Русины кто они и откуда
Перейти к содержимому

Русины кто они и откуда

  • автор:

Русины (лемки) — в поисках родины

Русины являются лемками и живут преимущественно за западе Украины. Вопрос определения статуса русинов до сих пор открыт, многие этнологи относят их к самостоятельному этносу. Сами русины тоже часто называют себя отдельным народом, хотя среди них есть и те, кто предпочитает называться украинцами.

Численность

Меньше всего русинов проживает в России — не более 230 человек, а наибольшая по численности русинская община сформировалась в Словакии, где насчитывается около 26 тысяч человек. На исторической родине — Украине — точное число русинов подсчитать трудно. В результате переписи многие русины относят себя к украинцам. Предположительно количество людей не превышает 20 тысяч человек. Интересно, что часть русинского сообщества живет в Соединенных Штатах Америки (примерно 9 тысяч человек). Также люди расселились по некоторым странам Восточной Европы.

Русинский язык представляет целую группу, охватывающую несколько стран. У русинского есть несколько особенностей, на которые стоит обратить внимание:

  1. Различаются гласные «э» и «о». Русины часто произносят слова, привычные русскому человеку так, что он невольно рассмеется. Например, слово «небо» звучит у них как «нэбо». А еще есть слово «дэрэво».
  2. Две буквы «о», одна из которых звучит как обычная русская, а другая более звонко и протяжно.
  3. «Р» часто произносится смягченно, словно к ней добавляют мягкий знак. То же самое касается буквы «в».

Более того, у русинского есть несколько говоров. В целом русинский алфавит очень похож на русский. Помимо русинского, есть южно-русинский, разделяющийся на диалекты. В его случае алфавит выглядит несколько иначе. Его примечательной особенностью можно считать наличие двух букв «г». Большинство русинов владеет украинским, а жители Восточной Европы знают языки, соответствующие стране проживания.

Нация

Выделяют 3 теории происхождения русинов:

  • венгерскую;
  • собственно русинскую;
  • украинскую.

Русинская теория отстаивается патриотами общин, которые считают, что они произошли от древнерусской нации. Примечательно, что, по этой версии, люди получаются промежуточным типом, от которого должны были произойти белорусы, русские и украинцы. Это означает, что русинский язык стал прообразом остальных славянских языков. В противопоставление такой версии ставится отсутствие ареала русинов в Киевском княжестве. Сходство этнонима «русин» и «россиянин» можно объяснить близостью живущих нардов. Не исключено, что их язык формировался под влиянием славян.
Самой часто оспариваемой версией является происхождение от венгров. Согласно такой теории, венгры переселились на территорию Киевского княжества и постепенно ассимилировали. В поддержку версии присутствует факт включения части Западной Украины в состав Венгерского королевства. Другой занимательный факт обращает внимание на употребление названия «русин» по отношению к венграм, сохранившим православие. Прямых опровержений венгерской теории нет, однако и доказательной базы по ней пока не существует.

Украинская версия предполагает, что люди стали ассимилировать в части украинского населения. Версия базируется на факте распространенности украинского языка среди русинского населения и проживании значительной части на территории Украины. Многие русины действительно называют себя украинцами, причем это касается многих стран, например, Словакии.
Происхождению русинов на генетическом уровне посвящено несколько исследований. В настоящий момент два из них завершено. Воеводинские русины по большей части принадлежат к гаплогруппе R1a1, горожане из Ужгорода тоже к ней близки, второй доминантной гаплогруппой является E1b1b1.

Название

Интересным моментом в жизни русинов является самоназвание. В единственном числе они действительно называют себя русинами, а во множественном — русскими. Даже их родной язык они считают русским.

История

Историю русинов принято начинать со 2 века нашей эры, когда происходит переселение славянских племен в Предкарпатье. Закарпатские славяне подверглись влиянию северофракийских племен, римлян из провинции Дакия, гуннов, вандалов, герулов и лангобардов. Славянские земли постепенно стали завоевывать венгры, а на смену им пришли османы.
На протяжении всей истории формирования Закарпатья русины не признавались как самостоятельный этнос. Только в начале 18 века стали появляться первые книги на русинских языках. Первая грамматика относилась к карпато-русинской, в середине 19 столетия появилась русинская азбука, а затем и газета. Переселение русинов в другие страны впервые произошло в середине 18 века. Ближе к 20 веку они начинают переселяться в США.

Религия

Христианство у русинов появилось еще во время Великоморавского княжества. Братья Кирилл и Мефодий стали первыми миссионерами, которые поведали русинскому народу о христианстве. Их до сих пор считают одними из важнейших покровителей Закарпатской Руси. В честь них выстроено множество храмов.
Изначально русины оставались верны православию, но многовековая изоляция и влияние греческого католицизма изменили их веру, хотя сохранилась Византийская литургия — обрядовость, характерная для Закарпатской Руси.
Русинская грекокатолическая церковь является самоуправляемой. Она разделяется на 3 части, одна из которых подчиняется Ватикану, другая принадлежит Мукачевской епархии, а третья —Чешской Республике. Сейчас насчитывается более 400 тысяч русинов, остающихся приверженцами грекокатолицизма.

Жизнь в разных странах

Русины составляют славянское меньшинство в Сербии и Хорватии. Многие называют себя украинцами, другие же предпочитают держаться обособленно. Правительства стран официально признают русинский народ и утверждают южно-русинский язык. Область, в которой сосредоточены русины, называется Паннонией. Здесь живут более 14 тысяч русинов, которые исповедуют грекокатолицизм. Никаких притеснений со стороны местного населения люди не испытывают. Напротив, их активно поддерживают, стараясь помогать в развитии культуры, образования и науки. В школах Сербии и Паннонии разрешается преподавание на русинском языке.
Чехия, Польша, Венгрия и Словакия тоже официально признают русинов. Вопросом о жизни и официальном признании народа занимается ООН. Сейчас о существовании русинского национального меньшинства на территории Украины до сих пор ведутся споры. В ООН считают отсутствие официальных признаний русинского меньшинства расовой дискриминацией. Украинское правительство считает его частью украинцев и относит к отдельной этнографической группе.
В целом положение русинов можно охарактеризовать как специфичное. Только в Хорватии их признают на конституционном уровне. Русинский язык зачастую не признается отдельным, а фигурирует как диалект украинского. Этнографы и лингвисты Украины относят его к западным диалектам. Произошедшее в 19 веке русинское возрождение украинские историки считают «москвофильским». Удивительно, но идею о существовании отдельного русинского народа чаще всего высказывают иммигранты, проживающие в Соединенных Штатах и Канаде.

Культура

Наиболее интересной представляется культура закарпатских русинов, выраженная в развитом зодчестве. Закарпатские русины многое позаимствовали у европейцев. В их постройках заметно влияние готики и стиля барокко. Зодчие были достаточно умелые, чтобы строить из дерева. Первыми свое распространение получили культовые сооружения. Они сохранились и до наших дней. Такие постройки появились в начале 17 века и строились до 19-ого. Есть и довольно старые постройки, которые относятся к древней эпохе. Их можно найти в Новоселице. Ярким примером народного творчества служат храмы, в которых сохранились образцы древней живописи, вышивки, книги со старославянской письменностью и другие значимые в культурном плане изделия.
Церкви русины делали из сруба, выстраивая шатры. Ряд русинских церквей оказался разобранным и перевезенным в Чехию. Сейчас они есть в ряде чешских городов, в том числе в Новой Паке и Праге.

Жилище

Жилище русинов более всего напоминает избы. Их характерной особенностью являются большие крыши, нависающие над основной (жилой) частью. Крышу в традиционном доме могли делать из дерева или плотно связанных ветвей. Внутри обстановка напрямую указывает на влияние славян. Потолки в домах низкие, под ними располагаются деревянные балки. Мебель сделана из дерева, для освещения используют лучину, подвешенную на балку. Посуда и столовые приборы тоже сделаны из дерева.
Спали в традиционном доме на маленькой кушетке, на которой могло быть разложено несколько подушек. Скатерти и прочие используемые в быту вещи делали вручную. Пили из больших кружек, напоминающих пивные. Обедали за маленьким столом, сидя на табуретках. Интересно, что большинство русинов всегда было крестьянами. При этом их дома отличались ухоженностью и некоторым минимализмом. Вещи хранили в сундуках, если могли себе подобное позволить.

Кухня русинов сложилась под влиянием разных народов. В ней явно прослеживаются украинские, русские и даже венгерские корни. Традиционно кухню русинов принято относить к закарпатской. Главная особенность всех блюд — простота и легкость приготовления. Распространен картофель, капуста, кисломолочные продукты, кукуруза и сыр.
Обязательным блюдом и по сей день остается суп, который подают первым. Они часто едят домашнюю лапшу с куриным бульоном. К каждому гарниру подаются овощи и зелень, часто в пищу употребляют мучное, осуществляя приготовление из пшеничной муки.
Самой распространенной культурой считается кукуруза, поэтому и муку русины делают кукурузную. Иногда кукурузу едят, посыпая солью и намазывая маслом. Рецептура может быть довольно разной, так как распространение этой культуры действительно велико. Главным образом, отличия сводятся к особенностям температурной обработки.
Из манки и творога делают гомбовцы, представляющие собой отварные шарики. В них иногда добавляют начинку, чтобы получить своеобразный десерт. Самым распространенным типом животноводства является пастбищное, что позволяет готовить мясо рогатого скота. Довольно велико многообразие молочных продуктов и рецептов, с ними связанных.
Русины — это тот пример, когда мало кому известный народ способен удивить пускай не очень громкими, но важными мелочами. О нынешнем статусе русинов рассуждать трудно, ведь многие из них ассимилировали в разных странах. Однако есть и такие люди, которые всеми силами стараются напомнить о себе миру. Скорее всего, русины продолжать считать своей исторической родиной Закарпатье. Однако для того, чтобы у них появились все условия для дальнейшего развития идеи национального самосознания, необходимо получить официальное признание украинских властей.

Неукраинская история подкарпатских русинов

После начала недавних революционных событий на Украине многие впервые узнали о существовании русинского народа и услышали слово «русин» — термин, который обозначает жителей Карпатской региона и украинской Закарпатской области в частности. Между тем этот народ имеет собственную неукраинскую историю, а термин этот появился не сейчас — он был распространен как самоназвание ещё со времен Древней Руси. Сама история русинов доказывает, что никаких украинцев не было даже на самом западе современной Украины.

pkr-cover

Термин и самоназвание

Русины, рутены (нем. Russinen, Ruthenen) — так поляки и немцы называли русское население австро-венгерских земель (хотя слово использовалось как самоназвание у всех восточных славян). Постепенно термин «русин» заменяется термином «русский». Слово «русин» как этноним (наименование людей, относящихся к Руси) в письменных источниках впервые встречается в «Повести временных лет», в которой оно употребляется наряду с прилагательным «руський».

Русины упомянуты там в описании договоров Олега с греками в 911 году (7 раз) и договора Игоря с греками в 945 году (6 раз), а также в ранних редакциях «Русской правды». Затем слово «русин» почти 200 лет не встречается. Оно появляется вновь в договоре о торговле Смоленского и Полоцкого княжеств с Ригой и северогерманскими городами (1229 г.) <<1>> . Русином себя называет тверской купец Афанасий Никитин в «Хождении за три моря» (1475 г.).

Термин «русин» был особенно распространен среди жителей Подкарпатской Руси в середине XIX века и стал символом национальной идентификации. Он был принят как этноним во время национального возрождения интеллигенции, которая объявляла себя выразителем интересов всех восточных славян Карпатской Руси. Он стал частью национального кредо будителя и предводителя всех русофилов Александра Духновича: «Я русин былъ, есть и буду» и русинского национального гимна <<2>> .

pkr1

Карта Чехословацкой республики в 1919 г. Подкарпатская Русь здесь указана в верхнем правом углу как часть республики

Национальная идентификация

До начала XIX века проблема национальной идентификации не поднималась, и населению края грозила полная утрата самостоятельности — в местах проживания русинов проводилась агрессивная полонизация и мадьяризация — превращение русинского населения в венгров или поляков. Но в 1848 году, во время венгерской революции, произошел подъем национального самосознания в среде подкарпатской интеллигенции, началось распространение русофильских настроений в обществе. «Будители», как называли наиболее активную часть русинской интеллигенции, заявляли о том, что русины — это тот же народ, что и русские в Российской Империи, часть единого русского народа.

Важной причиной роста русофильских настроений среди карпатских русинов в середине XIX века был опыт их знакомства с русской армией. Современники свидетельствовали, что местное славянское население современного Закарпатья восторженно встречало русскую армию под командованием генерала И.Ф. Паскевича, вступившую в пределы Австрийской империи летом 1849 году по просьбе Габсбургов для подавления венгерского антигабсбургского восстания. На местных русинов произвело ошеломляющее впечатление то, что солдаты самой мощной армии в Европе «по-нашему говорят» и «по-нашему молятся» <<3>> .

pkr2

Генерал Паскевич и русская армия в Венгрии

Русофилы и украинофилы

В 1860-х годах в среде русинов уже начался раскол национального движения на русофилов и украинофилов (позже к этим двум течениям добавится и русинофильское). Этот раскол был вызван поиском места русинского этноса на карте Европы и сильным влиянием соседних народов. В тот момент среди русинов была популярна идея перехода из греко-католичества в православие, олицетворением православного государства была Россия. Русофильская традиция, заложенная творческим наследием русинских будителей XIX века, стала фундаментом национальной идентичности карпатских русинов и важным идеологическим обоснованием их борьбы за национальную самобытность в крайне неблагоприятных политических и социально-экономических условиях.

Вначале разногласия между разными лагерями были незначительными и не носили системного характера. Русофилы продолжали отстаивать идею единства русинов с остальным русским народом, пользовались литературным русским языком, а украинофилы выступали за принятие украинского литературного языка на народной основе — «принять наш письменный язык с Украины» (в то время входившей в Российскую Империю).

Украинофилы утверждали, что этноним «русин» означает только старую форму современного термина «украинец» и что русинский разговорный язык — это диалект украинского. Украинофилы отрицательно относились к общерусской национальности. Помимо русофильства, они спорили с представителями зарождающегося течения, которые предполагали существование особой русинской национальной группы, и в этом до некоторой степени сближались с русофилами <<4>> .

Впоследствии представители русофильства и украинофильства превратились в два враждующих лагеря. В конце XIX века австрийское правительство по политическим мотивам поддержало украинофилов, а против русского движения была развязана борьба. Русофилы подвергались судебному преследованию, их организации, школы и типографии закрывали, а самих их сажали в тюрьмы и высылали из страны. Политика австрийских властей, направленная на культурное отчуждение русинов от России и русского литературного языка, находила свое выражение в административном навязывании местного диалекта в качестве литературного языка и в открытой дискриминации тех русинских печатных изданий, которые использовали русский литературный язык и пытались отстаивать идею единого русского литературного языка для всех русинов.

Русский для русинов

Своеобразие русинской истории подтверждает тот факт, что у русинов с момента национального подъема были особые отношения с русским языком. Многие деятели русинского национального возрождения прошлого использовали два так называемых стиля: «низкий» — народный русинский говор, и «высокий» — русский язык с небольшим количеством русинских народных слов. Структурное сходство русского языка с карпатскими говорами, а также то, что он во многом базировался на церковнославянской лексике, наводило многих русинов на мысль, что русский язык является наиболее чистой, литературно обработанной формой речи, которую русины традиционно называли «руской».

Во времена национального возрождения русинский будитель Александр Духнович предлагал введение русского языка в качестве литературного <<5>> . Он опубликовал грамматику русского языка («Сокращенная грамматика письменнаго русскаго языка»). Духновича поддержали другие русинские будители — Адольф Добрянский <<6>> , Александр Павлович <<7>> , Евгений Фенцик <<8>> , Иван Сильвай и прочие. Некоторые русинские организации — Пряшевский литературный союз и Общество святого Василия Великого — использовали в своих изданиях русский язык.

pkr3

Духнович и Добрянский, будители подкарпатских русинов

К началу XX века русины-русофилы начали пропагандировать повсеместное введение русской грамматики. В 1901 году вышла грамматика карпаторусского варианта русского литературного языка, «Методологическая грамматика угро-русского литературного языка для народныхъ школъ». А в 1924 году вышла известная «Грамматика русскаго языка для среднихъ учебныхъ заведений». На территории Подкарпатской Руси сложилась особая разновидность русского языка — «подкарпатская редакция».

Русские и русины

Поддержку русофильским идеям оказывали многие этнические русские, которые волей судьбы оказались на русинских землях и которых становилось все больше. Первым известным эмигрантом из России был К. Матезонский, который жил в Ужгороде с 1836 года. Предположительно, он эмигрировал из России как участник восстания декабристов. В Ужгороде К. Матезонский отличился тем, что первым ввел полифоническое песнопение в местных церквах. До этого в карпаторусских храмах пели в унисон. Во время пасхального богослужения 1838 года ужгородцы впервые услышали пение хора в 4 голоса, что произвело фурор как среди священнослужителей, так и среди прихожан. Матезонский был близок к известному будителю русинов Александру Духновичу <<9>> .

Массовая же русская эмиграция в Подкарпатскую Русь началась в 20-е годы XX века, после Гражданской войны в России. В Чехословакии, куда в то время входила Подкарпатская Русь, русские эмигранты объединялись в «Русскую вспомогательную акцию», которой оказывали всяческую поддержку чехословацкие власти. Помощь, оказанная русским эмигрантам Чехословакией, была большой. Всего на проведение «Русской вспомогательной акции» была потрачена огромная по тем временам сумма — 616 миллионов чехословацких крон. Именно благодаря этой помощи получили образование 11 тысяч русских жителей ЧСР.

Благосклонность правительства Чехословацкой Республики и финансовая поддержка создавали более благоприятные, чем в других странах, условия для жизни и деятельности русской эмиграции. Поэтому совсем неслучайно, что в 20-е годы ХХ века Подкарпатская область стала одним из самых значительных и крупных культурных центров не только для живших в ней эмигрантов, но и для всей тогдашней русской диаспоры.

Русские ученые, работавшие в чешских и словацких научных учреждениях, исследовали этнографию подкарпатских русинов. Бывшие преподаватели и ученые российских университетов становились учителями в русских гимназиях в Мукачеве, Хусте и других городах. Технические специалисты принимали участие в строительстве инфраструктуры края. Например, русский инженер Панкратов разрабатывал проекты различных объектов Подкарпатской Руси, в частности, административное здание в Ужгороде, а инженеры Бареннбалт и Лосиевский возводили ужгородскую электростанцию и канал Невицкое—Ужгород.

В Закарпатском крае активно работали русские агрономы. Известный специалист Е. Луговой-Федосеев издавал в крае на русинском языке пособия по животноводству, луговодству и ветеринарному делу, в которых на доступном крестьянам языке объяснял, как лучше вести свое хозяйство. Более того, он организовал курсы для крестьян, где обучал их приемам лучшей организации хозяйства <<10>> .

Русские переселенцы уделяли много внимания сохранению и развитию родного языка. Первоначально кафедру русского языка Ужгородского университета возглавил профессор Чередниченко. В разные годы кафедрой руководили доценты Антошин, Г.А. Шелюто, М.А. Чернышенко, М.В. Симулик, С.С. Панько, Л.М. Устюгова, профессор В.В. Волков. Сейчас этот центр русского языка в Закарпатье возглавляет Т.И. Суран.

pkr4

Подкарпатский Ужгород в начале XX в.

Русские священники и монахи были активными участниками православного движения. Например, отец Всеволод Коломацкий, бывший священником в Мукачевском районе, возводил вместе с прихожанами Покровскую церковь в селе Русском, а также храм-памятник в память о русских воинах, погибших в годы Первой мировой войны. В русинском селе Ладомирово (Владимирово) в Восточной Словакии в 1923–1944 годах действовала миссия Русской православной церкви за границей, известная своей издательской и просветительской работой <<11>> .

Русские эмигранты содействовали организации и консолидации русофильского течения в среде русинской интеллигенции. Такие попытки вызывали недовольство официальной чехословацкой администрации. Эта агитация им виделась как антигосударственная пропаганда, которая не только вела к расколу в русинской среде, но и создавала известную напряженность в самой Чехословакии. Власти страны по политическим причинам не были заинтересованы в существовании в Подкарпатской Руси народа, который утверждал, что они часть «единого русского народа». Против русского самосознания среди русинов боролись и украинские эмигранты.

Первые попытки украинизации

Следует отметить, что этнических украинцев до начала XIX века в Подкарпатской Руси было очень мало. Более того, лидеры русинского национального возрождения отвергали украинский язык, идею отдельной украинской нации и принадлежности к ней русинов. Так, народный будитель русинского народа Александр Духнович утверждал, что «за горами не чужие», но связи поддерживал только с русофилами Галичины, которые категорически отрицали свою принадлежность к украинцам, и их центрами во Львове — «Русским народным домом» и «Галицко-русской матицей».

Еще один известный русинский политический деятель, Адольф Добрянский, также отвергал украинство и участие в нем русинского народа, он пропагандировал культурное и духовное единство с этническими великороссами. Он даже провел переговоры с высшими правительственными кругами Австро-Венгрии, на которых подал императору петицию из 12 пунктов — о признании русинской (а не украинской) национальности в Венгрии, об определении русинской территории, введении русинского языка в школах и учреждениях, издании русинской прессы, назначении русинских чиновников <<12>> .

Только в 20-е годы XX века на русинских землях появилась небольшая группа украинских эмигрантов, выходцев из Галичины и Центральной Украины. Эти люди были фанатично преданы украинству. Именно они и развернули среди русинов пропаганду о якобы принадлежности их к «великой Украине», но даже в 30-е годы количество украинских эмигрантов не превышало 3 тысяч человек.

Стоит отметить, что несмотря на бурную деятельность украинизаторов, которым все-таки удалось увлечь своими идеями часть русинской молодежи, в жизни Подкарпатской Руси было мало украинского. В частности, 73% родителей школьников высказались против обучения своих детей в школах на украинском языке. Своего апогея украинская агитация достигла во времена существования Карпатской Украины. Украинские эмигранты и украинофилы активно использовали разнообразные листовки, в которых утверждалось, что русины — это украинцы, и они подтверждают принадлежность к 50-миллионному украинскому народу <<13>> . Исследованные нами источники позволяют сделать вывод, что украинизация среди русинов не была завершена и среди них преобладали прочешские настроения.

pkr5

Карта Карпатской Украины

Ведущими представителями украинофилов стали А. Волошин (который легко переходил от русофильства в украинофильство <<14>> ), М. Бращайко и Ю. Бращайко <<15>> . Руководителями русофильского направления были А. Бескид, А. Гагатко и И. Каминский. Вскоре представители двух направлений создали свои политические структуры, общественные и культурные организации, СМИ и повели друг с другом ожесточенную борьбу, апеллируя к чехословацким властям, которые первоначально отдавали предпочтение украинофильскому направлению. Прежний полностью проукраинский курс Праги в скором времени подвергся определенной корректировке в пользу русофилов. Тем не менее изменения проукраинской политики чехословаков носили косметический характер, поскольку такая принципиально важная сфера, как образование и школьная политика, по-прежнему оставалась под контролем украинофилов.

Основной организационной и идеологической структурой, развивавшей и координировавшей украинское движение в Подкарпатской Руси, стало культурное общество «Просвита», созданное в мае 1920 года в Ужгороде по примеру львовской «Просвиты» выходцами из Галиции и местными украинофилами при поддержке тогдашнего губернатора Подкарпатской Руси Г. Жатковича и чешской администрации. Активная деятельность «Просвиты» была направлена на «пробуждение» у местного русинского населения отсутствовавшего у него в то время украинского самосознания. Это вызвало решительное противодействие русофилов <<16>> . В 1923 году в противовес «Просвите» русофилы создали культурное Общество имени А. Духновича, объединившее русофильски настроенную часть интеллигенции и молодежи Подкарпатья <<17>> .

С самого начала культурные и политические приоритеты украинофилов вызывали острое неприятие и враждебное отношение русинских традиционалистов. Украинофилы настаивали на принятии украинской фонетической орфографии, что вступало в противоречие с традиционной русинской этимологической системой письма, близкой церковнославянскому и русскому литературному языкам. Кроме того, идеологический и культурный облик украинофильского течения в его радикальном галицком варианте предполагал полный и категорический отказ от традиционных русинских ценностей и культурного наследия. Полная противоположность традиционной русинской и новой для карпатских русинов украинской идеологий создавала питательную почву для постоянного противостояния, приобретавшего довольно острые формы. Течение поддерживали различные украинские группы эмигрантов в Чехословакии и даже представители Кубанского казачества, увлеченные украинской идеологией <<18>> .

Русинофильство

Помимо двух основных течений в русинском движении выделяется и еще одна идеология — русинофильство, которое поддерживала официальная Прага. Мировоззренческий смысл русинского течения удачно выразил П. Гойдич, публично заявивший о себе: «Я не являюсь ни русским, ни украинцем. Я — русин…» <<19>> .

Русофильское и русинофильское течения были первоначально во многом похожи. Представители и того, и другого направления поддерживали местные традиции. Зарождение новой идентификационной модели среди карпатских русинов в лице собственно русинофильского течения было критически воспринято как русофилами, так и украинофилами. Вполне естественно, что те черты русинофильского течения, которые сближали его с русофилами, вызывали резкую критику украинофилов. Русинская ориентация характеризовалась украинскими деятелями как «неестественное и враждебное национальной идее» явление. Сторонники русинской культурной ориентации обвинялись украинофилами в «изоляционизме», приверженности русско-церковнославянскому языку и «завуалированном русофильстве».

pkr6

Карпатские русины

С критикой русинофильского течения выступали и русофилы. Они отрицали само существование «так называемых русинов» и обвиняли представителей русинской ориентации в том, что они являются «скрытыми пособниками» украинофилов.

Присоединение русинов к УССР

Перед Второй мировой войной украинская агитация достигла апогея. Пока Подкарпатская Русь находилась в составе Венгрии, стало понятно, что идеология «украинства» затронула только небольшую часть русинской молодежи. Официальные власти и священство в тот период поддерживали венгерскую сторону <<20>> .

Своеобразное возрождение «украинской идеи» произошло в период присоединения Подкарпатской Руси к УССР. Сталину и коммунистической идеологии это было нужно по чисто прагматическим соображениям — в качестве своеобразного прикрытия аннексии Подкарпатья. Идеологически это выглядело «объединением всех украинских земель в едином государстве — Советской Украине». Коммунистов не интересовало русофильство в крае и, разумеется, не волновала судьба русинской культуры, истории и языка. Русофильство как таковое коммунисты воспринимали враждебно, потому что любовь ко всему русскому строилась на общерусском, русскокультурном, дореволюционном, а не коммунистическом единстве <<21>> .

О положении русинского самосознания тех лет можно проследить по взглядам одного из самых влиятельных людей Подкарпатской Руси — президента Карпатской Украины Августина Волошина. Свою политическую деятельность он начал как патриот Венгрии, но потом доказывал, что он патриот Чехословакии. Поначалу выделяя отдельную русинскую национальность <<22>> , впоследствии он переходит на проукраинские позиции.

После окончания Второй мировой войны состоялась Потсдамская конференция, которая признала целостность Чехословакии в границах до 1938 года. Тем не менее правительство Закарпатской Украины готовилось присоединить Закарпатье к Советскому Союзу на правах союзной республики. К этому моменту, 15 апреля 1945 года, оно приняло постановление «Об организации пограничной охраны», а 14 июня 1945 года — постановление «О проведении расчетов на отгруженную продукцию и товары в Советскую Украину». Совместным постановлением Народной Рады Закарпатской Украины и Центрального комитета коммунистической партии было принято постановление «О создании Закарпатоукраинского университета».

pkr0

Текст манифеста Первого съезда Народных комитетов Закарпатской Украины про объединение Закарпатской Украины с Советской Украиной утверждает, что территория Закарпатья является исконной украинской землей. В данном источнике также делается вывод, что украинский народ в Закарпатье решил раз и навсегда осуществить свою вековую мечту — войти в состав Украинской ССР. Этот документ говорит о влиянии советских властей на украинизацию Подкарпатской Руси для решения политического вопроса присоединивших регион к Советскому Союзу <<23>> . Требование русинов-русофилов о присоединении Подкарпатской Руси к РСФСР так и не было услышано.

Украинизация

После присоединения к УССР сразу началась активная украинизация русинских территорий. Постановлением правительства Закарпатской Украины «О реформе системы образования в Закарпатской Украине» от 3 июля 1945 года было принято Постановление «О подготовке учителей для начальных школ и работников дошкольного воспитания». Во исполнение его в Ужгороде, Мукачево и других городах были созданы курсы переподготовки учителей для преподавания на украинском и русском языках. Кроме того, из Советской Украины в суверенную Закарпатскую Украину было командировано 883 учителя из восточных и центральных областей Украины.

pkr00

Расселение национальных групп в Закарпатье на 2001 г.

За 1946–1950 годы в школы Закарпатской области из Украины было направлено 2100 учителей, среди которых значительная часть не имела достаточного уровня образования.

После присоединения Подкарпатской Руси к УССР в паспортах всем русинам автоматически записывалась национальность «украинец». Ускоренными темпами были сфальсифицированы свидетельства о рождении: в них врали, что все жители Закарпатья родились в Украине (а не в Австро-Венгрии или Чехословакии), и поэтому являются украинцами по национальности. Все школы были в срочном порядке переведены на украинский язык <<24>> .

Для усиления украинского влияния в крае государство всячески поддерживало переселение этнических украинцев из центральных районов Украины, особенно когда дело касалось людей с педагогическим образованием. В частности, в конце 40-х годов в школы Закарпатья из Центральной Украины и Галичины было направлено 2100 учителей для украинизации русинских учеников. При поддержке советского руководства приезжие быстро возглавили в Закарпатской области практически все органы власти. Чтобы удержаться на своих должностях, многие руководители различных уровней из числа русинов стали конкретными делами доказывать, что они якобы этнические украинцы.

Подкарпатские русины — это потомки древнерусской народности. Предки современных русинов проживали в гористой местности Карпатских гор в окружении иноязычного и зачастую иноконфессионального населения. Благодаря такой изолированности они сумели сберечь («законсервировать») многие культурные традиции Древней Руси, свой древний язык, сохраниться как этнос.

Русины и их потомки в большинстве своем сохранили русинское самосознание, историческую память, понимание единства всех русинов и любовь к далёкой России. Развитие русинского самосознания с самого начала национального возрождения проходило под знаком противоборства нескольких идентификационных моделей: русофилов, украинофилов и русинофилов (русофилов было абсолютное большинство). После Второй мировой войны и победы Советского Союза в ВОВ советская власть навязывала местным жителям украинскую идентичность. Это было по сути продолжение большевицкой коренизации, устроенной в Малороссии и Новороссии.

[[1]] Голубовский. П.В. История смоленской земли до начала XV ст. — Киев, 1895. [[1]]

[[2]] Суляк С.Г. Русины: этапы истории // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. 2005. № 1 (1). С. 49–60 [[2]]

[[3]] Школы Галиции и Угорской Руси //Донские областные ведомости. Новочеркасск. 1915.[[3]]

[[4]] Шевченко К. Карпатские русины и Великая война // Журнал «Стратегия России», № 7, 2011.[[4]]

[[5]] Аристов Ф.Ф. Карпато-русские писатели: А.В. Духнович. Ужгород. 1929.[[5]]

[[6]] Будилов А. Об основных воззрениях А.И. Добрянского, Санкт-Петербург, 1901.[[6]]

[[7]] Зубрицкий Д. Александр Павлович: описание его жизни и характеристика его поэзии. Ужгород. 1925.[[7]]

[[8]] Вергун Д.Н. Евгений Андреевич Фенцик и его место русской литературе. Ужгород, 1926.[[8]]

[[9]] Шарган Г., Закривидорога Е. Константин Матезонский // Россияне в жизни Закарпатья: история и современность. Ужгород, 2003. С. 12–14.[[9]]

[[10]] Чума С., Евгений Владимирович Луговой (Федосеев) // Россияне в жизни Закарпатья: история и современность. Ужгород, 2003. С. 65–67.[[10]]

[[11]] Поп И.М. Энциклопедия Подкарпатской Руси, Ужгород, изд. В. Падяк. 2001. — 431 с.[[11]]

[[12]] Поп И. Энциклопедия Подкарпатской Руси, Ужгород, 2006, С. 317.[[12]]

[[13]] ЗОГА. Ф. 3, ОП. 4, Д. 12, Л. 5. Предвыборные листовки украинской буржуазно-националистической партии «Украинское национальное объединения».[[13]]

[[14]] ЗОГА .Ф. 4, ОП. 1, Д. 620, Л. 4. Обращения редактора газеты «Наука» Авг. Волошин.[[14]]

[[15]] Довганич О. Юліан Бращайко — видатний діяч «Просвіти» Карпатскої України, Науковий збірник Товариства «Просвита», IV, Ужгород, 2000. С. 226–228.[[15]]

[[16]] Федака П. Просвіта Закарпаття: традиції і сучасність, Науковий збірник Товариства Просвіта, I. Ужгород. 1996. C. 103.[[16]]

[[17]] Фенцик С.А. Русское культурно-просветительское общество им. А. Духновича в Ужгороде на Подкарпатской Руси, in А. В. Попов, ред., Карпаторусские достижения, Мукачево, 1930. С. 89–116.[[17]]

[[18]] ЦГАВУ Фонд 4465 — Документы и материалы украинских эмигрантских организаций

Ф. 4465 ОП 1, Д. 33, Л. 69[[18]]

[[19]] Bajcura I. Ukrajinská otázka v ČSSR. Východoslovenské vydavatelstvo. 1967. S. 53.[[19]]

[[20]] ЗОГА. Ф. 151, ОП. 18, Д. 2303, Л. 1 Текст выступления по радио епископа Мукачевского греко-католической епархии А. Стойки с приветствием венгерских войск, оккупировавших Подкарпатскую Русь (март 1939 г.).[[20]]

[[21]] Миронов Г. Великороссы Подкарпатской Руси: история и современность URL http://odnarodyna.com.ua/content/velikorossy-podkarpatskoy-rusi-istoriya-i-sovremennost (дата обращения 12.11.2012).[[21]]

[[22]] ЗОГА (ГАЗО) Ф. 4, ОП. 1, Д. 620, Л. 4. Выступление редактора газеты «Наука» А. Волошина [[22]]

[[23]] ЗАГО Фонд Р-14, ОП. 1, ДЕЛО 14. Л. 1. Манифест Первого съезда Народных Комитетов Закарпатской Украины про воссоединение Закарпатской Украины с Советской Украиной. [[23]]

[[24]] ЗАГО Фонд 4 (Центральный комитет коммунистической партии Закарпатской Украины), ОП. 1, Д. 119. [[24]]

Как русинов превращали в «украинцев», чтобы оторвать от России

В Закарпатье русины мечтают об экономической независимости от Украины.

Судя по дневниковым записям, Иван Франко обижался, когда его называли украинцем: «Меня сегодня кровно образили (оскорбили, — польск.), меня обозвали украинцем, хотя все знают, что я — русин».

Это он написал в конце XIX века. Через 100 лет слово «русин» уже вызывало недоумение: «Кто это?»

Согласно официальным источникам, это народ, имеющий самоназвание «русины», четвертый по численности среди восточных славян! Впереди только русские, украинцы, белорусы. Исторические места расселения русинов — Закарпатье и Галичина. То, что называется сегодня Западной Украиной. И этот народ — не миф.

Историк Андрей Марчуков, один из ведущих специалистов по украинско-малороссийской теме, считает, что исчезновение слова «русин» из обихода на Украине объяснимо:

— Больше сотни лет воинствующее украинство вело борьбу против русскости и русинства. Этноним «русины» восходит ко временам Древней Руси и является производным от слова «Русь», в значении принадлежности к ней. Столетиями это было самоназванием населения Галичины, Буковины и Подкарпатской Руси (Закарпатья). С первой трети — середины XIX века это название становится знаменем национального возрождения местного народа, пребывавшего под властью австрийцев, поляков и венгров. Как культурный манифест он возник благодаря «Русской троице» (1834 — 1837). Три галицких студента — Маркиан Шашкевич, Яков Головацкий и Иван Вагилевич выпустили произведение «Руси сын», то есть «русин».

— Современная украинская история называет этих парней украинофобами…

— Их так называют только сторонники украинства. А не любят их за то, что они, особенно Головацкий, стояли у истоков галицко-русского движения. Тогда было несколько терминов, обозначающих русинов: «карпаторосс», «угроросс» или просто «русский». Что подчеркивало: этот народ — часть большой русской нации наряду с великороссами, малороссами и белорусами. И потому украинские националисты так ожесточенно боролись с русинством в последнее столетие.

Знаменитые украинские писатели Леся Украинка и Иван Франко, запечатленные в названиях улиц и площадей городов СССР и даже на почтовых марках, не только не скрывали, что они русины, но и гордились этим.

«НЕУДОБНЫЙ НАРОД»

Самая большая беда народа, называющего себя русинами, — место их исторического расселения.

Вспоминается еще один народ без государственности — курды, которые расселены на территории Турции, Сирии, Ирака и Ирана.

Места проживания русинов — Венгрия, Румыния, Польша, Украина, Словакия и Сербия. Без большой европейской войны обрести государственность русинам невозможно. Последние попытки были в 1990-х, во время «парада суверенитетов», но их привычно купировали. Спасибо, что без геноцида, как в начале ХХ века…

Первыми, кто серьезно занялся «неудобными» русинами, была Польша. В 1859 году польский граф Голуховский решил ввести в русских (русинских) школах так называемую абецадло — азбуку, если по-русски. Новаторство породило протест необычной формы — читать русскую литературу стало модно даже в бедных русинских семьях. И этот протест принял политические формы. В польском сейме и австро-венгерском рейсхрате вдруг появились «объединители» — политики, требовавшие объединить Галицкую Русь в центре Европы с матушкой-Россией. Терпеть такое было невозможно. Особенно в Австро-Венгерской империи, которая и так уже потрескивала по национальным швам:

— Австрия мирилась с русинами, пока в русинских землях не заявило о себе национальное возрождение. Поэтому австрийцы в качестве противовеса галицко-русскому движению и создали другое — украинское. Оно стояло на точке зрения, что русины — не часть русского народа, а «особая украинская нация». Местные «украинцы» ориентировались на Вену и даже намеревались содействовать присоединению к Австро-Венгрии исконно малороссийских земель России, — замечает Андрей Марчуков.

Именно тогда опытные австрийские манипуляторы национальным самосознанием сообразили: для того, чтобы русины не чувствовали себя частью русской нации, их проще не «полонизировать» (что пытались сделать изначально, но получалось плохо, люди этому активно сопротивлялись), а придумать им новый, украинский, язык на основе диалектов и наречий. Лишь бы он отличался от русского. Поэтому его щедро нашпиговали польскими словами. Современная украинская мова чуть ли не на треть из них и состоит. Появилось и польско-украинское политическое движение с любопытным, выносящим сознание гимном: «Мы с ляхами, ляхи с нами! И в прах вража сила! И як было с давен-давна, Засияе Русь преславна Русинов делами. »

Министерство просвещения Австро-Венгрии сразу же начало языковую реформу. Историк Илья Терех писал в книге «Украинизация Галичины»:

«Как по мановению волшебной палочки, вводится в школах, судах и во всех ведомствах новое правописание. Старые «русские» учебники изымаются. По всей Галичине распространяется литература об угнетении «украинцев» «москалями». Из Киева приглашается Михаил Грушевский. Для него во Львовском университете учреждают кафедру «украинской истории» и поручают ему составить историю «Украины» и никогда не существовавшего «украинского народа». В награду и благодарность за это Каиново дело Грушевский получает «от народа» виллу и именуется «батьком» и «гетманом». Но насаждение украинства по деревням идет туго. Народ держится крепко своего тысячелетнего названия. В русские села посылаются исключительно учителя-украинофилы, а учителей с русскими убеждениями оставляют без мест. »

ПЕРВЫЙ ЕВРОПЕЙСКИЙ ГЕНОЦИД

Разумеется, «просвещенная Европа» и до русинов вполне успешно уничтожала разные «неудобные народы». Но, пожалуй, первый раз делала это, поставив истребление на научную основу. Корни нацистских концлагерей нужно искать в трагической истории русинов начала ХХ века. А русины очень не хотели превращаться в украинцев и тем самым рушили все планы и Германии, и Австро-Венгрии, слившихся в 1879 году в братском союзе. Идея была такая: отсечь у России все «лишние» западные земли — Литву, Лифляндию и Курляндию. На Днепре организовать Киевское королевство. Галичину обособить и дать ей специального короля Василия Вышиваного (Вильгельма Габсбурга) — в наше время все это выглядит как глумление, и было бы смешно, если бы планы венского и берлинского генштабов не удались в XXI веке, пусть и частично.

Русины ждали русскую армию в 1914 году. Отступающие австрийцы и венгры записали русинов в «изменники» и при помощи украинских националистов решили свести с ними счеты.

Священник Иосиф Яворский писал: «Армия получила инструкции и карты с подчеркнутыми красным карандашом селами, которые отдали свои голоса русским кандидатам в австрийский парламент (т. е. деятелям галицко-русского движения. — Авт.). И красная черточка на карте оставила кровавые жертвы в этих селах».

Русинов пороли, подвешивали за одну ногу, наконец, просто вешали и расстреливали.

Достаточно иметь дома почтовую открытку с Пушкиным. Людей сгоняли в концлагеря, и один из них, Талергоф, все-таки стал известен и до сих пор на слуху.

Как писал русин, или русский галичанин, Илья Терех:

«В самом начале войны австрийские власти арестовали почти всю русскую интеллигенцию Галичины и тысячи передовых крестьян по спискам, вперед заготовленным и преданным властям украинофилами, сельскими учителями и попиками».

Если судить по сохранившимся фото, обустройство концлагерей мало чем отличалось от подобных заведений Третьего рейха: бараки, колючка, в центре — аппельплац для построений и экзекуций. Самое ужасное, что русины претерпели дважды. После отступления русской армии из Галиции в 1915 году геноцид продолжился и усилился. Точных цифр нет, и, наверное, уже не будет.

Примерно около 60 тысяч русинов были просто убиты, 80 тысяч прошли через концлагеря, 100 тысяч бежали в Россию.

По данным последней переписи от 2010 года, сейчас в России проживают лишь 225 русинов.

Справка "КП"

БОЛЬШЕВИСТСКИЕ НАСЛЕДНИКИ АВСТРИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Можно было предположить, что с приходом советской власти, боровшейся со всякими «темницами народов», для русинов наступит «эра благоденствия»?

«Наоборот! Без большевиков не было бы никакой Украины», — говорит Андрей Марчуков.

— Они приняли точку зрения украинства. Малороссов и русинов стали считать не частью русской нации, а отдельной украинской нацией, да еще и якобы угнетавшейся Россией. И стали достраивать то, что не успели австрийцы и немцы: создавать с новой силой украинскую государственность и ее язык при помощи «украинизации». Людям с детства, со школы внушали, что они не русские, не малороссы или русины, а украинцы. Так их и записывали в паспортах во время переписей. Делалось это не только в Восточной Украине, но и в присоединенных к СССР в 1939 году Галиции, Западной Волыни и Буковине, которые стали именоваться Западной Украиной.

А потом началась Вторая мировая война. Галицко-русское движение вновь стало жертвой украинских националистов, действовавших при поддержке немцев.

— И ни разу этот народ не имел своей государственности?

— В межвоенный период часть исторических территорий русинов принадлежала Чехословакии. Согласно ее конституции эти земли назывались Подкарпатской Русью и даже имели автономию. Большинство прав было, конечно, на бумаге, но факт есть факт. После окончания войны население автономии захотело войти в состав СССР, с ним они связывали свое будущее. На тот момент было два пути. Местные коммунисты считали Подкарпатскую Русь Закарпатьем и частью Украины. Но были и другие мнения. В ноябре 1944-го состоялся Православный съезд духовенства Мукачевско-Пряшевской епархии, на нем была избрана делегация в Москву и подготовлено воззвание к Сталину с просьбой включить Подкарпатскую Русь в состав СССР на правах самостоятельной союзной республики — Карпаторусской ССР. Но в Москве не поддержали инициативу, и в 1945 — 1946 годах эта земля вошла в состав СССР, но как часть Украинской ССР, и там опять началась украинизация.

Последней надеждой русинов был 1991 год, распад СССР, «парад суверенитетов» и «берите суверенитета сколько хотите». Впрочем, последняя фраза русских людей, как обычно, не касалась. Тем более на Украине. Андрей Марчуков объяснил, почему.

— Украина — нациократическое государство, то есть государство украинской нации. Все, что не соответствует этой концепции и подрывает идеологию украинства, тут же пресекается и подавляется. Пример тому — гонения и запрет русского языка и культуры. Признать, что большая часть населения Закарпатья и Галичины — это не украинцы, а русины, да еще и часть русской нации, для Киева и украинских националистов невозможно и опасно. А вот в соседних европейских государствах национально-культурное развитие русинов проходит свободно…

СПРАВКА «КП»

Русины — группа восточнославянского населения, компактно проживающая на западе Украины (Закарпатье), на востоке Словакии (Пряшевская Русь), в юго-восточной Польше (Лемковщина), на северо-востоке Венгрии и северо-западе Румынии (Марамарош), а также в сербской Воеводине и хорватской Славонии.

Численность от 55 тысяч (по данным официальных переписей в странах Восточной Европы) до 1,5 млн чел. и даже 4 млн (по утверждению русинских организаций).

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.

ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.

АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО "ИД "Комсомольская правда". ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Откуда взялись карпатские русины, и почему язык древнерусских летописей им ближе, чем современный украинский или русский

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Версии происхождения карпатских русинов (русинская, венгерская)

Многие европейские соседи признают русинов как отдельный народ./Фото: media.thequestion.ru

В седой древности Восточные Карпаты, Закарпатье, Подкарпатье и восток Паннонской долины населяло славянское племя хорватов. Учёные видят в этом названии искажённое «сарматы», считая их потомками иранских племён, в незапамятные времена влившихся в славянство. В эпоху великого переселения народов многие хорваты двинулись на юг и запад, осели на Балканах и территории современной Чехии. Оставшиеся смешались с местным населением и стали именоваться белыми хорватами – их потомками и являются современные русины.

Само слово «русин» очень похоже на современное «россиянин», что в обоих случаях означает житель русской земли, Руси. Длительное время этот этноним сохранялся на территории древнего русского государства (Малороссии, Великороссии, Белороссии и Карпатской Руси). Он упоминается в литературных памятниках X века. Но территория расселения русинов никогда не совпадала с Киевским княжеством. Тому препятствовали высокие хребты Карпатских гор с непроходимыми в то время лесами.

Во времена Галицко-Волынского Княжества употреблялись термины «король руський» и «руська мова», но с другой – историческое проживание в составе разных государств: русины очень подолгу жили под влиянием поляков, венгров и украинцев, сохраняя, однако, свою идентичность в этническом и языковом плане вопреки упорным и часто насильственным попыткам ассимилировать их титульной нацией.

На сегодняшний день существует три основных версии происхождения русинов: русинская, венгерская и украинская. Историки Карамзин и Ключевский считали, что праотчизна древних славян именно тисо-дунайский карпатский регион, откуда славянские племена разошлись по всей восточной Европе. Такое предположение перекликается с одной из версий об этнопринадлежности и происхождении русинов: русские, белорусы и украинцы – выходцы из русин, предки которых являются пранародом всех славян, которые сформировали Киевскую Русь. Однако они смешались с другими народами и исказили русинский язык, богатый и сегодня элементами древнерусского и старославянского языка.

Подкарпатские русины до сих пор сохраняют старое название, веру своих дедов и культуру./Фото: ok.ru

Есть ещё версия, что русины – венгры, ассимилированные славянами. Но исторических оснований у этой версии нет. Да, часть западной Украины столетиями была в составе Венгерского королевства и слово «русин» получило своё современное значение именно там. Во времена Ужгородской унии 1646 года, когда часть православной общины вошла в состав Мукачевской епархии, относившейся на тот момент к римско-католической церкви. Тех же, кто сохранял православные обычаи, называли русинами.

Следующая версия – это один из украинских субэтносов, таких как гуцулы, лемки, бойки. Иными словами – украинцы, а различия с ними в языке, традициях и культуре объясняются оторванностью карпатского региона с его гористым рельефом местности и непроходимыми лесами от равнинной Украины.

Русин – это гуцул? Есть ли отличия? Тип внешности и психологический портрет русинов

Современные русины./Фото: cdni.rt.com

Среди русинов Подкарпатья чаще встречаются люди с темными глазами и волосами, но есть люди с более светлыми вариантами того и другого. Средний рост 167 см. Им свойственны европеоидные типы внешности, без тюркоидных черт, как случается встретить, например, в Южной и Центральной Украине.

Психотип карпатских русинов таков: сильные духом и настойчивые, но при этом терпеливые и открытые. Это дружелюбные оптимисты с жизнерадостным и спокойным характером. Их отличает тяга к эстетике, любовь к родине и преданность принципам.
Но если сравнивать русинов с другими карпатскими народами – бойками и гуцулами, то разница очевидна и во внешности, и в психологическом портрете. Гуцулы и бойки – типичные представители карпатского типа внешности: невысокий рост, тёмные брови, карие глаза, узкое высокое лицо с невыразительным надбровьем, выпуклый нос. В характере гуцулов есть игривость, самолюбование, они общительны и гостеприимны, а бойки более молчаливые, замкнутые и осторожные.

Подкарпатская Русь – исконная территория славян-русинов

«Русская Краина» и её яркие представители./Фото: fc.vseosvita.ua

За Карпатским хребтом на берегах Тисы и Дуная крестились первые русины. Как в духовной колыбели формировалась здесь славянская письменность в виде книг, переводимых на славянский язык русинскими подвижниками. Отсюда в 988 году русинские священники вместе с болгарскими везли богослужебные книги, чтобы помочь князю Владимиру привести в христианство киевских полян, пребывавших тогда в язычестве.

Исследуя историю этого народа, ряд учёных (Д. Поп, В. Духнович, В. Ключевский и другие) предполагает, что именно с территории региона Карпат праславяне расселились по другим землям. Поэтому связь между великим русским и маленьким русинским народом очевидна.

Несмотря на ассимиляцию, русины никогда не забывали свои русские корни. Эти люди «тысячами и страдали, и умирали за русскую веру своих предков, за русскую церковь, за русскую икону, за русское слово, за русскую песню, за русскую душу, за русское сердце, за русскую волю, за русскую землю, за русскую честь и совесть» (историк Галицкой Руси Василий Ваврик «Терезин и Талергоф». Львов, 1928). Русины, утрачивая родной язык, сохраняют «веру отцов», остаются православными. Их роль в истории трудно переоценить. Именно благодаря этому народу Галиция многие века называлась «русской стороной». И в наше время русины остаются небольшим, но сильным форпостом «русскости».

А уж в какой природной красоте живут русины, просто не передать словами. Насладиться видами карпатского леса можно на этих фотографиях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *