Русский музей что там есть
Перейти к содержимому

Русский музей что там есть

  • автор:

Русский музей

Даже если в Петербурге исчезнет большинство музеев и останется только Русский музей, город сохранит за собой звание культурной столицы. Шедевров из этого музея с лихвой хватит на несколько городов. Поэтому, если перед вами возник выбор, что посмотреть в Петербурге за 1 день – отправляйтесь в Русский музей.

Филиалы

Коллекция Русского музея насчитывает свыше 400 000 экспонатов. Здесь хранится часть сокровищ Эрмитажа и Академии художеств, и шедевры из частных коллекций. Разместить такое количество предметов искусства в стенах одного здания невозможно. Русский музей – это несколько дворцов и замков 18-19 веков.

Основная экспозиция находится в Михайловском дворце и в корпусе Бенуа.

В Михайловском замке можно увидеть скульптуры 19-20 веков. Строгановский дворец известен коллекцией нумизматики. А Мраморный — картинами из частных коллекций. Летний сад, Летний дворец Петра I и домик Петра I – это тоже Русский музей.

Легенды Русского музея

С Михайловским дворцом связаны красивые и пугающие легенды. По одной из них, некий монах предрек Павлу І рождение сына. Императору было сказано, что ребенка нужно назвать Михаилом и построить в его честь дворец.

Другой предсказатель обещал Павлу І столько лет жизни, сколько букв в цитате над главными воротами замка. Предсказание сбылось. И некоторые верят, что после смерти императора он остался в Михайловском замке. Говорят, что по ночам в его стенах слышны шаги и стоны, а в окне видно огонек свечи.

Что посмотреть в Русском музее

Здесь можно увидеть практически все картины, которыми украшают форзацы школьных учебников. Писали сочинение по «Бурлакам на Волге» или «Девятому валу» или «Витязю на распутье»? Тогда вам будет особенно интересно увидеть их в оригинале. Шедевры кисти Андрея Рублева, Бориса Кустодиева, Ильи Репина, Ивана Айвазовского хранятся в главном корпусе Русского музея.

Как правильно гулять по Русскому музею

В Русском музее даже в пик туристического сезона нет такого наплыва посетителей, как в Эрмитаже. Поэтому здесь гораздо спокойнее, а атмосфера располагает к задумчивости и созерцанию.

Однако если вам пришла в голову мысль за один визит увидеть все сокровища Русского музея – гоните ее прочь. Опытные экскурсоводы советуют делать так. Один поход в музей – одна тема и несколько относящихся к ней экспонатов. Лучше, если последних будет не больше 7-9. Тогда вместо обрывочных воспоминаний у вас в голове сложится цельная картина.

Музей для детей

Русский музей часто выбирают родители, ищущие, куда сходить в каникулы с детьми. Помимо разовых экскурсий можно выбрать одну из секций для регулярных занятий. В музее проходят мероприятия, посещать которые можно начиная с четырех лет. Во время занятия дети активно участвуют в обсуждениях, учатся вести диалоги и беседовать об искусстве. Как правило, они включают тематическую экскурсию и творческую часть.

Лайфхаки для посетителей

Хотите выбрать день, когда в музее меньше всего посетителей? Тогда приходите во второй половине дня в четверг или в пятницу. А если вы идете в «популярное» время, начинайте осмотр с корпуса Бенуа. Вы пойдете навстречу основному потоку людей. Самый неудачный день для посещения Русского музея – понедельник. В Эрмитаже в этот день выходной, а значит поток посетителей направится сюда.

Кстати, конец рабочей недели идеально подходит и для посещения Эрмитажа. Можно выбрать экскурсию по определенной теме или купить билет и осмотреть коллекцию самостоятельно.

Главные места
Русского музея:
что посмотреть в первую очередь

Прогуливаясь по залам Русского музея, вы сможете увидеть настоящие «жемчужины» изобразительного искусства. Здесь собраны коллекции от старинных икон до картин и скульптур современных художников. В музее экспонируются работы Андрея Рублева, Бартоломео Растрелли, Дмитрия Левицкого, Карла Брюллова, Ивана Айвазовского, Ореста Кипренского, Ивана Крамского, Ильи Репина, Михаила Врубеля, Бориса Кустодиева, Валентина Серова — и это далеко не полный список.

Коллекция Русского музея

Местная коллекция настолько обширна, что её экспозиции расположились сразу в нескольких зданиях. Чтобы легче было ориентироваться, приводим названия основных корпусов Русского музея:

  • Михайловский дворец
  • Корпус Бенуа
  • Михайловский замок
  • Строгановский дворец
  • Мраморный дворец

Мало времени на музей? Мы все просчитали и составили маршрут на 2,5 часа: сюда вошло только самое-самое.

Михайловский дворец

Михайловский дворец и корпус Бенуа — это два сообщающихся между собой здания, соединенные внутренней лестницей. Для посещения экспозиций этих корпусов Русского музея действует единый билет. Войти в Михайловский дворец можно с улицы Инженерной, тогда как парадный вход корпуса Бенуа находится на набережной канала Грибоедова.

Разделены Михайловский дворец и корпус Бенуа скорее тематически, чем архитектурно. Если сказать кратко, то в Михайловском представлены иконы, скульптуры и живопись вплоть до XIX века включительно, а в корпусе Бенуа — современное искусство XX века.

В Михайловском дворце легко ориентироваться: он разделен на 17 залов, маршрут по которым построен по хронологии развития искусства в России. Так, свой осмотр вы начнете с древних икон, а закончите работами авторов XX века.

«‎Девятый вал»‎. Иван Константинович Айвазовский

Корпус Бенуа

Настоящими «визитными карточками» корпуса Бенуа можно считать «Вестник весны» Алексея Саврасова, «Миф и реальность» Михаила Врубеля, «Портрет Иды Рубинштейн» Валентина Серова, «Купчиха за чаем» Бориса Кустодиева, «Святой Георгий» Василия Кандинского, «Святое семейство» Павла Филонова и другие.

Михайловский сад

Выйдя из корпуса Бенуа или Михайловского замка, в зависимости от того, откуда вы начали осмотр Русского музея, вы окажетесь в Михайловском саду. Сад примечателен архитектурными сооружениями, которые представляют собой исторические памятники. Так, например, здесь находится павильон Росси, фонтаны, скульптуры, пруд, цветники. Не забудьте сделать фото: снимки в саду получаются ну очень атмосферными.

В Михайловском замке вы увидите парадные залы и несколько постоянных экспозиций, а именно портретную галерею Русского музея и экспозицию «Петербургское общество эпохи Романовых».

Строгановский дворец

Мраморный дворец

Часы работы Русского музея и как добраться

Русский музей знаменит своей выдающейся коллекцией художественного искусства отечественных авторов. Основными корпусами музея считаются Михайловский дворец и корпус Бенуа, однако многие работы экспонируются и в других зданиях музея. К ним, в частности, относятся Михайловский замок, Строгановский и Мраморный дворцы. Если Михайловский дворец и корпус Бенуа находится рядом друг с другом, то остальные здания расположены отдельно. Далее приводим адреса, местоположение корпусов и часы их работы:

Главные шедевры Русского музея

«Девятый вал», «Бурлаки на Волге», «Чёрный квадрат» и другие работы знаменитых мастеров Главные шедевры Русского музея

Материал подготовлен редакцией Tripster при участии местных гидов

Знает всё о петербургских дворцах и усадьбах, а ещё водит экскурсии по Русскому музею, где с вдохновением рассказывает о судьбах великих художников и их полотнах.

Поделится малоизвестными фактами о шедеврах живописи, проведёт не только по залам Русского музея, но и по главным достопримечательностям Петербурга.

Где можно увидеть коллекцию Русского музея

Сегодня собрание занимает шесть зданий, расположенных в разных частях Санкт‑Петербурга. Обойти их за день практически невозможно. Однако можно ограничиться главным зданием Государственного Русского музея — Михайловским дворцом, вход в который расположен со стороны площади Искусств. Прямо из него по переходу можно попасть в Корпус Бенуа, где проходят временные выставки и расположена постоянная экспозиция живописи XX века.

Самые известные картины Русского музея

Список ниже — не строгая рекомендация. Однако знакомство именно с этими работами позволит посетителю осмотреть основные экспозиции, а также понять, в каком направлении развивалась живопись в России в XIX-XX веках.

«Последний день Помпеи», К. П. Брюллов (1833)

Михайловский дворец, зал № 14

Идея создания этого произведения пришла к художнику после посещения раскопок Помпей. История древнего города, погребённого под слоем лавы и пепла в результате извержения Везувия, произвела на Брюллова большое впечатление. Он решил изобразить это событие на огромном полотне и потратил на работу шесть лет.

На картине можно увидеть не только самого художника, но и возлюбленную Карла Брюллова. Это Юлия Павловна Самойлова. Если приглядеться к женщинам на картине, то в каждом лице можно узнать её черты.

Картина, законченная в 1833 году в Риме, была поднесена заказчиком, Анатолием Демидовым, Николаю I. Впечатлённый полотном, император вызвал Брюллова в Петербург для работы в Академии художеств и оформления интерьеров Исаакиевского собора. Проводя в сыром храме часы напролёт, художник подорвал здоровье и вскоре скончался в возрасте 52 лет. Не будь картина «Последний день Помпеи» столь успешной, Брюллов мог бы спокойно и благополучно продолжать работать в Италии.

В центре композиции — младенец, прильнувший к телу мёртвой матери, как символ падения старого мира и зарождения нового. Справа и слева — жители римской провинции, застывшие в вечном ужасе перед лицом стихии. Среди них христианский священник, олицетворяющий новую веру. Брюллов противопоставляет ему языческого жреца, убегающего с храмовыми реликвиями. В толпе также можно заметить художника с ящиком красок на голове — это автопортрет Брюллова.

«Последний день Помпеи», К. П. Брюллов (1833)

После невероятного успеха в Европе работу высоко оценили и в России. Николай I захотел лично познакомиться с её автором, А. С. Пушкин посвятил ей стихотворение, Н. В. Гоголь — большую статью, а самого Брюллова окрестили «великим Карлом».

«Девятый вал», И. К. Айвазовский (1850)

Михайловский дворец, зал № 14

Девятый вал — это самая страшная волна во время шторма. Так гласит поверье, бытующее среди моряков. Родившийся и выросший на черноморском побережье Айвазовский наверняка был с ним знаком. По одной из версий, он стал свидетелем свирепого буйства стихии во время морского путешествия по Европе. Кстати, в прессе тогда даже ошибочно была распространена информация, что художник погиб!

За свою жизнь Айвазовский написал около 6000 полотен, среди которых большая часть — морские пейзажи. Однако эта работа занимает особое место в его творчестве. Несмотря на огромные размеры (три на два метра), она была написана всего за 11 дней! И сразу стала настоящим хитом — на неё приходили посмотреть по несколько раз в неделю. По успешности это произведение можно сравнить только с брюлловским «Последним днём Помпеи».

«Девятый вал», И. К. Айвазовский (1850)

«Бурлаки на Волге», И. Е. Репин (1870-1873)

Михайловский дворец, зал № 33

Вместе с этой работой в русском искусстве родилось новое направление — реализм. Ранее никто и никогда не пытался изобразить тяготы простого народа на большом полотне. Репин не просто показал труд бурлаков без прикрас — он усилил гнетущее впечатление за счёт плывущего в противоположном направлении буксира, который призван облегчить их участь, но по какой-то причине не используется.

Репин так драматично прописал героев, что в следующие два факта трудно поверить. Во-первых, живописец не ставил своей целью показать социальную несправедливость. Его просто вдохновил образ волжских работяг. Во-вторых, этот труд был добровольным, высокооплачиваемым (за сезон судоходства можно было заработать на безбедную зиму) и, как бы сейчас сказали, «проектным» (бурлаков приглашали, если баржа садилась на мель).

«Бурлаки на Волге», И. Е. Репин (1870-1873)

Произведение было представлено на Всемирной выставке в Вене, прославив Репина в Европе. После этого картину, в которой публика увидела критику имперского строя, приобрёл великий князь Владимир Александрович. Многие годы она висела в бильярдной его дворца.

«Витязь на распутье», В. М. Васнецов (1882)

Михайловский дворец, зал № 28

Это одна из нескольких картин Васнецова, написанная по мотивам былины об Илье Муромце. Первую работу художник закончил в 1877 году и представил на выставке, однако остался ей недоволен. А спустя пять лет написал того самого «Витязя на распутье», который сегодня признан шедевром и выставлен в Русском музее.

Всегда считалось, что эта картина о трудности выбора. Но если прочитать надпись на камне, то выходит, что выбора у витязя нет. Надпись гласит: «Как пряму ехати, живу не бывати, нет пути ни проезжему, ни прохожему, ни пролётному».

Виктор Васнецов считал «Витязя на распутье» самой удачной своей работой. Недаром сюжет этой картины воспроизведён на надгробии художника на Введенском кладбище в Москве, ведь именно с неё и началось его собственное распутье, когда он ушёл от жанровой бытовой передвижнической живописи к исторической, основанной на фольклорной тематике.

От предыдущих картина 1882 года отличалась размером (Васнецов увеличил полотно) и несколькими важными деталями: пропала дорога, по которой пришёл витязь, и распутье с тремя тропинками. Сам богатырь теперь изображён спиной к зрителю (в предыдущих версиях — лицом или вполоборота). А от текста на камне, прежде предвещавшего три варианта развития событий (женитьбу, богатство и смерть), остался лишь один — самый мрачный.

«Витязь на распутье», В. М. Васнецов (1882)

О символических значениях этих изменений спорят до сих пор. Однако большинство сходится во мнении, что Васнецов хотел усилить ощущение судьбоносности выбора, который стоит перед героем.

Всего, по разным оценкам, существует до десяти версий картины. Одна из них выставлена в Серпуховском историко-художественном музее.

«Переход Суворова через Альпы», В. И. Суриков (1899)

Михайловский дворец, зал № 36

Суриков взял за основу сюжета для картины трагический эпизод, когда после череды кровопролитных битв с французами и изнурительных горных переходов измотанному войску под командованием А. В. Суворова оставалось преодолеть последний перевал — Паникс. Глубокой осенью 1799 года в Альпах уже стояли морозы. Впереди — пугающая бездна, вокруг — снегопад и сильный ветер, отступать нельзя. Этот переход занял сутки и унёс жизни как минимум двухсот человек.

Если присмотреться к фигуре Суворова на коне, то можно заметить, что он улыбается. Полководец юмором вдохновляет верных солдат на подвиг, подбадриваемые им, они летят в бездну. И их готовность следовать за командиром поражает! Сам Суриков называл свою картину «подвигом под шутку полководца». Живописец завершил полотно в 1899 году — как раз к столетию Швейцарского похода Суворова. В том же году картину купил Николай II для недавно учреждённого Русского музея.

Фото 1 - Экскурсия: "undefined"

Фото 2 - Экскурсия: "undefined"

Художник работал над картиной около четырёх лет. За это время он несколько раз ездил на место событий: рисовал альпийские пейзажи с натуры и даже скатывался со снежных склонов, чтобы представить, что чувствовали участники похода. Такое погружение в тему позволило очень точно изобразить эмоции и позы солдат, а также горный спуск, для многих из них оказавшийся смертельным. Это полотно необычно и из-за вертикальной ориентировки холста, нетипичной для того времени и для этого жанра. Таким образом автор хотел усилить ощущение неудержимого падения в пропасть.

«Небесный бой», Н. К. Рерих (1912)

Флигель Росси, зал № 41

Этот пейзаж не был написан с натуры и не существовал в действительности. Это обобщённый образ планеты Земля, порождённый фантазией Рериха.

Идея картины возникла у Рериха в период, когда он работал над оформлением постановки оперы «Валькирия» Рихарда Вагнера. В первоначальном эскизе художник изобразил фигуры могучих дев-воительниц, сражающихся в небесной выси. Однако в окончательном варианте отказался от излишней литературности. Поэтому в картине «Небесный бой» в бесконечном пространстве причудливо клубятся цветные облака. Публика посчитала полотно, полное тревоги и созданное незадолго до Первой мировой войны, пророческим, а писатель Максим Горький даже назвал художника «великим интуитивистом».

Как и на других его картинах, главное место здесь отведено цвету. Кучевые облака, занимающие большую часть холста, написаны на контрасте светлого и тёмного, холодного и тёплого, что подчёркивает нереальность пейзажа. Они конфликтуют и одновременно гармонируют друг с другом.

«Небесный бой», Н. К. Рерих (1912)

При этом основное чувство, которое остаётся от созерцания работы, — тревога. Вероятно, изображение неспокойного неба — это авторская попытка передать собственные переживания, связанные с ощущением предстоящей войны.

«Купчиха за чаем», Б. М. Кустодиев (1918)

Корпус Бенуа, зал № 71

Самый удивительный факт, связанный с этой работой, — Кустодиев написал её будучи прикованным к инвалидному креслу из-за тяжёлой болезни. Несмотря на это, ему удалось создать шедевр. И, кстати, всего за несколько дней!

Образ состоятельной купчихи списан с соседки Кустодиева. Модель была молода и не отличалась выдающимися формами. Живописец сознательно прибавил ей возраста и веса. Первое — для солидности, второе — для красоты: худоба, как он говорил, его не вдохновляла. К слову, из-за обилия пышнотелых красавиц на кустодиевских полотнах художника даже называли русским Рубенсом.

«Купчиха за чаем», Б. М. Кустодиев (1918)

Для одних эта работа — ностальгия по богатой купеческой жизни. Для других — карикатура на «третье сословие». Последнее мнение было особенно распространено в советское время. Сейчас искусствоведы склонны считать, что таким образом художник прощался со старым миром, которого не стало после революции 1917 года.

«Смерть комиссара», К. С. Петров-Водкин (1928)

Корпус Бенуа, зал № 79

На этом полотне запечатлён трагический эпизод Гражданской войны: раненный в битве комиссар умирает на руках бойца, в то время как возглавляемый им отряд красноармейцев продолжает сражение.

В созданных художником образах заложены идеи преданности идеалам революции. Именно такую задачу поставил перед ним революционный военный совет, заказывая картину к 10-летию Красной армии. Петров-Водкин прекрасно справился, что принесло ему всеобщее признание.

«Смерть комиссара», К. С. Петров-Водкин (1928)

«Смерть комиссара» заслуживает внимания ещё по одной причине. В этой работе автор отказался от линейной перспективы, применив особый метод построения пространства — «сферический». В его основе — ощущение мира как единого целого. Используя этот приём, автор создаёт дополнительный объём и динамику и как бы выводит единичное событие, изображённое на полотне, на новый, планетарный уровень.

«Оборона Севастополя», А. А. Дейнека (1942)

Корпус Бенуа, зал № 81

До начала Великой Отечественной войны Дейнека жил в Севастополе. С тех пор у него хранились альбомы с зарисовками, сделанными в крымский период. Именно они послужили основой для этой работы. А стимулом стали фотографии разрушенного города, которые он увидел в начале 1942 года.

«Оборона Севастополя», А. А. Дейнека (1942)

Дейнека не стремился к реалистичности в изображении битвы, но хотел достичь достоверности в движениях и ракурсах советских воинов, раз за разом рисуя человеческое тело с натуры. Правда, моделей было не найти: все мужчины ушли на фронт. Поэтому для матроса на переднем плане позировала женщина. Несмотря на все усилия художника, его обвинили в неубедительности и даже незавершённости картины. Тогда это помешало ему получить Сталинскую премию. Сегодня же эта работа — признанный шедевр батальной живописи.

Картины А. И. Куинджи

В Русском музее можно увидеть более двух десятков работ Куинджи. Самая известная среди них — «Лунная ночь над Днепром» (1880).

Экспериментируя с красками, в чёрный цвет Куинджи добавлял битум. Тогда свойства этого вещества не были изучены и никто не мог предположить, что в результате полотно так потемнеет. Из-за того что краска вступила в реакцию с битумом, отреставрировать картину невозможно.

Всё, что видит зритель, — мерцание лунного света на водной глади. Остальные детали погружены в темноту ночи. Пейзаж получился настолько реалистичным, что Куинджи подозревали в использовании специальных ламп, которые он якобы поместил за полотном, и даже в сделке с дьяволом! На самом деле это результат тонкой работы и экспериментов по смешиванию красок, которые художник проводил в химической лаборатории Д. И. Менделеева.

Полотно нашло покупателя до того, как было окончено, и вошло в историю живописи как экспонат первой в России моновыставки.

«Лунная ночь над Днепром», А. И. Куинджи (1880)

Картины Г. И. Семирадского

Будучи представителем академизма в живописи, он писал полотна на исторические, античные и религиозные темы. Одно из них — «Грешница» (1873). В основе сюжета — одноимённое стихотворение А. К. Толстого, повествующее о встрече блудницы с Христом, которое символизирует столкновение языческого и христианского миров. Во времена Семирадского это произведение было очень популярным — его горячо обсуждали и читали вслух в литературных салонах.

Особенность работы заключается в неуловимой игре света и тени, благодаря которой герои выглядят очень реалистично. Полюбоваться полотном и ещё семью картинами художника можно в Русском музее.

«Грешница», Г. И. Семирадский (1873)

Картины И. И. Шишкина

Коллекция работ Шишкина в Русском музее насчитывает более 80 картин. Благодаря столь обширному собранию можно проследить этапы становления художника. Здесь есть «Вид в окрестностях Петербурга» (1856) — один из первых пейзажей Шишкина, написанный в годы его учёбы в Академии художеств и удостоенный медали. Особое место среди ранних работ занимают этюды с летней практики юного живописца на острове Валаам, где тот в мельчайших деталях передаёт красоту северной природы.

Фото 1 - Экскурсия: "undefined"

Фото 2 - Экскурсия: "undefined"

Фото 3 - Экскурсия: "undefined"

Одна из самых значимых картин европейского периода мастера — «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865). Она принесла ему звание академика и тоже хранится в Русском музее. Здесь же можно увидеть самую известную работу Шишкина — «Утро в сосновом бору» (1889). Но не большое полотно в цвете (оно экспонируется в Третьяковской галерее), а карандашный набросок, с которого начинался великий шедевр.

Картины В. В. Верещагина

Верещагин постоянно путешествовал, задерживаясь дома лишь на один-два месяца. Каждая поездка вдохновляла его на серию новых работ, раз за разом приносивших ему всё более широкую известность.

В Русском музее хранится девять картин Верещагина, посвящённых Средней Азии, Кавказу, Палестине, Японии и России. Особого внимания заслуживает большое полотно «У дверей мечети» (1842), написанное им после посещения Туркестана и характеризующее его как мастера мельчайших деталей. В этой работе художник с невероятной точностью изобразил богатый орнамент двери мусульманской мечети Газрей-Вассави.

Фото 1 - Экскурсия: "undefined"

Фото 2 - Экскурсия: "undefined"

Фото 3 - Экскурсия: "undefined"

Картины М. А. Врубеля

Талант этого художника не знал границ. Врубель писал картины, иконы, фрески, создавал эскизы к театральным костюмам и керамику невероятной красоты. Однако в историю живописи он вошёл благодаря циклу работ со сквозным персонажем — демоном.

Долгие годы физические и интеллектуальные силы живописца подтачивала душевная болезнь. Он постоянно лечился в психиатрических клиниках, а в краткие моменты просветлений создавал выдающиеся произведения, от которых веет чем-то потусторонним. Это дало повод современникам утверждать, что художник продал душу дьяволу и поплатился за это собственным здоровьем. Сам Врубель считал, что все беды последних лет — это наказание за страшное преступление, которое он совершил, когда посмел писать Христа и Богородицу, одновременно работая над «Демоном». Именно в этот период у него появились первые признаки психического расстройства.

Последним полотном в этой серии стал «Шестикрылый серафим» (1904), где злой дух превращается в божественного вестника, образ которого вдохновлён стихотворением А. С. Пушкина «Пророк». Демон, переродившийся в серафима, символизирует перелом в духовных исканиях самого Врубеля. Картину он писал в перерывах между приступами тяжёлой болезни, полотно стало его последней масштабной работой.

«Шестикрылый серафим», М. А. Врубель (1904)

Картины П. Н. Филонова

Мечтая стать живописцем, маляр Филонов часами копировал картины великих мастеров в Русском музее, готовясь к поступлению в Академию художеств в Санкт‑Петербурге. Однако проучившись там несколько лет, отчислился по собственному желанию, чтобы стать одним из основоположников русского авангарда.

Теперь в том же музее можно увидеть одну из самых впечатляющих картин Филонова — «Формула весны» (1929). Как и другие свои работы, эту он писал мелкими мазками (или, как говорил сам мастер, — «атомами»), нанося их тонкой кистью и двигаясь от одного угла холста к другому. Результат тонкой работы восхищает: сотни цветных «атомов» закручиваются в вихре и кружат голову как первый запах весны.

«Формула весны», П. Н. Филонов (1929)

Картины К. С. Малевича

В начале пути он искал себя, рисуя картины в стиле разных направлений авангарда. А потом создал новый стиль — супрематизм, выделив в нём три стадии: чёрную, цветную и белую. В понимании художника первая предполагала исследование формы, вторая — цвета, третья — фактуры.

О смысле этой картины горячо спорят уже больше века. Что это: произведение искусства или жест, манифест беспредметной живописи? Месть провинциального самоучки, не принятого дважды в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, или приговор старому искусству? Взгляд в бездну, в тоннель, ведущий к центру Земли, или универсальное знание, сложившее в пачку чёрно-белые негативы с изображением всего сущего? А может быть, это просто маленький мальчик с огромным чёрным ранцем, идущий по заснеженному полю?

Каждую стадию он воплотил в серии полотен, большая часть которых есть в собрании Русского музея. Самое известное — «Чёрный квадрат». Это начало и конец всех форм и красок мира — так описывал его смысл Малевич.

Фото 1 - Экскурсия: "undefined"

Фото 2 - Экскурсия: "undefined"

Заключение

Рекомендуем заглядывать в этот гид во время прогулки по залам Русского музея. Он познакомит с экспозицией не хуже музейного каталога. А если хочется чего-то необычного, можно сходить в музей в компании гида-художника или побывать здесь на экскурсии-квесте с загадками о великих мастерах и их полотнах.

Русский музей

Тем, у кого впервые возникла идея создать государственный музей, в котором были бы представлены художественные произведения, созданные исключительно русскими авторами, был император Александр III. Для этой цели Михайловский дворец выкупили у наследников великой княгини Екатерины Михайловны — дочери одного из наследников императора Павла I. А именно — Михаила Павловича, великого князя. Именно для него этот дворец и построили в своё время. Его помещения специально начали переоборудовать и перестраивать для создания там картинных галерей, экспозиции и хранения произведений искусства. Но Александр III умер в 1894-м и не успел увидеть своё детище. Работать Государственный Русский музей начал только при его сыне Николае II. Открытие состоялось в 1898 году. Собрание Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге сформировалось из экспонатов, предоставленных другими музеями (Эрмитажем и Академией художеств) и дворцами (Гатчинским, Александровским), а также частными коллекционерами.

Здания Русского музея

К Государственному Русскому музею в Санкт-Петербурге относятся несколько зданий. Это Михайловский дворец, где располагается основное собрание художественных произведений, и находящийся рядом корпус Бенуа. Путешествуя по СПб и отправляясь в Русский музей, многие ограничиваются исключительно двумя этими локациями. Но помимо главного здания, интерес представляют некоторые другие сооружения и парковые комплексы. Это, прежде всего, дворцы — Летний, Строгановский, Мраморный, замок — Михайловский, домик, в котором жил царь Пётр — первое здание в Северной столице, сады — Летний и Михайловский.

Михайловский дворец

Именно он считается основным, главным зданием Государственного Русского музея в СПб. Оно было спроектировано знаменитым архитектором по имени Карл Росси, итальянцем по происхождению, который всю жизнь провёл в России. Росси построил ряд главных дворцов и других парадных зданий в Санкт-Петербурге. Одним из наиболее выдающихся из них считается этот дворец — Михайловский. Многие отдают пальму первенства среди прекраснейших строений города именно ему. При этом роскошь, с которой оформлено это здание снаружи и внутри, не нарочитая, а сдержанная и благородная.

Самые знаменитые помещения в Михайловском дворце — Вестибюль, оформленный с помощью колонн коринфского ордера, парадные покои супруги Михаила Павловича Елены, и Голубая галерея с украшающими её статуями кариатид. В 30-х годах XIX века многие дворцовые постройки столицы подверглись перестройке в соответствии с новой архитектурной модой. Покоев Елены Павловны и некоторых отдельных парадных помещений во дворце не избежала такая участь, но результат оказался превосходным. В обновлении оформления участвовал прославленный архитектор А. И. Штакеншнейдер.

Осматривая экспозицию в Михайловском дворце, вы увидите иконопись Древней Руси (с XII века по XVII столетие), изделия народных ремёсел, созданное в этот период, скульптурные и живописные произведения (до XIX столетия).

Корпус Бенуа

Этот корпус, входящий в комплекс Русского музея, располагается около Грибоедовского канала и прилегает к Михайловскому дворцу. Своё название он получил в честь Л. Г. Бенуа — архитектора, принимавшего участие в постройке корпуса в начале XX века. Целью разработки проекта было создать помещение, чтобы проводить в нём выставки на постоянной и временной основе.

В корпусе Бенуа представлена живопись российских авторов и изделия русских народных мастеров, созданные в период с XIX по XX столетие. Выставки сформированы по тематическому принципу. Например, здесь есть серия работ, посвящённых мирному быту русского народа, семье и дому, — и работы, показывающие времена войн.

Строгановский дворец

Своё название дворец получил благодаря помещичьему роду Строгановых, которые ещё в 20-х годах XVIII века построили здесь небольшие палаты высотой в один этаж. В середине 1750-х Франческо Бартоломео Растрелли объединил здания, которыми владел барон С. Г. Строганов. Таким образом, на месте строгановских палат возвели роскошный дворец в барочном стиле.

Сейчас в этом корпусе Русского музея можно посмотреть на декоративно-прикладное искусство периода правления императора Александра I. Стиль, в котором были созданы эти предметы, называется «русский ампир». В Минералогическом кабинете графов Строгановых располагалась коллекция редких минералов. Отдельные образцы из собрания Строгановых находятся во дворце и поныне. Кабинет представляет интерес не только предметами, выставленными там. Он двухъярусный, с искусно расписанным куполом и светлыми окнами. Главное украшение помещения — четыре аллегорических барельефа, призванных представить воздух, огонь, землю и воду, четыре природных элемента.

Мраморный дворец

Своим существованием Мраморный дворец, входящий в комплекс Русского музея, обязан Екатерине II. Разработку проекта и постройку она поручила итальянскому зодчему Антонио Ринальди. Планировалось, что в здании будет жить один из фаворитов императрицы, граф Г. Г. Орлов. Но сооружение потребовало времени. Орлов умер раньше, чем дворец был построен. Поэтому императрица решила отдать здание Константину Павловичу. Этот великий князь был её внуком.

Мраморный дворец находится на набережной реки Невы совсем рядом с Зимним дворцом, благодаря чему образует с ним единство в архитектуре, хотя внешне их нельзя назвать похожими. В качестве стиля для постройки Мраморного дворца был выбран классицизм (ранний). Для отделки был использован гранит двух цветов — тёмно-красного и сероватый. Фасады украшены преимущественно элементами, сделанными с использованием мрамора (наличники, капители, колонны). Отсюда и эпитет, закрепившийся в официальном названии дворца.

Дворец в настоящее время является корпусом Русского музея. Здесь располагается постоянная экспозиция, рассказывающая о Константине Константиновиче — князе из рода Романовых, который жил здесь на рубеже XIX и XX веков. Он увлекался поэзией и был довольно известным стихотворцем своего времени. Свои произведения он подписывал просто — «К. Романов». В залах дворца также выставлены предметы искусства, собранные четырьмя коллекционерами. Первые — братья Ржевские, вторые — семейная пара из Германии, Ирене и Петер Людвиги.

Летний дворец Петра I

В одном из петербургских исторических парков (садов), в Летнем саду, можно увидеть дворец, в котором жил первый император России. Он носит название «Летний», и сейчас входит в комплекс Государственного Русского музея. Проект здания разработал итальянец Доменико Трезини в начале 1710-х. Петровский Летний дворец — редчайший случай, когда зданию удалось избежать перестроек и реконструкций в соответствии с веяниями архитектурной моды. Поэтому по сей день здесь можно увидеть интерьеры, созданные под руководством Петра I, и предметы, которыми он пользовался лично. Во внутреннем убранстве дворца представляют интерес настенные плитки, расписанные в голландском стиле, печи, оформленные изразцами, расписные плафоны светильников, шкафы из соснового дерева — в том числе так называемый данцигский шкаф, которым пользовался лично Пётр. Хорошо сохранились интерьеры Зелёного кабинета и Поварен. В кабинете царя можно увидеть уникальный для того времени прибор, измеряющий силу ветра и его направление. Также в Летнем дворце выставлена кровать Петра, которую сюда привезли из Александро-Невской лавры.

Михайловский замок

Несмотря на схожесть названия, Михайловский замок в составе Государственного Русского музея совсем не выглядит как Михайловский дворец, потому что построен совершенно в другом архитектурном стиле. Его проект был разработан при личном участии императора Павла I, любителя военного искусства с раннего детства. Интерес к рыцарству и военным ремёслам отразился в том, как в итоге стал выглядеть Михайловский замок. С четырёх сторон он окружён водоёмами — естественными (реками Фонтанкой и Мойкой) и искусственными (специально прорытые каналы). Получалось, что замок находился на острове, будучи практически неприступным. В Михайловском замке были дополнительные рвы с мостами, которые можно было поднимать и опускать, пушки и всевозможные фортификационные постройки. Здесь в 1801 году Павел I погиб. Пушки, рвы и подъёмные мосты не смогли спасти императора от внутренней угрозы — его убили в собственной спальне в ходе очередного дворцового переворота.

Михайловский замок знаменит своими впечатляющими залами, в разработке интерьеров которых также принимал участие Павел I. Самый роскошный из всех — Большой Тронный зал, украшенный гербами российских губерний и крупных городов. Воскресенский зал со стенами из жёлтого пятнистого мрамора — второе по торжественности помещение в Михайловском замке. Там проводились парадные приёмы, праздничные балы, там же проходило прощание с Павлом I. Интересна Галерея арабесок, вдохновением для которой послужили знаменитые Лоджии Рафаэля в Ватиканском дворце.

Домик Петра I

Царь Пётр отличался практичностью и аскетичностью во всём, что касалось его личной жизни. Поэтому его деревянный дом, построенный в 1703 году на нынешней Петроградской стороне СПб, отличался небольшим размером (12,7 метров в длину и 5,7 метров в ширину, общая площадь — 65 м 2 ) и скромностью декора. Именно эта постройка считается первым петровским дворцом и первым зданием в Санкт-Петербурге. Учитывая материал, из которого был построен домик, и непредсказуемый влажный петербургский климат, уже с XVIII века предпринимались попытки сохранить столь значимую постройку — ещё до того момента, когда она вошла в состав Русского музея (это случилось в 2004-м). Первая защитная галерея из столбов появилась над домиком и вокруг него в 1723 году, спустя столетие её застеклили, а в 1844-м вокруг построили кирпичный футляр. Его мы сейчас и можем видеть.

Домик Петра простой и скромный по планировке и набору комнат. В нём есть сени, спаленка, столовая и кабинет. Стены расписаны под кирпич, а крыша — под черепицу. В петровские времена такая роспись стен была в моде, но до наших дней она сохранилась только в домике Петра благодаря защитному футляру. После восстановительных работ в 70-х годах прошлого века удалось расчистить затейливый орнамент на наличниках дверей и окон с растительными мотивами. Главный экспонаты в петровском домике — мундирное платье, трость, отливка оттиска с руки самого царя Петра, кресло, в котором любил сидеть царь, и небольшая узкая лодка — «верейка».

Михайловский сад сочетает в себе две несочетаемые, противоположные друг другу традиции. С одной стороны — французский сад в стиле барокко («регулярный») с его геометрической планировкой аллей, фонтанами, статуями и тщательно разработанной, выверенной до малейших деталей композицией. С другой — английский сад, более естественный, где планировку диктует сама природа. Михайловский сад — редкий пример ландшафтной архитектуры, относящийся к рубежу XVIII и XIX столетий. В его центре сада находится «английская» часть, а по периметру — территория, оформленная во французском стиле.

Летний сад был создан по повелению Петра I и был им очень любим. Он принимал активное участие в процессе, собственноручно вносил изменения в проекты. Сад имеет простую планировку — аллеи прямые, их немного: три главных и несколько пересекающих их перпендикулярно дорожек. С одной стороны Летний сад ограничивает Нева, с другой — Фонтанка, а по его территории протекает канал Лебяжья канавка. Императрица Екатерина Вторая повелела установить на одной из границ сада (близ Невы) знаменитую ограду с позолоченными декоративными элементами и архитектурными составляющими, сделанными из красного гранита. Для её изготовления потребовалось 16 лет. Ограду многие называют выдающимся шедевром классицистической архитектуры, аналогов которой нет в мире.

Русский музей в СПб: режим работы (часы, выходные дни)

Музей открыт все дни, кроме вторника — это официальный выходной. С десяти утра до шести вечера экспозиции в корпусах можно посетить в остальные дни. Исключение составляет четверг, когда музей работает с часу дня и до девяти вечера. При этом по понедельникам наиболее посещаемые локации, корпус Бенуа с Михайловским дворцом, работают дольше — так же с десяти утра, но до восьми вечера. Информация, касающаяся часов и дней, когда можно прийти для самостоятельного осмотра экспозиции или на экскурсию в Русский музей с гидом, доступна онлайн.

Как добраться в Русский музей в СПб

Музейный комплекс включает не одно здание. И хотя все они находятся не на окраинах и не в противоположных частях Санкт-Петербурга, а в центре, всё же они расположены не так уж близко друг от друга. Соответственно, добираться туда можно разными способами.

  • В дворец «Михайловский» (дом 4, улица Инженерная) легче попасть, приехав на «Невский проспект» (станция метрополитена). Путь из вестибюля займёт шесть минут. Сначала выйдите на главный городской проспект — Невский. Затем пройдите по улице, одноимённой дворцу — Михайловской, а после — сквозь Михайловский сквер. На три минуты дольше идти «Гостиного двора».
  • В находящийся рядом со дворцом корпус под названием «Бенуа» также быстрее всего — за четыре минуты — вы попадёте из вестибюля подземки «Невский проспект». Поверните к каналу Грибоедова и идите вдоль него до дома номер 2.
  • Строгановский дворец находится в здании 17 на Невском проспекте. К нему одинаково быстро (за пять минут) вы попадёте, приехав либо на станцию «Невский проспект», либо на «Адмиралтейскую». От метро «Невский проспект» вам нужно будет проследовать по одноимённой улице до реки Мойки. От «Адмиралтейской» по Кирпичному переулку вам нужно будет дойти до Большой Морской улицы и по ней прийти к Невскому. Далее идите направо до противоположного берега Мойки.
  • Мраморный дворец (адрес — улица Миллионная, дом 5/1) имеет не самое удобное местоположение с точки зрения близости к метро. От большинства станций вам придётся идти порядка 20 минут. Зато в ходе такой прогулки вы сможете увидеть главные достопримечательности Питера. Идя от «Горьковской» по Троицкому мосту, вы посмотрите на Петропавловскую крепость и Дворцовую набережную. По пути от «Адмиралтейской» вы пройдёте по Дворцовой площади, полюбуетесь Зимним дворцом и зданием Главного штаба Эрмитажа с его Триумфальной аркой. Спас-на-Крови, живописные набережные Грибоедовского канала и Мойки вы увидите, следуя к Мраморному дворцу от станции метрополитена «Невский проспект». Если решите выйти на «Гостином дворе», прогуляетесь сразу по двум знаменитым паркам СПб — Марсовому полю и саду «Михайловский».
  • Здание под литерой А в Летнем саду — это Петровский Летний дворец. Маршрут сюда напоминает путь к другому дворцу — Мраморному. За 20 минут прогулки пешком по красивейшим парковым зонам города вы попадёте непосредственно к дворцу. Выйти нужно на «Невском проспекте» или «Гостином дворе».
  • В здании 2 на улице Садовой располагается Михайловский замок. Туда вы попадёте, выйдя на станции подземки «Гостиный двор». От неё к замку нужно будет пройтись пешком 11 минут прямо. Вы пройдёте такие парки, как Инженерный сквер и Михайловский сад, когда будете следовать по улице Садовой. Столько же идти от «Невского проспекта».
  • Здание 6, набережная «Петровская» — это адрес, по которому расположен домик, где жил Пётр в первые годы существования города. Ближайшая к нему станция питерского метрополитена «Горьковская». Вам предстоит 11 минут пешком через парковые зоны — Александровский парк, Троицкую площадь и сквер Товстоногова.

Государственный Русский музей в СПб — самое масштабное собрание русского искусства на планете. В музейный комплекс входят одни из красивейших зданий Санкт-Петербурга, которые сами по себе являются экспонатами под открытым небом. Экспозиция Русского музея — это подробная история развития русского искусства за десять с лишним веков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *