«Казаки не любят слово «свобода»
Создатель казачьего поп-арта Максим Ильинов отвечает на самые популярные запросы в «Яндексе» о казаках.
Не так давно в рамках проекта «Соль земли» мы рассказали о казаках-гвардейцах, охранявших семерых российских императоров — от Екатерины Великой до Николая II. А сегодня говорим с казаком современным. Максим Ильинов — лидер казачьей рэп-группы «Атаманский дворец», создатель казачьего поп-арта, о нем накануне ЧМ-2018 сняли фильм британские телевизионщики с BBC. В общем, достаточно регалий, чтобы именно Максима мы попросили ответить на самые популярные запросы в «Яндексе» о казаках.
Казаки — кто они такие, откуда они взялись?
Кто такие казаки? У историков — один ответ, у политологов — второй, у культурологов или лингвистов — третий. Буду отвечать как художник, пользоваться широкими мазками, не вдаваясь в детали.
Знаменитая песня есть у Кубанского казачьего хора «Наши предки давно называлися скифы, но а мы вот с тобой казаки, казаки». Казаки — наследники великой, золотой Скифии. Таких народов немало, казаки — один из них. Это древний народ, у которого было множество самоназваний. Слово «казак», кстати, появилось не так давно, лет 500 назад, но это сути не меняет. История Россия в казачьем понимании — это скорее история апостола Андрея Первозванного, который проповедовал здесь на Дону, крестил скифов, чем история князя Владимира. То есть лет на тысячу подольше.
Чем донские казаки отличаются от всех остальных?
У самих казаков таких вопросов не возникает. Все казаки равны. Но у нас есть такое понятие «первый среди равных». Дон не оспаривается никакими казачьими войсками. Дон, приазовские степи, Азово-Черноморский бассейн — это основа основ для казаков. Это как православии — есть много церквей и патриархов, но есть Константинопольский патриарх, которого называют первым среди равных. Так что только в этом смысле Дон отличается, но в целом народ един. Об этом говорит казачий адат, закон казачьего народа, который указывает на «его единство от Владивостока до Калининграда».
Конечно, Дон — балагур. Казаки, которые посевернее — серьезнее, иногда там наши шутки не очень принимают. Там все фундаментальнее. Земля войска Донского — это такой котел с зельем из «Астерикса и Обеликса», в нем все кипит, много алогичного, все перемешано — и очень серьезное, и очень смешное.
Вот слышала ты историю, как казаки голыми отбили Суворова? Казаки купались, началась заварушка — враги думали застать казачков врасплох, но не с теми связались: казаки мигом повыбегали из реки и сразу как есть попрыгали на коней. Противник обалдел. Такое, конечно, в кино снимать надо. Представь, двести голых казаков на роскошных конях, все с шикарными торсами. Женская часть нашей страны точно сделает кассу.
И таких веселых прозвищ и таких подколов, как у донцов, ни у кого больше нет. Почитайте книжку «Вуркалака», многое узнаете о казаках, там куча смешных историй. Сейчас, например, жителей станицы Кривянской все называют помидорниками, а раньше называли раками. Доверили как-то молодому казаку пасти табун. А он, пока кони на водопое, решил наловить раков. Ловит — кидает за спину на берег. Один рак в полете извернулся и хватанул за морду жеребца-вожака. Тот понесся неизвестно куда, и табун за ним. Что случилось? Рак угнал табун! Ну, всё, кривянские, будете теперь «раки». Но такие прозвища для настоящего казака необидные. Если такие вещи серьезно воспринимаешь, психуешь и злишься, ты либо беспросветно глуп, либо трагически несчастен. И за это тебя еще больше будут подкалывать.
Еще момент. Всякого приезжего Дон как будто на чистую воду выводит, все в нем переворачивает. Известный случай, когда русского офицера назначили командовать казачьим полком. И вот он пишет матери в духе «ах, maman, какая радость, я еду на Дон — землю прекрасную и фантастическую! Чаю встречи с легендарными воинами, которые победили весь мир». А через месяц уже писал: «Мама, забери меня отсюда любыми способами. Ужасней людей я еще не видел». Считается, что кто приезжает на Дон стоя, тот садится, а кто сидя — тот встает. Это такая фантастическая особенность Дона — кардинально менять взгляд на мир.
Я считаю, что политический центр нашей страны — Москва, культурный — Санкт-Петербург, научный — Екатеринбург и Новосибирск, а сердце России — здесь, в Скифии, на Дону. Оно пульсирует со страшной силой, поэтому так много у нас энергии, поэтому так сильна здесь интуиция.
Почему казаки не женились на русских?
Почему не женились? Женились. Но есть оговорки. Мне нравится старый фильм «Кубанские казаки», там жених из одной станицы, а невеста — из другой, так вот из-за этого уже кипиш. Даже между станицами разница. А здесь — разница культур. Русский народ — более оседлый, фундаментальный, с домом и садом. Сдвинуть с места, сорвать его куда-то — проблема, в рекруты идти — из-под палки. Ну, не кайф никуда идти, я это понимаю, во мне тоже и русская кровь течет. У казаков — по-другому, пойти в поход — все всегда готовы. Конечно, ХХ век совершил кульбит: революция, советский человек, все эти мегастройки. Народы начали ездить, появились ДК, где все — от Якутска до Грозного — празднуют Новый год. Различия стирались, межнациональных браков стало очень много. Да, в целом казаки желают жениться на казачках, а казачки — выходить за казаков. Но если любовь, кто же против? За двадцать лет хождений по казачьим свадьбам я не видел, чтобы родители уперлись настолько, чтоб порушить семью.
У казака другое отношение к хозяйствованию, к начальству. Во многих станицах не знали председателя. У тебя есть дело, у тебя есть мысль, ты ее реализуешь творчески — и не смотришь на мнение начальника. «Хороший директор — работает предприятие, плохой —загибается» — такое вообще не про казаков. Казаки не очень любят работать «по скрипту», сидеть в офисе с 8 до 5. От такой работы у них зудит все — они сразу начинают маяться, туда-сюда бегать. Нет, они всё успеют, всё хорошо сделают, особенно если им ценными указаниями не навредить. В общем, с казаком лучше договориться, а как-то сильно приказывать не стоит. Славные наши атаманы это понимали. Казаков надо вдохновить и сказать: «Возьмите вон ту крепость», но как это делать, всякие там технические подробности и рекомендации им давать нельзя. Всё сами. Самоорганизация на высоте.
Что казаки делали с детьми от турчанок и татарок?
Ну, и вопросик. Последствия вражеской пропаганды. Знаете, везде, где появлялись казаки, шла о них такая слава, что нужно их бояться: мол, эти первым делом возьмут не золото, а похитят ваших детей, чтоб замучить, шашками порубать или продать. В общем, всякая оголтелая дичь. Как говорил один классик политической пропаганды, «чем чудовищнее ложь, тем охотнее в нее поверят».
У казаков всегда было много детей. И сейчас высокая рождаемость, 3-4 ребенка в семье. Я сейчас у отца в станице Кавказской на Кубани, мои дети по улице бегают, всего в этой ватаге носится человек двадцать пять. Сколько себя помню, с раннего детства, калитка у нас всегда была открыта, и такие ватаги носились по улице, плавно перетекали во дворы, потом обратно на улицу и опять по кругу.
Да, у казаков рождались дети от турчанок и татарок. Но было это нечасто. Такое описано у Шолохова, но, заметьте, как нечто неординарное. Странно было бы как-то делить детей. Так же их воспитывали, учили и любили, как всех остальных. У казаков вообще принято усыновлять, и сегодня так же. Причем с радостью адаптируют детей разных национальностей.
Где казаки не расселялись?
Зачем казаки шли в Сибирь?
Представь, нужно расписать километровый забор. Конечно, все художники отказались. Обращаются к казачьим художникам: сделаете? Сделаем, дело хорошее, жаль только, что километровый забор, а не трехкилометровый. Так же с Сибирью. Что посложнее и поинтереснее, казаку подходит.
Что казаки ценили больше всего?
Первое — вера. Второе — воля. Казаки не любят слова «свобода». Потому что свобода — это для людей сдавшихся. Свобода — она «от кого-то». Человек, который мыслит в категориях свободы, либо бежит от начальника, либо стремиться к начальнику. Вольный — не знает даже, как начальника зовут. Непонятно? Воля не требует начальства, точка отсчета — ты сам, твоя совесть. Воля стремится к нереальным свершениям. Человек вольный пишет игру на смартфон. А свободный — в нее играет или не играет. Понятно теперь? Вольный сам создает правила.
Я не знаю, может, и у других народов такое есть. У нас в стране ведь множество народов. Я рассказываю о Доне, как тут все у нас происходит, ни с кем не сравниваю. Вообще, надо больше говорить, рассуждать о себе, чтобы и себя понять и других, чтобы ушли все эти ксенофобии, и всякая гордыня сошла на нет.
Что казаки думали о страхе?
Страх бывает, конечно. Страх смерти, страх боя — это нормально. А есть страхи фундаментальные, на которых строится жизненная позиция. Страх обидеть брата, страх невозможности, поссорившись, примириться. Казаки очень боятся рассориться. Мы никогда не деремся, даже если спор самый жаркий. Нет драк на свадьбах, мордобития на кухнях. Самое страшное, когда ты поссорился с братом, а он ушел, погиб или умер. Что может быть хуже? Этот страх казака организует. Даже атаманов это касается. Матвей Иванович Платов за каждого погибшего в бою казака просил прощения у матерей, по именам их всех знал.
А вообще у всех, наверное, бывали в жизни очень страшные ситуации, на грани жизни и смерти. Когда страх тебе прямо в глаза смотрит. Здесь самая сильная таблетка — Иисусова молитва. Хоть Бородино предстоит, хоть четвертование — надо себя в руках держать. Можете даже на очень простых вещах попробовать. Вот серьезные, ключевые для вашей карьеры переговоры, вы садитесь за стол, включаете свою презентацию или что там у вас припасено, а внутри себя молитесь. Когда внутри тебя молитва, условный враг сдает свои позиции по непонятным причинам.
На что казаки отвечают «любо»?
Знаешь, что не все казаки говорят «любо»? Да, некоторые утверждают, что надо говорить «добре» или еще как-нибудь. Я за «любо». У «любо» заряд от слова «любовь». Это же энергия невероятная. Очень важная вещь при принятии решений. Я знаю, есть семьи, в которых, решая, что купить, кроссовки или мокасины, могут на споры потратить целый день. Мы как-то расписывали один дом, там всё уже доделали, в коридоре только осталось обои наклеить. Муж с женой так выбирали обои, что в итоге разошлись. Дикость какая! У нас все просто: любо — не любо. Едем на море? Опрос всех домашних: любо — едем, не любо — дома сидим. Можно уже ничего больше не объяснять — почему ты хочешь или нет. Не надо тратить время на бесконечные объяснения и оправдания.
Тебя главред завтра спросит: взяла ты, наконец, у этого казачка интервью, две недели уже за ним гоняемся? Ты можешь ему отвечать: любо, братушечка, интервью что надо. Он сразу все поймет и простит. А можешь сказать «нелюбо» — главред, конечно, загрустит: опять нам высасывать текст из пальца, уродинку очередную готовить к конкурсу «Мисс мира».
Почему современные казаки носят георгиевские кресты?
Зачем нужны казаки в XXI веке?
Дурацкий запрос. Если мы имеем в виду казаков, а не членов казачьих обществ. Это как спросить, зачем любой другой народ. Не может быть такого вопроса. Вы просто из учебника истории попробуйте убрать казаков — и посмотрите, что останется. Все краски померкнут.
Это проект журнала «Нация» — «Соль земли»: о современниках, чьи дела и поступки вызывают у нас уважение и восхищение. Расскажите о нашем герое своим друзьям, поделитесь этим текстом в своих соцсетях.
Кубанские казаки и донские казаки — в чем различия? Какое происхождение?
Донские казаки плохо относились к пришлым, чужакам. А кубанского казака приняли бы как своего ?
Различия в том, что основная масса донских казаков происходит из Рязани. И являются потомками рязанских казаков, первое упоминание о которых было еще в 15 веке, в 1444 году. рязанские земли тогда были пограничными территориями русского царства. По мере отодвигания границы, казаки так же передвигались, пока им царем не были пожалованы земли на Дону.
Тогда как кубанские казаки происходят от низовых запорожских казаков, которые после расформирования запорожской сечи, переселились на Кубань.
На фото видно, что часть кубанских казаков, одета в форму запорожских казаков.
Донское казачество это субэтнос, относящийся к русской православной культуре.
На опустевшие после монгольского нашествия плодородные степи Дикого поля, и распада впоследствии Золотой Орды, стали заселяться беглые люди из лежащих севернее русских земель.
Несомненно влияние на донские традиции рязанских казаков, упомянутых впервые в 1444г. в Летописном своде о битве у Листани (ныне река Листвянка), неподалёку от Переяславля Рязанского, где погибло войско царевича Мустафы,
новгородских и хлыновских ушкуйников.
новгородских и хлыновских ушкуйников.
Грамотой Ивана Грозного "бродникам" донским в 1570 году фактически признана независимость донского сообщества и отсчёта уже официальной истории донского казачества.
В 1584г. Войско Донское присягнуло Блаженному Феодору (сыну Грозного), через 40 лет донцы присягнули Михаилу Романову.
Донское казачество стало сословием. Семейные, безусловно православные, осёдлые, но готовые всегда служить куда пошлют и воевать.
Донское войско суть имперцы, служившие безупречно царям — императорам, за исключением внутренних восстаний (Болотников, Булавин, Пугачёв).
Кубанские казаки это переселенцы из разгромленной Екатериной вольницы Запорожской сечи и волжских казаков.
Православное население проживающее между Днепром и Доном и прилегающих степях после 13 века называло называло себя ЧЕРКАССАМИ. Более того Черкасск — столица земли Войска Донского XVI века. Черкассы -православные не признавшие власть государства Речи Посполитой то есть Польских католиков называло себя козаками. Православное население-Черкассы которые подчинялись Московскому князю либо Речи Посполитой называли свою страну Окраиной христианского мира- ОКРАИНА т.е. Нынешняя УКРАИНА. Черкассы принявше ИСЛАМ вошли в состав родственных народов Золотой Орды: кыпчаков, ногайцев, крымских татар,кумыков и др. тюркских племен ранее проживавших в степях от р. Дунай до реки Урал. Черкасы перешедшие на службу Речи посполитой приняли КАТОЛИЧЕСТВО и назывались Польской шляхтой /Дворяне/. В настоящее время роды Черкас имеются во многих тюркских и др. народах. К примеру у казахов младшего жуза. Одним из значений по тюркского слова "Козак" "қазақ" "гозак" означает человека не признавшего законного Правителя /Вольный человек либо сепаратист/. То есть козаками называли тех Черкасов /не великоросов/ которые не признали власти Власти великого Хана Золотой Орды /хотя проживали на из землях/ ни Речи Посполитой /польской шляхты/ ни Московского князя /москалей/. Позднее Черкасы ушедшие от управления Речи Посполитой и Московского Князя на южные рубежи в приграничные земли ТЮРОК (Крымского Ханства либо Ногайской орды) образовали Запарожское, Донское,Кубанское Терское, Яйцкое и др. казачества. Таким же образом на территорий Казахстана в 1465г.возникло Казахское ханство. Султаны Жанибек и Керей не признали Законной Власти Хана Абулхаира 15 века. Аналогично в 1748 возникло та территорий Азербайджана Казахский султанат город ныне гор. Газах. Казаки не беглые крепостные крестьяне. Сам народ Черкасы ТЮРКСКОГО КОРНЯ как и болгары балкан утратившие свой тюркский язык. Они происходят от бродников, берендей, печенегов черных клобуков которые служили Киеву и от племен распавшего ХАЗАРСКОГО Каганата. Потому и говорят обращаясь к русским — Москали. Сами козаки любуюясь своей козачей удальи и отваге приговаривают "КОЗАРЯ". Они помнят ХАЗАРСКИХ предков. Помнят и о черкасских предках : Так старинные казачьи сказания начинаются со слов: «От крови сарматской, рода-племени черкасского, дозвольте братья-казаки слово молвить. В отличие от великоросов чтят КОЗОКА МАМАЯ золотоордынский правитель, Первым Козаком считают Козака Сары Азмана /ногайская Орда/.
Отличия донских и кубанских казаков: что важно знать
Россия издавна славилась своими казачьими войсками, которые играли огромную роль в истории страны. Донские и кубанские казаки являются двумя наиболее известными и крупными разновидностями казачества. Несмотря на то, что эти общинные порядки имеют много общего, между ними также имеются существенные различия.
История этих двух казачьих общин начинается с событий XVI века, когда расположенные на Дону и Кубани земследельческие общины получили от Российского царства право на свободное использование земли и получение за эту землю налоговой льготы.
Казаки Кубани и Дона имеют различные традиции и обряды, а их культура и образ жизни на протяжении веков развивалась в различных условиях. Изучение отличий между этими казачьими общинами поможет более глубоко понять значимость казачества для России и историю нашей страны в целом.
Отличия донских и кубанских казаков
Донские и Кубанские казаки имеют множество отличий, которые проявляются в культуре, традициях и общественной организации.
- Исторические корни: донские казаки были образованы в XVII веке для защиты границ России, а кубанские — в конце XVIII века для колонизации новых территорий в южных регионах России.
- География: донские казаки живут на территории Ростовской области и Волгоградской области, а кубанские казаки — на территории Краснодарского края и Ставропольского края.
- Этнический состав: донские казаки являются в основном русскими, а кубанские казаки — кавказцами.
- Образ жизни: донские казаки больше всего уважают традиции и веру православия, а кубанские казаки больше уважают свою культуру и обычаи.
- Военные традиции: донские казаки были замечены в истории России как воины-защитники своей земли, а кубанские казаки были арендованы Россией для боевых действий в ряде конфликтов.
Хотя донские и кубанские казаки имеют свои уникальные традиции и обычаи, они все равно являются частью русской культуры и наследия.
Отличия донских и кубанских казаков: что важно знать
Историческая справка
Казаки — это группа народов, которые живут на территории России и Украины. Их история берет свое начало в 15 веке, когда казаки появились на реке Дон. В уставе Петра I Донской и Кубанский казачий войска были формализованы и официально признаны государством. Несмотря на то, что эти войска создавались в одно время и имели много общего, с течением времени у них появились отличия.
-
История Донских казаков
Донские казаки были организованы на самоуправлении и не имели четкой иерархии. Они были военно-административным образованием, управляемым атаманами. Когда Россия присоединила к своей территории Западную Сибирь, Донские казаки были использованы для защиты новой территории. Они были активно задействованы в различных войнах, таких как Крымская война, Великая Отечественная война и другие.
Кубанские казаки были созданы на основе Донских казаков в 1860-х годах. Их использовали для защиты новых территорий, которые были присоединены к России, в том числе Кавказа. Они привлекали четкий иерархический подход в организации, сформировавшейся под влиянием армии. Кубанские казаки были также активно задействованы во многих войнах, в том числе в Российско-японской войне и в Первой мировой войне.
Эти две группы казаков имеют много общего в своей истории и культуре, но также есть некоторые отличия, которые необходимо учитывать, когда изучается их история.
Кубанские казаки
Кубанские казаки — это одна из самых известных и многочисленных групп казаков. Они населяют Краснодарский край, став важным символом этого региона. История кубанских казаков начинается в 18 веке, их главным занятием было скотоводство и охрана границы Российской империи.
Кубанские казаки известны своим характерным костюмом: красной гимназистки, черного водолазка и пуховика, а также шапки-ушанки. Они также славятся своими танцами, песнями и фольклором. Один из главных символов Кубани — казачий круговой танец.
Сегодня кубанские казаки сохраняют свою традиционную культуру и обряды, но также активно участвуют в экономической и политической жизни России. Многие казаки занимают высокие посты в правительстве и бизнесе.
- Кубанские казаки имели свою армию, которая состояла из наиболее сильных и подготовленных бойцов.
- Кубанские казаки участвовали в Первой и Второй мировой войнах, а также в Гражданской войне.
- Кубанские казаки известны своим гостеприимством и традицией «косяка» — сбора казаков на общее застолье.
Донские казаки
Донские казаки – это группа казаков, которые живут в Донской области России. Они являются наиболее известной казачьей группой, не только в России, но и за ее пределами.
Несмотря на то, что Донские казаки и Кубанские казаки имеют общее происхождение, существует ряд отличий между этими двумя группами. Одно из главных отличий заключается в том, что Донские казаки известны своей великолепной лошадиной культурой.
Лошадь, а именно тип лошадей, которых ездят донские казаки, имеет специальное название – «донской тяжеловоз». Эти лошади считаются одними из самых красивых и могущественных в России.
- Одним из самых интересных фактов о донских казаках является то, что они не признают Московских правил игры в шашки. Для этой группы традиционными являются свои игры, которые представляют собой смесь шашек и домино.
- Казачьи музыка и танцы тоже имеют много общего с Донской музыкальной и танцевальной культурой.
- Помимо своих традиций, донские казаки знамениты своими славными историческими победами на поле боя. Во время Мировой войны I и II Донские казаки проявили себя как героические воины, за что им были вручены множество высших наград.
Культурные различия между донскими и кубанскими казаками
Одним из значительных отличий между донскими и кубанскими казаками являются их культурные традиции. Кубанские казаки, например, более связаны с культурой кавказского народа и, следовательно, больше проявляют традиции такие как танцы, музыка, искусство и кулинария.
Донские казаки, в свою очередь, являются наследниками культуры степной региона. В своей искусстве они больше сосредоточены на фольклорном наследии. Особенно известны песни, связанные со степью, животными и природой.
Еще одним важным фактором культурных отличий является религия. Большинство казаков на Кубани исповедует ислам, в то время как на Дону преобладает православие. Это влияет на обычаи и традиции разных регионов.
Несмотря на эти различия, казаки из разных регионов уважают и ценят друг друга и считаются братьями. Вместе они создают единую историю и культуру казачества.
Донские и кубанские казаки: в чём их различия
Казаки на Руси издавна поселялись вдоль границ империи (преимущественно, южных, самых беспокойных) и фактически их охраняли. Во многом их быт и обычаи во всех регионах были схожи, как и образ жизни, но наблюдались и различия. Например, донские и кубанские казаки хоть и проживали недалеко друг от друга, но некоторыми чертами отличались.
История появления
Уже образование этих казачьих войск происходило по-разному.
В 1550 году ордынский князь Юсуф прислал государю Ивану Грозному жалобу на лихих людей, которые в районе Дона нападают на его подданных и послов и отнимают у них товары. Судя по всему, это и были первые донские казаки. Считается, что они были выходцами из центральной части России, преимущественно, из Рязанщины. Пришли они на Дон, потому что на этой территории после татаро-монгольского нашествия было много пустующих, но плодородных земель.
Царь наказывать разбойников не стал, а через двадцать лет прислал казакам грамоту, где их сообщество узаконил. Поэтому 1570 год и считается датой образования Донского казачьего войска.
Кубанцы организовались гораздо позже. Раньше на здешних землях находилась вольная Запорожская Сечь, и местные казаки вроде бы охраняли Малороссию, но при этом сильно досаждали Российской империи, за что и поплатились. В 1775 году Екатерина II повелела их поселения разрушить, а о Сечи больше нигде и никогда не упоминать. Часть вольных людей ушла в Турцию, где была образована Новая Сечь, но большинство осталось в России, пообещав верно служить императрице. Из этих казаков было сформировано Черноморское казачье войско, которое со временем разрослось и стало Кубанским.
Геральдика и форма
Гербы этих войск разительно отличаются. Кубанцы утвердили изображение крепости-щита, что, в общем-то, понятно. А вот на Дону выбрали оленя со стрелой в боку. Считается, что он — из легенды о неуязвимом животном, который даже раненый всегда скрывался от охотников.
Флаг Кубанского казачьего войска состоит из трёх полос:
- верхняя – синяя, она обозначает связь казачества с Российской империей;
- в середине – малиновая, это цвет кубанского казачества;
- внизу зелёная полоса, она символизирует вечную и растущую силу.
Флаг донцов тоже трёхполосный. Но цвета в нём другие:
- верхняя синяя часть – это вода Дона;
- далее идёт жёлтая полоса – донские степи;
- красная символизирует волю к победе.
Форма донских казаков почти не отличается от общевойсковой. Но в ней часто присутствует башлык – капюшон с завязками. В одежде кубанцев превалируют бурки и черкески.