Китае. На нем издаются газеты, журналы, ведутся теле- и радиотрансляции. В Монголии ойратский не имеет официального статуса и редко используется населением. Его вытесняет халха-монгольский, причем это касается не только разговорного, но и письменного языка. В Калмыкии ойратский имеет официальный статус, используется в повседневной жизни местным населением, однако подвергается вытеснению со стороны русского.

Внешность

Одежда

Во многом ойраты перенимают моду у калмыков. Многие из них считают, что именно калмыки являются их прямыми потомками. Даже в Китае и Монголии ойраты стараются обзавестись калмыцкими костюмами. Женский наряд предельно прост и состоит из широкой блузы с длиной от плеч до пят. Такая блуза называется киляг. На ноги женщины надевают шаровары. В повседневной жизни основной верхней одеждой женщин является хутцтан, который представляет собой длинное платье. Также женщины носят кафтаны без рукавов. При наступлении морозов женщины надевают тулупы, имеющие вырез, который застегивается на большие пуговицы. Разрез может быть украшен позументом, галунами, тесьмой из нитей, сочетающих золотой и серебряный цвета. Когда требуется носить кафтан, под него ойратские и калмыцкие женщины надевают терлег — платье, вышитое из ярких тканей. Его украшает растительный орнамент (подол и рукава). Терлег застегивают спереди, а поверх кафтана иногда надевают ловшик, который напоминает халат с широкими рукавами.
У ойратов замужняя женщина не носит пояса, тогда как девушка должна обязательно, выходя из дома, подпоясывать одежду. Пояс расшивают бисером и носят на биизе — приталенном платье, которое надевают поверх камзола, не имеющего рукавов.
Мужской костюм демонстрирует влияние народов Северного Кавказа и тюрков. Его главными элементами являются бешмет, манишки, рубашка килг, штаны, головной убор махла. Зимой мужчины носят шубы, а на поясе держат нож, кисет и другие принадлежности. Демонстрация социального статуса происходила с помощью пояса, как и в случае с женским нарядом. Ее отделывали серебром. Сейчас подобная роскошь среди ойратов встречается редко.

Традиции

Ойраты сохранили традиции, берущие свои корни еще с Джунгарского ханства. Многие из них изложены в эпосе «Джангар». В «Джангаре» излагаются понятия добра, зла, красоты и истины. В героическом эпосе есть упоминания о богатырях, каждого из которых обязательно расхваливают, перед тем как завязать разговор. До сих пор ойраты пользуются таким приемом, позволяющим завоевать расположение собеседника. Даже знакомые много лет друг с другом, они не забывают о похвале, подмечая хороший внешний вид, ясный ум, улыбку — ойрат всегда найдет, за что похвалить человека. В то же время ойраты стремятся придерживаться определенных качеств, которые есть у собеседника. Например, если известно, что он силен, прежде всего его будут хвалить за силу или же за заслуги перед обществом, за кулинарные способности или за начитанность. Это делается для того, чтобы не превращаться в льстеца, который готов буквально захваливать за все подряд.
Отметим, что похвалы обычно адресуются мужчине, а женщину хвалить не принято, особенно если она является чьей-либо женой. Собираясь в далекий путь, ойраты читают молитву и просят благословения у старейшин.
В «Джангаре» детально описывается ритуал дарения. Тогда подарки дарили с пожеланиями победы перед врагом. Сейчас их преподносят во благо ради. Отправляясь в путь, следует обойти дом с правой стороны, как это описано в эпосе.
Сам эпос «Джангар» рассказывает о богатырях, имена многих из которых хорошо знакомы даже современным калмыкам. Многие стараются привить своим детям качества, которые были у богатырей, а само произведение считается ценнейшим художественным трудом.

Особенностью рациона ойратов является приверженность монгольской и калмыцкой кухне. Еда кочевников характеризуется большим количеством калорий. Самыми важными ингредиентами для ойратов является молоко и мясо.

  1. Распространенным мясным блюдом стал бульон, в который добавляют репчатый лук, лапшу и пельмени. Ойраты готовят фаршированные желудки, в качестве фарша используя мясо барана.
  2. Из молочных блюд выделяется сала — творог, отличающийся низким содержанием влаги. Ойраты делают из творога лепешки. Из молока делается кумыс, чигян и боз. Чигян используют не только в кулинарии, но и медицине. Питательная ценность молочных блюд настолько велика, что даже те из них, которые пьют, ойраты называют именно блюдами. Ведь они действительно могут стать полноценным обедом или ужином.
  3. Десерты тоже калорийные. Лепешки готовятся на бараньем жире, в них добавляют ягоды. Получается вкусный, но жирный десерт.

Ойраты — народ, который имеет сложное происхождение. С одной стороны, они являются потомками тюрков, а с другой — стали предками калмыков. Сейчас многие ойраты стремятся сблизиться с калмыками, ведь у них есть немало общего.

Видео

Ойраты сыграли важную роль, став союзниками монголов. С их помощью монгольские ханы смогли завоевать значительные территории современного Ирана и приграничных земель. Узнать интересные подробности об их силе и особенностях тактики боя можно из представленного ниже видеоролика.

Ойраты

Ойра́т(ы) (западные монголы; кит. источники элюты, eleuths; средневек. мусульм. и старорусск. источники калмык(и), калмак(и), иногда джунгар(ы), зюнгар(ы), дзюнгарцы, зюнгарцы, зенгорцы; монг. ойрад ; калм. өөрд ) 

    близкородственных монгольских народностей (некоторые исследователи [кто?] относят к ним некоторые тюркскиесубэтносы), основными современными центрами расселения которых являются Российская Федерация (Республика Калмыкия), Монголия (западные аймаки) и Китай (Синьцзян-Уйгурский автономный район и провинция Цинхай). Происходят от средневековых ойратов.
  1. Название западной группы монголов периода средневековья, упоминания о которых известны с XIII века. Вошли в состав империиЧингисхана и их дальнейшая история была тесно связанна с её становлением и завоеваниями. После распада Монгольской империи в XIV-XVII вв. ойраты создали союз Дербен-Ойрат, а в кон. XVI — нач. XVII веков проживавшие в Джунгарии и соседних регионах племена ойратов разделились: одна часть откочевала в район озера Кукунор (Хошутское ханство), другая, оставшись на месте, составила основное население Джунгарского ханства, а третья — переместилась на европейские территории (Калмыцкое ханство).

Содержание

Название

В русскоязычной исторической, этнографической и лингвистической литературе встречаются различные понимания термина «ойрат». Ниже приведены основные названия этого этноса и что под ними понимается:

  • Западные монголы — название для всего этноса в противопоставление северным (халха-монголам) и южным (өмнө-монголам). Помимо этих групп из монголов выделяются также буряты и различные малочисленные маргинальные группы.
  • Калмык(и), калмак(и) — название для всего этноса в ранних мусульманских, и следующих им старых русских источниках, сейчас это называние закрепилось за ойратами, обосновавшимися в XVII веке в низовьях Волги. [7] Ряд современных российских (калмыцких) исследователей также следуют этой традиции, хотя этот этноним не употребляется для самоназвания западными монголами (ойратами) живущими в Монголии и Китае.
  • Джунгар(ы), зүүнгар, зюнгар(ы), дзюнгарцы, зюнгарцы, зенгорцы — в русских источниках этноним, заимствованный из монгольских языков, и применяемый в отношении ойратов Джунгарского ханства[8] (существует также этногруппа калмыков — зүүнгар).

Иногда под именем «ойраты» понимаются предки современной западной ветви ойратской этнической общности — калмыков. При этом этноним калмык (калмак) искусственно отделяет западную ветвь от общего ойратского и всего монгольского этноса. В таких исследованиях ойраты Монголии и Китая назваются монголы, ойрат-монголы или также ойраты.

Несколько вариантов происхождения имени «ойраты» у различных исследователей:

  • Название происходит из монгольских языков: «Ойрат есть монгольское слово в переводе: союзный, ближний, союзник» Н. Я. Бичурин. өөр (совр. калм.), ойр (совр. халх.) — ближний, близкий (географически); живущий по соседству, недалеко. [9]
  • Cлово «ойрат» распадается на два термина «ой» и «арат» (лесные люди). На совр. халх.: ойн иргэд — лесное племя, ойн ард — лесной народ. (Банзаров Д.) [10]
  • Происхождение этнонима «ойрат» (оjiрад) и «огуз» из общей формы огiзан либо огiз (монг. ojiран, мн. ч. ojiрад). (Г. Рамстедт) [11]
  • Тотемное происхождение термина «ойрат» (в значении волк) и считается не случайным совпадение с финским «koira» (собака). Гипотеза может говорить о возможности контактов финно-угорских племен с предками западных монголов в районе Минусинской котловины. (Н. Н. Убушаев) [12]

Территория расселения

Ойраты проживают в западной Монголии (в Убсунурском и Кобдоском аймаках), России (в Калмыкии, см. калмыки), а также в западном Китае (в Джунгарской котловине СУАР и провинции Цинхай). В КНР ойраты официально считаются монголами.

Большие группы ойратов (торгоуты, дербеты (дюрбеты), хошуты, зюнгары (олёты)) находятся в Западном Китае (Или-Казахский автономный округ (до 65 тыс.) [13] , Баянгол-Монгольский (до 45 тыс., 2000 г.), Боро-Тала-Монгольский (до 25 тыс.) автономные округа Синьцзян-Уйгурского автономного района, а также север и восток провинции Цинхай (до 90 тыс.) [14] , где говорят на кукунорском диалекте) — по различным данным от 170 до 250 тыс. человек,

Ойраты компактно живут в Западной Монголии — в Кобдоском аймаке (захчины (дзахчины), в целом в стране 31,2 тыс., 2007 г., мингаты (мянгаты) 8,2 тыс., торгоуты 13,0 тыс.), Убсунурском аймаке (дербеты (70,3 тыс.), баяты (53,2 тыс.), хотоны (6,9 тыс.)), а также на востоке самого западного аймака Баян-Улгий (зюнгары или олёты (11,3 тыс.)) — в целом до 205 тыс. человек.

Калмыки (дэрбэты, торгоуты, хошоуты, бузавы) проживают в России в Республике Калмыкия и соседних регионах — 173 996 чел., из них в республике — 155 938 чел. (более 53 % её населения) по Всероссийской переписи населения 2002 года. [4]

Небольшие группы ойратов под именем калмыков есть в Средней Азии (в Киргизии — от 5 до 10 тыс. человек) и на Кавказе, из стран т. н. «дальнего зарубежья» — в США (2 тыс. чел.) и Франции (1 тыс. чел.).

Данные по численности устарели. См. статью «Последние данные по локализации и численности ойрат»

К ойратам относятся олёты, баяты, хошуты, захчины, дербеты, торгуты, мянгаты и ряд других народов.

Говорят на ойратском языке, распадающемся на значительное число диалектов.

Верующие ойраты — в основном буддисты, исторически приверженцы школы тибетского буддизма Гелуг, помимо Гелуг были распространены и другие школы.

История

Ойраты — это племена западных монголов. Их возвышение началось после 1368 года, когда пал Улус Великого (монгольского) Хана — Империя Юань. Тогда они создали мощную кочевую империю — Ойратское ханство.

В 1578 году обнаружилось размежевание ойратов и халха-монголов: между ними произошло сражение на реке Иртыш [15] . В дальнейшем часть ойратов откочевав на европейские территории положила начало современным калмыкам.

Ойраты достигли пика могущества под руководством Галдана Бошокту (1670—1697 годы), а также его наследников — Цэван Рабдана (в 1697—1727 годах) и Галдан-Цэрэна (в 1727—1745 годах), когда в регионе между Алтаем и Тянь-Шанем возникло Джунгарское ханство (от Jagun Gar — левая рука) — этот регион впоследствии стал известен как Джунгария.

Как и восточные и южные монголы, ойраты в конечном итоге были покорены маньчжурами, чья империя поглотила Джунгарию к середине XVIII века.

Вследствие сложной политической истории, ойраты сегодня рассеяны по разным регионам, включая не только Джунгарию и западную Монголию, но также Маньчжурию и Кукунорский регион в провинции Цинхай, и Россию (Калмыкию).

В лингвистике язык западной ветви монголов (ойратов) именуют калмыцким (иногда ойрат-калмыцким), в то время как для языка ойрат Монголии и Китая в русскоязычной литературе названия не имеется. Одни авторы называют его калмыцким, другие пишут об ойратских говорах, которые отсчитываются от литературного ойратского языка, возникшего в XVII в. (на слух это практически один язык, в то время как кириллические варианты письменности имеют несомненные различия).

Ойраты

Ойрат слушает радио. 1920–1930-е гг.

Два ойрата изучают фотокамеру. 1920–1930-е гг.

Ойра́ты, западные монголы (самоназвания – ойрд, ойрад; тюрк. калмак; кит. вэйлатэ), группа монгольских народов: дэрбэты , баяты , захчины , торгуты , мянгаты, хошуты, олёты (огеледы), хойты. Живут на западе Монголии (аймаки Увс, Баян-Улгий и Ховд; 198 тыс. человек – 2010, перепись) и в Северо-Западном и Северном Китае (провинция Цинхай , Синьцзян-Уйгурский автономный район Два ойрата изучают фотокамеру. 1920–1930-е. Два ойрата изучают фотокамеру. 1920–1930-е. и запад автономного района Внутренняя Монголия ; 360 тыс. человек – 2010, оценка). Говорят на говорах ойратского языка ветви монгольских языков , переходят на монгольский язык .

Этноним «ойраты» впервые упоминается в «Сокровенном сказании» (13 в.). В конце 14 в. в Западной Монголии возник политический союз Дурбэн ойрат («Четыре ойрата»), в который первоначально входили предположительно торгуты, хошуты, дэрбэты, хойты. В 1609–1630 гг. часть дэрбэтов, торгутов, хошутов и хойтов откочевала в низовья Волги, став предками калмыков . В 1635 г. возникло Джунгарское ханство (разбито в 1758 цинским Китаем). В 1860-е гг. часть ойратов переселилась в район озера Иссык-Куль и приняла ислам (сарт-калмаки). Ойраты наиболее полно сохранили монгольский эпос (тууль), исполняемый профессиональными певцами (туульчи). В Монголии ойраты сильно ассимилированы халха.

Жуковская Наталия Львовна . Первая публикация: Большая российская энциклопедия, 2013.

Ойраты — история западных монголов

Ойраты (монгольский: «ойрад», «ойрд», Oird; в прошлом также элеуты) — самая западная группа монголов, чей родовой дом находится в Алтайском крае западной Монголии. Хотя ойраты произошли в восточной части Центральной Азии, наиболее заметная группа сегодня находится в Калмыкии, субъекте России, где их называют калмыками.

Исторически ойраты состояли из четырех основных племен: джунгар (чорос или лотс), торгут, дербет и хошут. К малым племенам относятся: хоид, баяды, мьянгад, заххин, баатуд.

Этимология

Название, вероятно, означает «ой» (лес) и «ард» (человек), и они были включены в число «лесных людей» в 13 веке. Второе мнение полагает, что название происходит от монгольского слова «oirt» (или «oirkhon»), означающего «близко (как на расстоянии)», как и «близко / ближе».
Название Oirat может быть получено из искажения оригинального названия группы Dörben Öörd, что означает «Союзническая четверка». Возможно, вдохновленный обозначением Дёрбен Орд, другие монголы временами использовали для себя термин «монахи дочин» («дочин», означающий сорок), но редко было так велико единство среди большего числа племен, как среди ойратов.

Письменная система

В 17-м веке Зая Пандита, монах-гелуг племени хошутов, разработал новую систему письма под названием «Тодо Бичиг» (чистая письменность) для использования ойратским народом. Эта система была разработана на основе более старого монгольского алфавита, но имела более развитую систему диакритических знаков, чтобы исключить неправильное прочтение, и отражала некоторые лексические и грамматические отличия ойратского языка от монгольского.

Система письма Todo Bichig использовалась в Калмыкии (Россия) до середины 1920-х годов, когда она была заменена латиницей, а затем и кириллицей. Это можно увидеть на некоторых общественных знаках в столице Калмыкии, Элисте, и поверхностно преподается в школах. В Монголии он также был заменен кириллицей в 1941 году. Некоторые ойраты в Китае до сих пор используют Тодо Бичиг в качестве основной системы письма, а также монгольский шрифт.
Памятник Зая Пандита был открыт к 400-летию со дня рождения Зая Пандита и к 350-летию со дня его создания Тод Бичиг.

История

Ойраты делятся историей, географией, культурой и языком с восточными монголами и в разное время объединялись под руководством одного и того же лидера, как более крупное монгольское образование — будь то правитель ойратского происхождения или чингиссидов.

Состоящие из этнических групп хошут (монгольский: «хошууд», hoshuud), хорос или Ölöt («,лд», Ööld), торгут (торгууд, торгуд) и дёрбет («дөрвөд», Dörvöd) кал, или куб. Калмак, что в переводе с западных тюркских соседей означает «остаток» или «остаться». В различных источниках также перечислены племена баргутов, бузав, кераитов и найманов, входящие в состав Дёрбенского орда; некоторые племена могли присоединиться к первоначальной четверке только в более поздние годы. Однако это имя может отражать то, что калмыки остаются буддистами, а не обращать их в ислам; или оставшиеся калмыки в тогдашнем Алтайском крае, когда тюркские племена мигрировали дальше на запад.

После падения династии Юань ойраты и восточные монголы развили отдельные идентичности до такой степени, что ойраты называли себя «четырьмя ойратами», в то время как они называли только тех, кто находился под властью каганов на востоке, как «монголов».

Ранняя история

Одно из ранних упоминаний ойратского народа в историческом тексте можно найти в «Тайной истории монголов», хронике прихода к власти Чингисхана в 13 веке. В «Тайной истории» ойраты считаются «лесными людьми» и, как говорят, живут под властью вождя шаманов, известного как беки. Они жили в Туве и монгольской провинции Ховсгёль, а ойраты перебрались на юг в 14 веке.
В одном известном отрывке вождь ойратов, Кудука Беки, использует яду или «громовой камень», чтобы вызвать мощную бурю на армии Чингисхана. Волшебная уловка, однако, имеет неприятные последствия, когда неожиданный ветер уносит шторм обратно в Кудаку.

На ранних стадиях восстания Темуджина Чингиса ойраты под командованием Кудука бекхи сражались против Чингиса и потерпели поражение. Ойраты были полностью подчинены монгольскому правлению после того, как их союзник Джамуха, друг детства Темуджина, а затем его соперник, был уничтожен. Подчинившись хану, ойраты сформировались бы как лояльная и грозная фракция монгольской военной машины.

В 1207 году Джучи, старший сын Чингисхана, покорил лесные племена, включая ойратов и киргизов. Великий хан отдал этих людей своему сыну Джучи, и одна из его дочерей, Чечейген, вышла замуж за вождя ойратов Хутуг-бехи или его сына. В Монгольской империи были известные ойраты, такие как Аргун Ага и его сын Навруз. В 1256 году тело ойратов под командованием Буха-Темюр (монгольское: Буха-Төмөр, Бөхтөмөр) присоединилось к экспедиции Хулагу в Иран и сражалось против хашшашинов, аббасидов в Персии.

Ильхан Хулагу и его преемник Абаха переселили их в Турцию. И они приняли участие во Второй битве при Хомсе, где монголы потерпели поражение. Большинство оставшихся позади ойратов поддержали Арика Бёке против Хублая в Гражданской войне в Толуиде. Кублай победил своего младшего брата, и они поступили на службу к победителю.

В 1295 году более 10 000 ойратов под предводительством Таргаи Хургена (зятя семьи Борджигинов) бежали из Сирии, затем под власть мамлюков, потому что их презирали как мусульманские монголы, так и местные турки. Они были хорошо приняты египетским султаном Аль-Адилом Китбугой ойратского происхождения. Али-паша, который был губернатором Багдада, главой правящей ойратской семьи, убил Ильхана Арпу Кеуна, что привело к распаду монгольской Персии. Из-за того, что ойраты находились рядом с Чагатайским ханством и Золотой Ордой, они имели тесные связи с ними, и у многих монгольских ханов были ойратские жены.

После изгнания династии Юань из Китая ойраты возродились в истории как свободный союз четырех основных западно-монгольских племен (Дёрбен Оирад). Альянс рос, захватив власть в отдаленном районе Алтайских гор, к северо-западу от оазиса Хами. Постепенно они распространяются на восток, аннексируя территории, находящиеся под контролем восточных монголов, и надеясь восстановить единое кочевое правление под своим знаменем.
Союз не-чингизидов был сформирован четырьмя ойратами, состоящими из кераитов, найманов, баргудов и старых ойратов.

Единственным правящим племенем борджигидов были хошуты, а остальными правили не-чингизиды. Минские китайцы помогли ойратам прийти к власти над монголами во время правления Императора Мин Юнлле после 1410 года, когда Мин победил Кубилида Олжея Темура, и власть Борджигидов была ослаблена. Боржигидские ханы были вытеснены ойратами с помощью мин и управлялись ими как марионеточные ханы до тех пор, пока мин и ойраты не прекратили союз, когда Император Юнлэ начал кампанию против них.

Величайшим правителем четырех ойратов (монгольский: «дөрвөн ойрд», «дөрвөн ойрaд») был Эсен Тайси, который возглавлял четыре ойрата с 1438 по 1454 год, в течение которого он объединил Монголию (внутреннюю и внешнюю) под своим марионеточным ханом Тохтоа Бух.

В 1449 году Эсен Тайси и Тогтоа Бух мобилизовали свою кавалерию вдоль китайской границы и вторглись в минский Китай, разбив и уничтожив оборону мин у Великой стены и подкрепление, направленное для перехвата кавалерии. В процессе, император Чжентун был захвачен в Туму. В следующем году Эсен возвратил императора после неудачной попытки выкупа. Получив титул хана, на который могли претендовать только прямые потомки Чингисхана, Эсен был убит. Вскоре после этого власть ойрата снизилась.

С 14-го по середину 18-го века ойраты часто воевали с восточными монголами, а также несколько раз воссоединились с восточными монголами во время правления Даян-хана и Тюменского Засагт-хана.

Хошутское ханство

Оираты обратились в тибетский буддизм около 1615 года, и вскоре они стали вовлеченными в конфликт между школами гелуг и карма-кагью. По просьбе школы гелуг в 1637 году Гуси-хан, лидер хошутов в Коко-Норе, победил Чогту Кхонг Тайджи, принца Халха, который поддерживал школу Карма Кагью, и завоевал Амдо (современный Цинхай).

Объединение Тибета последовало в начале 1640-х годов, когда Гюши-хан был провозглашен ханом Тибета 5-м Далай-ламой и основанием Хошутского ханства. Сам титул «Далай-лама» был присвоен Алтану Ханом (не путать с алтанскими ханами Халхи) третьим ламой из линии Гелуг тулку, что в переводе с монгольского означает «Океан мудрости».

Тем временем Амдо стал домом для хошутов. В 1717 году джунгар вторглись в Тибет и убили Лха-бзан-хана (или Хошут-хана), внука Гюши-хана и четвертого хана Тибета, покорившего Хошут-ханство

Империя Цин победила Джунгар в 1720-х годах и провозгласила власть над Ориатами через Маньчжурско-Монгольский Альянс (серию систематических браков между князьями и принцессами Маньчжу с монахами Халха и Монголами-Ориатами, которая была создана как королевская). политика проводилась более 300 лет), а также в отношении контролируемого хошутами Тибета.

В 1723 году Лобзанг Данджин, другой потомок Гюши-хана, захватил Амдо и попытался захватить Хошутское ханство. Он сражался против армии династии Маньчжурия, но потерпел поражение только в следующем году, и 80 000 человек из его племени были казнены армией маньчжуров из-за его «попытки восстания». К тому времени население верхних монголов достигло 200 000 человек и находилось в основном под властью князей халха-монголов, которые были в брачном союзе с маньчжурскими королевскими и дворянскими семьями. Таким образом, Амдо попал под господство маньчжуров.

Джунгарское ханство

17-й век ознаменовался приходом к власти на востоке другой ойратской империи, известной как Джанатское ханство, которая простиралась от Великой китайской стены до современного восточного Казахстана и от современного северного Кыргызстана до южной Сибири. Это была последняя империя кочевников, которой управляли дворяне Чороса.

Цин (или маньчжуры) завоевали Китай в середине 17-го века и стремились защитить его северную границу, продолжая политику «разделяй и властвуй», которую их предшественники династии мин успешно провели против монголов. Маньчжуры закрепили свое правление над восточными монголами Маньчжурии. Затем они убедили восточных монголов Внутренней Монголии представить себя вассалами. Наконец, восточные монголы Внешней Монголии искали защиты маньчжур от джунгар.

По оценкам некоторых ученых, около 80% населения Джунгара было уничтожено в результате военных действий и болезней во время маньчжурского завоевания Джунгарии в 1755-1757 годах. Население Зунгар достигло 600 000 в 1755 году.

Основное население ойратов Чорос, Олот, Хоид, Баатуд, Захчин, сражавшихся против Цин, было убито маньчжурскими солдатами, а после падения Джунгарского ханства они стали небольшими этническими группами. В 1755 году было 600 000 халха-монголов и 600 000 ойратов, и теперь 2,3 миллиона халха и 638 372 ойрата живут в четырех графствах, в то время как в Монголии проживают несколько сотен человек чоро.

Калмыки

Хо Орлок, тайши Торгутов, и Далай Тайиси Дорбец, в 1607 году повели своих людей (200 000-250 000 человек, в основном Торгуты) на запад (река Волга) и основали Калмыцкое ханство. По некоторым данным, это движение было ускорено внутренними подразделениями или племенем хошутов; другие историки полагают, что более вероятно, что мигрирующие кланы искали пастбищные угодья для своих стад, редких в центрально-азиатских нагорьях. Часть племен хошут и Ölöt присоединилась бы к миграции почти столетие спустя.

К 1630 году калмыцкая миграция достигла степей юго-востока Европы. В то время эта область была заселена Ногайской ордой. Но под давлением калмыцких воинов ногайцы бежали в Крым и на реку Кубань. Многие другие кочевые народы в евразийских степях впоследствии стали вассалами Калмыцкого ханства, часть которого находится в районе современной Калмыкии.

Калмыки стали союзниками России, и между Калмыцким ханством и Россией был подписан договор об охране южно-российских границ. Позже они стали именными, затем полными подданными русского царя. В 1724 году калмыки перешли под контроль России. К началу 18 века насчитывалось около 300-350 000 калмыков и 15 000 000 русских.

Царство Русское постепенно отрывало автономию Калмыцкого ханства. Эта политика поощряла создание русских и немецких поселений на пастбищах, где калмыки бродили и кормили свой скот. Русская православная церковь, напротив, оказала давление на буддийских калмыков, чтобы они приняли православие. В январе 1771 года угнетение царской администрации вынудило большую часть калмыков (33 тысячи дворов или около 170 тысяч человек) переселиться в Джунгарию. 200 000 (170 000) калмыков начали миграцию со своих пастбищ на левом берегу Волги в Джунгарию через территории своих башкирских и казахских врагов.

Последний калмыкский хан Убаши возглавил миграцию для восстановления Джунгарского ханства и независимости Монголии. Как отмечает К. Д. Баркман, «совершенно очевидно, что торгуты не собирались сдавать китайцев, но надеялись вести независимое существование в Джунгарии». Убаши-хан отправил свои 30 000 кавалеристов на русско-турецкую войну в 1768-1769 годах, чтобы получить оружие перед миграцией. Императрица Екатерина Великая приказала русской армии, башкирам и казахам уничтожить всех мигрантов, а Екатерина Великая отменила Калмыцкое ханство.

Киргизы напали на них возле озера Балхаш. Около 100 000-150 000 калмыков, которые поселились на западном берегу реки Волги, не могли пересечь реку, потому что река не замерзла зимой 1771 года, и Екатерина Великая изгнала из них влиятельных дворян.

После семи месяцев путешествия только одна треть (66 073) первоначальной группы достигла Джунгарии (озеро Балхаш, западная граница империи Маньчжу-Цин). Маньчжурская империя переселила калмыков в пять различных областей, чтобы предотвратить их восстание, и вскоре погибли влиятельные лидеры калмыков (убитые маньчжурами). После русской революции их поселение ускорилось, буддизм был уничтожен, а стада коллективизированы.

22 января 1922 года Монголия предложила иммигрировать калмыкам во время голода в Калмыкии, но российское правительство отказалось. Приблизительно 71-72 000 (93 000?; Около половины населения) калмыки умерли во время того голода. Калмыки восстали против России в 1926, 1930 и 1942-1943 гг. В марте 1927 года Советский Союз депортировал 20 000 калмыков в Сибирь, тундру и Карелию.

Калмыки основали суверенную республику ойрат-калмык 22 марта 1930 года. У государства ойрат было небольшое войско, и 200 калмыцких солдат разбили 1700 советских солдат в провинции Дурвуд Калмыкии, но государство ойрат было разрушено Советской Армией в 1930 году. Калмыкские националисты и панмонголисты пытались переселить калмыков в Монголию в 1920-х годах. Монгольское правительство предложило принять монголов Советского Союза, включая калмыков, в Монголию, но Россия отказалась от попытки.

В 1943 году все население в 120 000 калмыков было депортировано в Сибирь Сталиным по обвинению в поддержке вторжения армий Оси, атакующих Сталинград (Волгоград); считается, что пятая часть населения погибла во время и сразу после депортации. Около половины (97-98 000) калмыков, депортированных в Сибирь, умерли, прежде чем им было разрешено вернуться домой в 1957 году. Правительство Советского Союза запретило преподавание калмыцкого языка во время депортации.

Основной целью калмыков была миграция в Монголию. Монгольский лидер Хорлогиин Чойбалсан попытался переселить депортированных в Монголию, и он встретился с ними в Сибири во время своего визита в Россию. В соответствии с Законом Российской Федерации от 26 апреля 1991 года «О реабилитации изгнанных народов» репрессии против калмыков и других народов квалифицировались как акт геноцида. Сейчас они пытаются возродить свой язык и религию. В 2010 году калмыками было 176 800 человек.

Синьцзян-монголы

Монголы Синьцзяна составляют меньшинство, главным образом в северной части региона, насчитывающее 194 500 человек в 2010 году, около 50 000 из которых являются дунсянцами. Они в основном являются потомками выживших торгутов и хошутов, вернувшихся из Калмыкии, и чахаров, размещенных там в качестве гарнизонных солдат в 18 веке. Император послал сообщения с просьбой о возвращении калмыков и установил уменьшенную копию Поталы в Джехоле (Чэндэ) (загородная резиденция маньчжурских императоров), чтобы отметить их прибытие.

Модельная копия этой «Маленькой Поталы» была сделана в Китае для шведского исследователя Свена Хедина и была установлена на Всемирной Колумбийской выставке в Чикаго (1893). В настоящее время он находится на хранении в Швеции, где планируется его возведение. Некоторые из репатриантов не зашли так далеко и до сих пор живут, как мусульмане, в юго-западной части озера Иссык-Куль в современной Киргизии.

Алаша монголы

Границу Ганьсу и к западу от реки Иргай называют Альша или Алаша, Альшаа и монголов, которые переехали туда, называют монархами Алаша.

Четвертый сын Тёрбайх Гюши-хана Аюш был против брата хана Байбагаса. Старший сын Аюша — Батур Эрх Джонон Хороли. После битвы между Галданом Бошигт-ханом и Очирту-Сечен-ханом Батур Эрх Джонон Хороли переехал в Цайдам со своими 10000 домашних хозяйств. Пятый Далай-лама хотел получить землю для них от правительства Цин, поэтому в 1686 году Император разрешил им проживать в Алаше.

В 1697 году монархами Алаши управляли в единицах «хошуу» и «сум». Хошуу с восемью суммами был создан, Батур Эрх Джонон Хороли был назначен в Бейл (принц), и Алаша был таким образом «засаг-хошуу». Алаша был, однако, как «аймак» и никогда не управлялся «чуулганом».

В 1707 году, когда умер Батур Эрх Джонон Хороли, его сын Абуу стал его преемником. Он был в Пекине с юности, служил телохранителем Императора, и ему была дана принцесса (Императора), что сделало его «Хошой Тавнан», то есть женихом Императора. В 1793 году Абуу стал Юнь Ван. Здесь несколько тысяч мусульманских алаша-монголов.

Эжине монголы

Монголы, жившие вдоль реки Эцзинь (Руо Шуй), произошли от Равжира, внука Торгутского хана Аюка из Волги.

В 1678 году Равжир со своей матерью, младшей сестрой и 500 людьми отправился в Тибет, чтобы помолиться. Когда они возвращались через Пекин в 1704 году, правитель Цин, император Канси, позволил им остаться там на несколько лет, а затем организовал для них «хошуу» в месте под названием Сертей и сделал Равжира губернатором.

В 1716 году император Канси отправил его со своими людьми в Хами, недалеко от границы Китая Цин и Зунгарского ханства, для сбора разведывательных данных против ойратов. Когда Равжир умер, его старший сын Дензен стал его преемником. Он боялся Зунгара и хотел, чтобы правительство Цин позволило им отойти от границы. Они поселились в Далан-Уул-Алтан. Когда Дензен умер в 1740 году, его сын, Любсан Дарья, стал его преемником и стал Бейлем. Сейчас в Эджине Торгутс около 5000 человек.

В 1753 году они поселились на берегах реки Эджин, и таким образом была образована река Торгхут «хошуу».

Ойратские племена

Сартские калмыки и синьцзянские ойраты не являются волжскими калмыками или калмыками, а калмыки являются подгруппой ойратов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *