Тьмутаракань где находилась в древней руси
Перейти к содержимому

Тьмутаракань где находилась в древней руси

  • автор:

Тмутараканское княжество ⁠ ⁠

Тмутараканское княжество Керчь, Киевская Русь, Византия, Крепость, Хазарский каганат, Длиннопост

В русской разговорной речи слово Тьмутаракань ассоциируется с чем-то недосягаемо далёким и неизвестным, сродни за семью морями, неизвестно где — обычно с пренебрежительным оттенком — как синоним слова «глушь». Вместе с тем, это один из древнейших городов Киевской Руси.

Впервые название Тмутаракань встречается в 988 г. На протяжении ста лет Тмутаракань упоминается в известной «Повести временных лет». Спустя век появляется в «Слове о полку Игореве», а затем возникает молчание на пять столетий.

В начале XVII в. с появлением первых русских поселений на Северном Кавказе, в частности на нижнем Тереке и затем на нижней Кубани, возникает интерес к этому региону. Ученый монах Дмитрий Ростовский одним из первых задается вопросом «Где находилась Тмутаракань?». Через 30 лет академик Готлиб Байер (1694-1738), немецкий историк и филолог, заметил, что «Тмутаракань это то самое место, которое у Константина Багрянородного называется Таматаркою и полагается против Босфора или Корчи. Ныне это Темрюк и лежит против крепости Тамана». Однако видные российские историки XVIII в В.Н.Татищев, а затем и М.М.Щербатов не были уверены в этом.

Разрозненные данные русских и греческих источников не позволяли составить целостную картину. А археологические исследования затруднялись тем, что местное население употребляло найденные материальные свидетельства в строительных целях.

Между учеными того времени велись жаркие споры по поводу не только расположения (некоторые искали город-княжество под Астраханью, другие -под Рязанью, третьи – под Киевом), но и по поводу существования Тмутаракани, как таковой. Конец этим спорам положила находка, так называемого «Тмутараканского камня», представлявшего собой мраморную плиту или вернее мраморный столб. Он был найден «04.07.1793г. на о.Фанагория служителями первого батальона Таврического егерского корпуса». Главная ценность камня состояла в надписи, согласно которой князь Глеб в 1068г. измерил по льду расстояние от Тмутаракани до Корчева (ныне Керчь). Таким образом, ученым стало доподлинно известно расположение этого древнего города. И к настоящему времени среди ученых более не существует разногласий относительно тождества нынешней станицы Тамань в Краснодарском крае с древнерусским городом Тмутараканью.

Тмутараканское княжество Керчь, Киевская Русь, Византия, Крепость, Хазарский каганат, Длиннопост

Тмутараканский камень, на котором князь Глеб отметил расстояние между важнейшими городами княжества — Тмутороканя и Корчева (Керчи)

По сей день не существует специального исследования истории Тмутаракани. Еще в начале XX в известный русский археолог А.Спицын, позднее В.Смирнов в статье «Что такое Тмутаракань?», а затем в 1956г советский византиевед А.П.Каждан замечали, что история Тмутаракани «темна». Правда, в 1970-80 гг. появились серьезные работы советского археолога А.В.Гадло, позволившие значительно продвинуться в изучении этой темы.

Следует отметить, что некоторые сведения о Тмутаракани сохранились и в ряде адыгских преданий

История исследуемого города начинается с VI в до н.э., когда выходцы из Ионии, возглавляемые неким Гермоном, закладывают на этом месте поселение, вскоре превращающееся в большой город, которому дано было имя Гермонасса. Уникальность этого поселения оказалось в том, что жизнь в нем практически не прерывалась со времен основания до наших дней (с конца XV в -основание турецкого поселения Тамань до устройства одноименной станицы в XVIII в.).

В VI веке Гермонасса меняет своего владельца и, соответственно, имя – Тумен-Тархан (захвативший ее Тюркский каганат дает новое название городу). Историки спорят о происхождении этого названия и, согласно одной из версий, первая часть – Тумен – произошла от обозначения воинского подразделения, которое включало в себя десять тысяч воинов, а тархан – тюркское звание.

После исчезновения каганата Тумен-Тархан переходит «в руки» хазарам. В летописях встречается его новое название – Самкерц. Если во времена Боспорского царства в центре города был акрополь, а вокруг преимущественно каменные двухэтажные дома с зернохранилищами, то ко времени владения хазарами он уже был укрепленной крепостью. Но в постройках влияния кочевников жители избежали – юрт и землянок археологи не обнаружили. Многовековая греческая и византийская история оказалась сильна в архитектуре.

Здесь соседствовали совершенно разные этносы – греки, армяне, аланы, хазары.Также терпимо соседствовали и разные вероисповедания жителей – иудаизм, христианство, тенгрианство. Город жил торговлей и виноделием.

Начало проникновения русов на северо-западный Кавказ было положено походом Святослава Игоревича 965-966 гг., в котором он наносит сокрушительный удар умирающей Хазарской империи, кроме того он разгромил выступивших против него алан и касогов. После чего к X в. открылась возможность для колонизации нижнего Дона и Приазовья, куда «вслед за дружинами потянулся земледельческий и ремесленный люд».

В 988 г. после захвата ряда крымских городов дружинами князя Владимира Святославовича, часть русов высадилась и овладела некоторыми районами Таманского полуострова. Так было положено начало Тмутараканского княжества, в состав которого вошли часть Тамани и Крымского побережья с городом Корчев и его окрестностями. В 988г. в Тмутаракань на княжение был посажен Мстислав Владимирович, который правил около 34 лет.

Помимо руссов в Тмутаракани проживали хазары, греки, аланы, касоги (адыги), «обезы» (абазины). Соседние племена платили дань и поставляли воинов князю Мстиславу. Несколько раз прибрежные адыги пытались избавиться от Тмутараканской зависимости. Хорошо известна попытка 1022г., когда выступление возглавил адыгский князь Редедя. В личном поединке Мстислав одолел Редедю, и по их договоренности перед боем он, как отметил летописец «шедъ в землю его, взя всё именье его и жену его и дети его, и дань возложи на касогы». Сыновей Редеди крестили и дали им имена Юрий и Роман. С Романом Мстислав даже породнился – выдал за него свою дочь.

Тмутараканское княжество Керчь, Киевская Русь, Византия, Крепость, Хазарский каганат, Длиннопост

Это родство с детьми погибшего князя ставило Мстислава главой адыгской общности, что давало ему право облагать данью подвластное население (подобное родство регулировалось горскими адатами). Таким образом, Мстислав стал полновластным хозяином над народами, до него принадлежавшим Редеде. Этим правом пользовались и все последующие Тмутараканские князья. Причем дань бралась не только с касогов, но и с других племен граничащих с адыгами. В память об этой победе была построена церковь в 1023г., ее фундамент был обнаружен во время раскопок 1952-55 гг. известным ученым Б.А.Рыбаковым.

В 1023г. Мстислав вступает в борьбу со своим братом Ярославом за отцовское наследство. Он не раз приводил под Киев дружины, где было немало хазар, алан и адыгов.

В 1024г. Ярослав терпит поражение при попытке выдворить брата из Чернигова (битва при Листвене) и заключает с Мстиславом договор, по которому все левобережье Днепра достается Мстиславу, а Чернигов становится столицей Мстиславского княжества. С этого момента Тмутаракань определяется вотчиной черниговских князей.

Следует отметить, что спустя несколько лет после похода Мстислава 1022г., касоги собрали большое войско, и с целью отомстить за любимого богатыря Редедю разорили «Тамтаракайскую» область. Считается, что с 1023 по 1029 гг. Тмутаракань временно была потеряна русскими князьями, и ею владели касоги.

Хотя территория Тмутараканского княжества была относительно невелика, оно явилось крупным политическим и экономическим центром, и контролировало Подонье, Кубань и нижнюю Волгу. Наивысший рассвет княжества пришелся на правление Мстислава, который ко всему прочему правил княжеством независимо от киевского князя Ярослава Мудрого.

После смерти Мстислава в 1036 г. власть над Тмутараканью, как и впрочем над всеми киевскими землями переходит к Ярославу. А после смерти Ярослава в 1054г. черниговская земля и «вся страна восточнее и до Мурома» переходит к его четвертому сыну Святославу. Святослав, понимая, что такой далекий город оставлять нельзя передает власть над Тмутараканью своему сыну Глебу.

Любопытно отметить, что в 1059 и 1077гг. Тмутаракань посещает игумен Киево-Печерского монастыря Никон, который строит там вторую церковь и проводит антигреческую политику.

В 1064 г. князь-изгой Ростислав Владимирович (внук Ярослава Мудрого) выгоняет Глеба и захватывает Тмутараканский престол. В результате заговора Ростислав был отравлен и на княжение в Тмутаракань вернулся Глеб, который в 1068г. измерил расстояние от Тмутаракани до Корчева.

В марте 1073г. Святослав Ярославович захватил великокняжеский престол и отправил на тмутараканское княжение сына Романа (брата Глеба). После гибели Романа Тмутараканью управляет Ратибор. 18 мая 1081г. в Тмутаракани появляются два князя-изгоя Давид Игоревич и сын Ростислава Тмутараканского Володарь, которые берут в плен Ратибора.

Город становится излюбленным местом изгнанных князей, представлявших черниговскую ветвь и враждовавших с Киевом, которые рассчитывали найти не только безопасное убежище, но и военную помощь в лице северокавказских народов или половцев. К тому же Тмутаракань, представлявшая собой богатый торговый центр, вполне обеспечивала безбедное существование самих князей.

Тмутараканское княжество Керчь, Киевская Русь, Византия, Крепость, Хазарский каганат, Длиннопост

Византия в это время вела войны с турками-сельджуками на юге и с половцами – на севере, Херсонес (центр византийских связей с Причерноморьем и Киевской Русью) находился в экономическом и политическом упадке, что требовало новых приобретений в Крыму и Северном Причерноморье вместо Херсонеса. Тем более что слабеющая империя нуждалась в регулярном подвозе продовольствия для Константинополя (азовская и черноморская рыба) и нефтяных источниках для стратегического оружия византийцев «греческого огня». Нефтяные источники в самой Малой Азии к этому времени уже были в руках турок и соответственно стали недосягаемыми для «ромеев». Все это привело к активизации политики Византии в Крыму и на Северном Кавказе. Князь Олег Святославович в 1083г. при содействии Византии становится правителем Тмутаракани и таким образом оказывается в роли наместника византийского императора в нефтеносных районах Приазовья.

В результате очередных междоусобиц русские князья не могли проводить твердую внешнюю политику и контролировать отдаленные владения. Свою роль сыграли и враждебные половецкие орды, отрезавшие Приазовье и северное Причерноморье от остальной территории Руси.

Закономерным итогом этих событий становится то, что примерно с 1094г. Тмутаракань переходит под византийское владычество, но, несмотря на это, туда продолжают прибывать и торговать русские купцы.

Следует подчеркнуть, что внук Олега, Новгород-Северский князь Игорь Святославович хотел вернуть Тмутаракань, но его попытки не увенчались успехом. А правнукам Олега было уже не до Тмутаракани – на пороге стоял новый враг – татаро-монгольские завоеватели.

Период господства Византии закончился с падением Константинополя (1204) в ходе 4-го крестового похода.

В XIII—XV веках город является колонией Генуи, одновременно им управляют адыгские князья. Под 1419 год упомянут династический брак знатного генуэзца Винченцо де Гизольфи и дочери адыгского князя Берозоха — Биха-ханум. Правителем города стал сын от этого брака Захария де Гизольфи. Однако в 1475 году турки захватили Матрегу и присоединили к своим владениям. Тем не менее, дипломатическая активность Захарии помогла ему сохранить за собой пост главы города. Турецкая крепость Хункала была построена к востоку от города, на развалинах генуэзской крепости, сам город получил название Таман (XVI — конец XVIII).

Под владение России город вернулся только через несколько сотен лет. В конце восемнадцатого века на полуостров пришли запорожские казаки, которые и основали станицу Тамань.

Тмутараканское княжество было надежным форпостом Киевского государства для налаживания торгово-экономических и политических связей с Востоком и народами Северного Кавказа, а также для охраны южных рубежей Руси от кочевников. Но в силу ряда политических обстоятельств Тмутараканское княжество перестало существовать, а затем бурные события и столетия войн на Северном Кавказе помогли «успешно забыть», что когда-то на отдаленной окраине Древнерусского государства существовало княжество с необычным для русского слуха названием Тмутаракань.

12K постов 46.1K подписчика

Правила сообщества

Для авторов

— уважение к читателю и открытость

— регулярность и качество публикаций

— умение учить и учиться

— бездумный конвейер копипасты

— публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

— простановка тега [моё] на компиляционных постах

— неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

— видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)

Для читателей

— дискуссии на тему постов

— уважение к труду автора

— личные оскорбления и провокации

— неподкрепленные фактами утверждения

Мой однокурсник копал там в начале 90-х. Я его спросил:

— Паша, а почему такое странное название?

— Не, знаю, наверное, тараканов там — тьма.

да, хороший сериал можно было сделать по этой теме, в духе ИП или Викингов)

Изучение Керченской крепости в наши дни | Лекции по истории – археолог Юрий Белик | Научпоп⁠ ⁠

Насколько хорошо изучена знаменитая крепость Керчь? Кто, когда и как исследовал её территорию? Какая участь постигла многие значимые находки? Какие исследования планируются в будущем? Юрий Белик, археолог, кандидат исторических наук, заведующий научно-исследовательским отделом «Крепости Керчь» рассказывает, какой комплекс работ по исследованию крепости планируется в ближайшее время, с какой основной проблемой в настоящее время столкнулись археологи, какие мероприятия должны помочь в исследованиях и музеефикации Керченской крепости, какую роль в этом играют волонтёры-добровольцы Фонда «Археология», и как можно стать волонтёрами.

Выбор веры у хазар⁠ ⁠

Выбор веры у хазар Хазарский каганат, Хазары, История, Иудаизм, Арабы, Византия, Длиннопост

Историк Владимир Петрухин о соперничестве Хазарии с Византией, арабо-хазарских войнах и положении иудеев

Пожалуй, первой страной, которая должна была заняться этим «выбором веры», выбором языка, на котором она должна разговаривать с миром цивилизации, в пределах нынешней Российской Федерации оказалась Хазария — та Хазария, которая объединяла Северный Кавказ, причерноморские степи, чьи владения доходили до Среднего Днепра, до нынешнего киевского Поднепровья на Украине и почти до Подмосковья, до Оки в верховьях Воронежа. Большая страна, которую объединяла довольно сильная тюркоязычная элита. Хазары появились где то в VI веке н.э. в районе Северного Кавказа, скорее всего в предгорном Дагестане, к северу от Каспийских ворот и Дербента. Одним из первых — в середине VI века — о хазарах упоминает хронист Захария Ритор. По его сведениям, хазары были кочевниками, которых тогда традиционно относили к гуннам, потрясшим в IV-V веках всю Евразию.

В действительности же хазары были одним из небольших тюркоязычных народов и, видимо, подчинялись поначалу власти тюркского кагана, владыки огромной степной “кочевой” империи, зародившейся на просторах Центральной Азии. Благодаря своему строю, кочевники-тюрки были в состоянии быстро организовать огромную мобильную армию, в результате чего контролировали колоссальные территории, претендуя на дань, которую они брали как с Китая, так и с Ирана. Кроме того, каганат активно вмешивался в отношения между Ираном и Византией. В конце концов, дело дошло до того, что тюрки стали претендовать на контроль над Боспором. Вот в составе этой империи и развивались хазары, которые поначалу ничем не были знамениты.

Однако когда распалась Тюркская империя, хазары оказались свободными от своих обязательств в отношении к центральной власти. Кроме того, во главе хазар скорее всего встал предводитель из аристократического тюркского рода Ашина, из которого, по всей видимости, мог происходить и тюркский каган. Как мы знаем, каган — титул, который приравнивался в раннем Средневековье к императорскому, то есть это был правитель, который правил не одним племенным объединением и не одной страной, а многими народами. Вот этот самый каган и возглавил хазар в предгорьях и степях Дагестана.

Местоположение его орды было чрезвычайно выгодным. Рядом был проход в Закавказье с его богатейшими провинциями, степи и горные пастбища, где можно было спокойно пасти скот, что было немаловажным для кочевников. Наконец, неподалеку обитали народы, которые давно уже владели не только искусством земледелия, но и искусством строительства крепостей. В основном это были аланы, обитавшие на западе Северного Кавказа. Впоследствии хазары заключили с аланами прочный союз, сохранявшийся на протяжении почти всей истории Хазарского каганата. В общем, воспользовавшись своим положением, выгодным как экономически, так и географически, хазары продолжили ту экспансию, в которой они участвовали, будучи еще подданными тюркского кагана, и оказались в состоянии не только влиять на внутреннее положение дел в Закавказье, потеснив там Сасанидский Иран, но и опять-таки вмешиваться в постоянные распри Ирана и Византии. Одним из важнейших стратегических пунктов для каганата стало Северное Причерноморье.

В первой трети VII века эту территорию контролировала Болгарская Орда. Болгары были такими же кочевниками, как и хазары, об этом говорят даже их созвучные тюркские имена. Уже к середине VII века болгары были разгромлены, и часть орды во главе с Аспарухом по разрешению Византии переселилась на территорию нынешней Болгарии. Другая же часть ушла в междуречье Волги и Камы, где образовала Волжскую Булгарию, знаменитое раннесредневековое государство, просуществовавшее до XIII века и павшее под ударами войск Чингисхана. Но, тем не менее, большая часть болгар осталась на прежних кочевьях, влившись в состав победившего их народа. Так, в войнах, прошел VII век, в ходе которого хазарам удалось овладеть Боспором и даже угрожать Херсонесу. В результате этой экспансии и возник Хазарский каганат, и надо сказать, что каган действительно соответствовал этому имперскому титулу.

Тюркоязычные кочевники всегда были сильны тем, как и все кочевники, что они хорошо организованы, без этого невозможно заниматься кочевым скотоводством: у тебя угонят скот или просто его перебьют, и твой народ погибнет. Надо было иметь мощную военизированную культуру, чем славились кочевники, в том числе и хазары, которые поначалу воевали, пытались добыть мечом то, что не удавалось добыть трудом или наукой. Но в конце концов хазары оказались в сложном положении, ибо помимо Византии, с которой приходилось иметь дело в Причерноморье, в том же Крыму, — все это вечные горячие точки российской истории: Северный Кавказ, Крым, нынешняя Украина вплоть до Киева. Левобережная Украина входила в состав Хазарии, на правом берегу расселялись независимые от хазар славянские племена. Но, так или иначе, хазарам приходилось иметь дело с христианской Византией, приходилось договариваться, хотя и хотелось просто отнять то, что было в Крыму, что издревле, со времен Геродота, принадлежало грекам, основному населению Византии. Может быть, хазары бы и справились с этим, но всегда на одного такого агрессора во всемирной истории находится другой, посильнее.

Вскоре после ряда удачных завоеваний хазары столкнулись в Закавказье с хищником пострашнее и посильнее, чем этот в общем-то рядовой тюркоязычный народ. В этот период арабы под зеленым знаменем пророка Мухаммеда начали священную войну, стремясь обратить в истинную веру язычников и потеснить христиан, в первую очередь Византию. Они вторглись в Закавказье, где и столкнулись с хазарами. Хазары были хорошими воинами: арабы обладали мощной экономической базой, имели богатый опыт боевых действий и регулярную армию, но смогли справиться с хазарами только в первой трети уже VIII века. Это произошло после того, как армию мусульман возглавил великий полководец и будущий халиф Мерван. Ему удалось разгромить войска каганата, ворваться в его северокавказские земли и захватить столицу — Семендер. Хазарский каганат потерпел сокрушительное поражение. Хазарский правитель, который именовался каганом, ханом ханов, — у него было много народов в подчинении, поэтому он был почти что равным императору, — бежал в дельту Волги, где найти его было невозможно, потому что в этих 70 ериках Волги можно погубить не одну армию, пока будешь искать там своего противника. А арабы вышли в степь и увидели, что ничего здесь сделать нельзя, но хазары вынуждены были все-таки говорить с ними о мире.

Чтобы договориться с арабами, которые вели священную войну, нужно было принять их веру, иначе они бы не поняли, о чем вообще идет речь.

Язычник, если он не поклоняется единому богу, — а хазары были язычниками, поклонялись многим племенным богам — с ним нельзя договариваться, ведь он поклоняется бесам. Боги язычников считались бесами у всех носителей монотеистических религий. Так что пришлось кагану принять ислам — об этом сообщают арабские авторы, правда, поздние. И что там было — это одна из загадок нашей истории, да и всемирной истории тоже, потому что, как выяснилось через некоторое время, никакого ислама хазарский каган не принимал, а должен был дальше договариваться с арабами и византийцами-христианами о том, как он будет жить между двух огней, между довольно агрессивными, по-прежнему ведущими священную войну арабами и греками, которые не хотели делиться с хазарами своими причерноморскими владениями. Так что надо было заниматься тем, чем пришлось заниматься многим правителям нашей страны, — выбирать веру, с кем ты будешь.

Можно было, конечно, быть с арабами и даже воевать с греками на стороне арабов или же со своими же близкородственными тюрками, которые обретались в степях Северной Евразии. Но этого, конечно, кагану делать не хотелось, ему хотелось мира, договориться со всеми и получать выгоду ото всех.

Поэтому каган пошел на поразительный выбор веры, который до сих пор вызывает недоверие у историков, — он выбрал веру иудеев. Как только он заявил, что склоняется к вере иудеев, к нему прибыли посольства и от арабов-мусульман, и от греков-христиан, которые сказали, что он безумен, ибо иудеи повсюду гонимый народ, и сам он, если примет их веру, станет гонимым, почитаемым за раба, а не за равноправного правителя. Тогда каган пошел на хитрость — документы сохранили этот исторический анекдот. Сначала он вызвал муфтия, специалиста в области мусульманского канона, и спросил у него, объяснивши ему тет-а-тет, что он, конечно, склоняется к исламу, но все-таки какая вера более истинна: вера иудеев или вера христиан? Муфтий ответил, что, конечно же, вера иудеев более истинна, потому что сам Мухаммед — один из пророков, который продолжил пророчества иудейских ветхозаветных пророков. Тогда каган вызвал к себе христианина и спросил, какую веру тот считает более истинной, чтобы он мог спокойно принять христианство. Христианин сказал, что, конечно, более истинной он считает веру иудеев, но не веру мусульман, потому что мусульмане — враги Византии, Мухаммед, с точки зрения христиан, — лжепророк, так что, конечно, иудейская религия была лучше.

Спорящие, конкурирующие партии, таким образом, единодушно признали, что иудейская религия — лучший выбор. Каган сохранил свою приверженность иудаизму. Это было не случайно, иудеев признавали и христиане, и мусульмане как носителей Священного Писания и верящих в единого бога, они не были язычниками, они

были «людьми Книги», Священного Писания. Поэтому они имели свои права — ограниченные, но защищаемые законом права и в мусульманском Арабском халифате, и в Византии. Так что понятно, что нужно было сделать кагану. И здесь можно считать, что он повел себя как хитрец, но вполне оправданно.

Думали, что это исторический анекдот и что доверять ему невозможно. Но не так давно археологи нашли довольно далеко от Хазарии, на острове Готланд клад восточных арабских монет, которые, как только хазары заключили мир с арабами, хлынули потоком в Восточную Европу и дошли до Скандинавии. В этом кладе были обнаружены монеты, где арабским куфическим шрифтом была выбита легенда «Муса расул Алла» — «Моисей — пророк Аллаха». Это была очередная хитрость хазарского кагана, который демонстрировал свою приверженность законам Моисея и при этом не собирался вступать в конфликт с арабами. Эта монета должна была ходить на международных рынках, поэтому он и пошел на хитрость: арабскими буквами он заявил о приверженности законам Моисея. Арабы не могли ничего возразить, потому что Моисей с точки зрения Корана — один из пророков, Мухаммед — наследник его пророчеств.

Так что так история подтверждает справедливость древних исторических документов, которые вызывали сомнение у историков.

доктор исторических наук, профессор кафедры истории России средневековья и раннего нового времени факультета архивного дела Историко-архивного института РГГУ, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН

Город тьмы. Как появилась и куда исчезла Тмутаракань

Археологи ведут раскопки на Таманском полуострове практически круглый год.

На юге России одним из популярных туристических маршрутов стал «Золотое кольцо Боспорского царства». Он включает путешествие по местам, где в античное время располагались города древнего государства на территории Краснодарского края, Республики Крым, Ростовской области и города Севастополь.

Ранее в материале «Дом вдали от дома» мы рассказали в общих чертах о том, как и почему на побережье Чёрного и Азовского морей было основано греками Боспорское царство. Далее говорили о городе Гермонассе, который также входил в него. Теперь рассказываем, что с ним стало дальше.

На место греков пришли тюрки

Мы уже рассказывали, что история возникновения города начинается с VI века до н.э. Он был основан греками с острова Лесбос и получил название Гермонасса. Тогда же вошёл в состав царства. С самого начала город имел двухэтажные каменные дома, которые содержали печи и зернохранилища. Здания крылись черепицей и содержали по пять комнат. В центре города располагался акрополь. А неподалеку от города располагался храм Афродиты.

Культ богини Деметры носил официальный характер, что подтверждается открытием святилища с десятками изображений богини.

Вскоре, после распада Тюркского каганата, Тумантархан стал хазарским, хотя византийское влияние не прекратилось. В это время население города было полиэтничным — здесь селились греки, армяне, хазары, булгары, аланы, зихи, касоги. Пёстрой была и религиозная ситуация: православие соседствовало с иудаизмом и язычеством. Основная часть населения была занята в торговле.

Крупное поселение

Кстати, историки называют несколько значений названий города:

«Тмутаракань, Тумантаркан, Тумантархан — одно из сложнейших названий, — говорит доктор исторических наук Валерий Касьянов. — До 10 века, пока территорию не завоевала Киевская Русь, Тумантаркан был одним из крупнейших городов. У татаро-монголов «тьма» — это поселение. «Таркан» — укрупнённое. Получается «тумантаркан» — укрупнённое поселение. Но если обратиться к древнеславянскому языку, появляется другое объяснение. «Тму, тьму, туму» обозначает край, отдалённую часть территории. Что, впрочем, тоже соответствует действительности».

Одно из княжеств Киевской Руси

После разгрома Хазарского каганата в 965 году киевским князем Святославом Игоревичем город перешёл под власть Киевской Руси. Тогда — то и появилось название Тмутаракань (Тмуторокань, Тмутороконь, Тьмуторокань, Тмуторотань, Торокань). В это время известен как крупный торговый город с хорошей гаванью.

Боспорское царство было рабовладельческим государством.

Между прочим, русское княжество, существовавшее в X-XI веках с центром в городе Тмутаракань (Тамань), упоминается в русских летописях и «Слове о полку Игореве». Поскольку точное местоположение княжества было неизвестно, многие считали его вымышленным. В 1792 году был обнаружен Тмутараканский камень, на месте нахождения которого археологами открыты развалины Тмутаракани.

Образование Тмутараканского княжества сыграло огромную роль в дальнейшем развитии русско-северокавказских контактов во всех сферах: торгово-экономической, культурной, военно-политической.

В состав княжества входили: сам город Тмутаракань и окружавшие его сельские территории, в Крыму — Керчь с сельскохозяйственной округой. В подчинении Тмутараканского княжества находился город Белая Вежа. Благодаря своему выгодному положению Тмутараканское княжество контролировало Подонье, Кубань и Нижнюю Волгу. Какое-то время Тамань определяла политику всего Северного Кавказа.

«С одной стороны место было очень выгодным, — говорит Валерий Касьянов. — Деньги здесь делались просто из воздуха, поскольку всё время шла бойкая торговля. Но в то же время жители города подвергались постоянным набегам, и жить в Тмутаракани было достаточно опасно».

Население Тмутараканского княжества состояло из местных племён — адыгов, алан, болгар, хазар, готов, а также греков, славянских ремесленников и купцов. Здесь же размещалась княжеская дружина. Окрестные племена находились в зависимости от князя, платили ему дань и поставляли воинов в период военных действий.

Княжество оказывало сильное влияние на развитие культуры народов Северного Кавказа. Город Тмутаракань был крупным культурным и христианским центром и сыграло видную роль в распространении христианства на Северо-Западном Кавказе. В княжестве существовало два христианских храма, в начале XII века была построена церковь Богородицы. Под самой Тмутараканью учеником Феодосия Печорского, Никоном, был основан монастырь — филиал Киевско-Печорского. Никон здесь долго жил и ему, главным образом, обязаны попавшиЕ в летопись сведения о Тмутаракани. Из этого следует, что в княжестве была развита письменность.

И назвали его Матарха

Дальнейшая судьба Тмутараканского княжества из отечественных источников не прослеживается, что вовсе не означает прекращение его существования. Тем не менее, Тмутаракань, оторвавшись от Руси и попав в сферу влияния Византии и степных народов Северного Кавказа, прежде всего половцев, продолжала жить своей жизнью. Арабский географ Идриси при описании около 1154 г. Черноморского побережья сообщает, что «Матарха» (ещё одно название Тмутаракани), расположенная в 20 милях от «устья Русской реки», весьма древний город, а имя его основателя неизвестно, Матарха окружена возделанными полями и виноградниками; цари её весьма отважны, мужественны, предприимчивы и весьма грозны соседним народам. Город этот густо заселён и весьма цветущ; в нём бывают ярмарки, на которые стекается народ из всех близких и дальних краёв».

Из этого следует, что политическая организация и зачатки культуры, засаженные в Тмутаракани при русских князьях, не исчезли здесь до самого прибытия татар, хотя заметно уже одичание, огрубение под влиянием окружающей варварской обстановки. Вероятно, это одичание состояло в связи с изменением в самом составе населения — не славянский элемент, по-видимому, уже играл преобладающую роль в Тмутаракани, а инородческий.

Когда-то на Таманском полуострове был античный город.

Под властью генуэзцев и ханов

В XV веке Тмутараканью (Матрегой) завладела генуэзская фамилия Гизольфи. Таманские города вновь, как и в период существования Боспорского царства, были вовлечены в мировую торговлю между Западом и Востоком. В конце этого столетия на территории бывшего Боспора образовалось независимое от татаро-монголов Крымское ханство, в которое входил и Таманский полуостров. С утверждением на низовьях Дона и на Кубани татар Тмутараканское княжество исчезает совершенно с исторической сцены.

В связи с турецкой экспансией оно становится зависимым от Османской империи. Здесь строится крепость Хункала, просуществовавшая вплоть до ликвидации Крымского ханства и вхождения его в состав России в 1792 году. Сюда поселились черноморские казаки, основавшие станицу Тамань.

Приключения заветного камня

Если посмотреть на древние карты Киевской Руси, можно понять, что Тмутаракань находилась за несколько сотен километров от других русских княжеств. Это затрудняло связи с русскими землями, но, с другой стороны, правители Тмутаракани имели возможность проводить гораздо более самостоятельную и независимую от Киева политику.

По мнению историка А. Рыжкова, особую ценность Тмутаракань приобретала для бунтарей, которых не устраивало их место на пресловутой «лествице Ярослава» (Мудрого), в первую очередь для князей-изгоев, чьи отцы умерли до того, как вступили на великокняжеский престол.

Древняя Фанагория подарила ученым уникальные находки.

Потеряли и забыли?

Они выпадали из общей очереди и могли надеяться лишь на милость старших родственников, во власти которых находились. Тмутаракань оказалась очень удобной базой для войны за свои права. И русские правители далёкой Тмутаракани на протяжении X-XI вв. не раз оказывали серьёзное влияние на ход русской истории. Однако со временем связь с Тмутараканью была потеряна, более того, было забыто её местоположение.

А вот петербургский профессор Готлиб-Зигфрид Байер — автор норманской теории происхождения Древнерусского государства, ещё в 1736 году оказался удивительно прозорлив, утверждая:

«Тмутаракань есть то самое место, которое цесарь Константин Порфирородный Таматаркою называет и полагает против Боспора или Керчи. Ныне называется сие место на турецких ландкартах Темрюк и лежит против крепости Тамана в северо-восточной стороне подле Меотического моря».

Эта версия вскоре подтвердилась — был найден тмутараканский камень.

25 августа 1792 года часть запорожских казаков, которыми командовал войсковой полковник Савва Белый, высадилась в бывшем турецком порту Таман. Для защиты пристани солдатами русского егерского полка был построен редут. А в качестве порога своей казармы они решили использовать найденную поблизости мраморную плиту длиной более метра и шириной около полуметра. Весила она, кстати, более 850 кг.

На этой плите была высечена какая-то надпись, на которую обратил внимание премьер-майор Х. Розенберг. Разобрать её и точно перевести на современный русский язык ему не удалось, первым это сделал в 1806 году А. Н. Оленин:

«В лето 6576 индикта (1068 г.) Глеб князь мерил море по льду от Тьмутороканя до Корчева 10 000 сажен и 4 000 сажен».

Князь Глеб, о котором говорится в надписи, — внук Ярослава Мудрого, сын Святослава Ярославича, старший брат Олега «Гориславича».

Мистическое исчезновение

Розенберг сумел оценить важность находки и принял решение отправить плиту в Таганрог вице-адмиралу Н. Мордвинову, который тогда был председателем Черноморского адмиралтейского правления. Однако Мордвинов вскоре отбыл в Севастополь, за ним отправился и камень. Уже в Севастопольском порту шторм сорвал корабль, на котором находилась плита с якоря, и унёс его в море. Обнаружилось это судно лишь через три месяца близ Константинополя — сюда его принесли ветер и морские течения. Корабль был отремонтирован и возвращён в Севастополь. Оттуда многострадальный камень повезли уже в Николаев. Здесь, в числе прочих, его осмотрел премьер-майор Г. Егоров.

Вскоре он оказался в Петербурге, где рассказал о странной находке А. И. Мусину-Пушкину. Тот обратился к Екатерине II, которая особого интереса к камню не проявила: приказала измерить его, скопировать надпись и. вернуть в Тамань! До 1803 года камень находился в саду у Таманской Покровской церкви. Потом архитектор Н. А. Львов-Никольский включил его в композицию, посвящённую античному наследию Тамани. В 1835 году Тмутараканский камень перевезли в Керченский музей древностей. И, наконец, в 1851 году плита была доставлена для изучения в Петербург.

Тмутаракань — древнерусская «Атлантида»

Это загадочное слово в течение XI ст. неоднократно попадало на страницы летописей и, наверное, весьма занимало умы русичей. Для многих из них Тмутаракань была такой же таинственной «незнаемой» землей, как и заморские страны; о ее князьях рассказывали предания, звучали в ее адрес и проклятия с пепелищ сожженных половцами поселений.

Что же за княжество носило такое необычное для уха славянина название, когда и при каких обстоятельствах оно возникло? То, до чего в наше время пытаются докопаться исследователи прошлого, по тем временам было общеизвестным, или же несущественным с точки зрения древнего автора. Хотя вчитываясь в летописные строки, нетрудно понять, что Тмутаракань лежала едва ли не у подножия Кавказских гор. По византийским источникам предшественником этого города была античная Фанагория, которая с VIII в. имела название Таматарха. Тождественность ее с летописной Тмутараканью подтвердилась археологическими находками. Наиболее известная из них — Тмутараканский камень с надписью: «Въ лето зфоз (1068 г.) індікта з (6) глебь князь мерилъ море по леду от тьмутараканя до кърчева Т и Д (10000 и 4000) сяженъ». Сегодня на Таманском полуострове на месте столицы легендарного княжества — станица Таманская, в названии которой есть что-то и от Таматархи, и от Тмутаракани.

Начала русской Тмутаракани могут уходить в VIII — IX вв., когда на тогдашнюю военно-политическую арену вышла Русь. Она сразу же дала о себе знать мировой империи — Византии. Новгородская рать князя Бравлина завоевала византийские владения в Крыму от Керчи до Херсонеса. Это вторжение, описанное в «Житии Стефана Сурожского», датируют концом VIII — первой четвертью IX веков. Еще одно литературное произведение — «Житие Георгия Амастридского» — сообщает о нападении Руси уже непосредственно на Византию в первой половине IX ст. В это же время (838 — 839 гг.) в устье Дона хазары с помощью Византии сооружают крепость Саркел. Подонье лежало не на восточных рубежах Хазарского каганата, где ему угрожали кочевники, поэтому логично предположение, что Саркел построен в связи с опасностью, исходящей с берегов Днепра.

Попытки сдержать наступление Руси в этом направлении оказались безуспешными. Уже в 860 г. под ударами Аскольдовых воинов едва не пал Царьград, а вскоре, еще не совсем освободившись от хазарского владычества, Русь предприняла поход на Южный Прикаспий. Через полстолетия уже Олеговы полки топчут Прикаспийские земли. Не чувствуя достаточно сил, чтобы противостоять им, Хазария, несмотря на враждебное отношение к русичам, была вынуждена пропустить их через свою территорию. Как отметил Михаил Грушевский, Русь не смогла бы осуществить эти походы, если бы не чувствовала себя в Подонье как дома. Есть косвенные свидетельства о принадлежности этих земель Руси и в русско-византийском договоре 944 г.: в одной из его статей Игорь обязуется не пропускать черных болгар (балкарцев) с кавказского берега Черного моря в Крым. Неизвестно, кто владел Тмутараканью до вхождения ее в состав Руси — Византия или Хазария, но данной статьей греки фактически признали эти земли русскими.

Тмутаракань существенно отличалась от других русских земель, на ее лик наложили свой отпечаток культуры разных эпох и народов — от античной греческой до византийской, хазарской, русской. Наверное, в ней еще сохранились остатки античной архитектуры (в «Слове о полку Игоревом» упоминается «Тмутараканский идол», по-видимому, какая-то античная статуя); рядом с хазарскими кенасами стояли византийские, а впоследствии и русские храмы. Из летописи известно, что в построенной Мстиславом каменной церкви Богородицы был похоронен князь Ростислав.

В первом летописном упоминании (988 г.) Тмутаракань уже фигурирует как центр удельного княжества, куда князь Владимир направил на княжение своего сына Мстислава. Есть в «Повести временных лет» и сказание о победе Мстислава в поединке с касогским (черкесским) князем Редедей. Этот поединок — одна из страниц не совсем обычной судьбы древнерусского княжества, которое чем-то напоминало Запорожскую Сечь. Расположенное, как и Запорожье, за Диким полем, оно было для древних русичей своеобразной «Камчаткой», заселенной, к тому же, разноплеменным населением. Это обстоятельство уготовило княжеству роль центра для искателей приключений, а также тех, кто был вынужден покинуть Русь. Как в свое время отправился на Сечь Б. Хмельницкий, чтобы отстоять попранные польской шляхтой свои права, а впоследствии — и освободить Украину из лядской неволи, так и в Тмутаракани искали пристанища и, набрав дружину, шли на Русь князья-изгои.

Изгои рода Рюриковичей — объективно неизбежное, закономерное общественное явление Киевской Руси, вызванное к жизни несовершенным механизмом наследования княжьих столов и связанной с этим борьбой за власть. В те времена Русь управлялась родом Рюриковичей, возглавляемым старшим из них по возрасту — великим князем. Каждый из младших князей занимал свою волость и имел шансы со временем стать старшим и занять киевский престол. При этом происходили соответствующие перемещения других князей на более престижные удельные столы. Такая ротация в среде правящей верхушки уменьшала угрозу сепаратизма, так как князья не «засиживались» на одном месте. Этот, казалось бы, продуманный механизм довольно скоро начал давать сбои. Если один из сыновей великого князя умирал, не успев занять киевский стол, то его потомки уже лишались права на старшинство. В разряд изгоев сначала попали потомки трех из шести сынов Ярослава Мудрого — Владимира, Вячеслава, Игоря. Впоследствии Изяслав и Всеволод включили в них и сыновей Святослава на том основании, что он занял киевский стол незаконно. Большинство из них вообще оказались без земли, и им не оставалось ничего иного, как действовать по принципу: «Если великий князь не хочет давать мне волости, то я сам пойду ее искать». Лучшего плацдарма, чем расположенная за необозримыми степями Тмутаракань, для этой цели и не найти. Сюда почти не дотягивались руки других князей, которым в условиях нестабильности было что терять и у себя дома. Здесь можно было обжиться, набрать дружину из хазар, касогов или половцев. Именно с такой дружиной и северянами в 1024 г. Мстислав победил варяжское войско Ярослава.

Тесно связал свою судьбу с Тмутараканью и князь-изгой Ростислав Владимирович. В 1064 г. он вместе с воеводой Пореем и сыном новгородского воеводы Остромира Вышатой бежал в далекое княжество, изгнал оттуда своего двоюродного брата Глеба и «сел» на его место. И с ним него ничего не смог сделать отец Глеба черниговский князь Святослав — неплохой полководец. Как и Мстислав, Ростислав был неординарной личностью, его популярность и влияние в регионе росли, создавая угрозу интересам Византии, которая и поступила с ним по-византийски. Втершись в доверие к тмутараканскому князю, его отравил херсонесский наместник.

А тем временем ряды изгоев пополняют потомки Игоря и Вячеслава Ярославичей. А затем и дети умершего князя киевского Святослава. И опять они ищут пути в «землю обетованную». В 1077 г. в Тмутаракань к Роману Святославовичу бежал Борис Вячеславович, а на следующий год из Чернигова, от Всеволода — Олег Святославович. По вине этих князей и, не в меньшей степени, по вине тех, кто лишил их волостей, на Руси начались кровопролитные усобицы при участии половцев. В битве на Нежатиной Ниве в 1078 г. сложили головы Великий князь киевский Изяслав и Борис. На следующий год от рук половцев погиб Роман, а его брат Олег по подстрекательству киевского князя Всеволода был схвачен в Тмутаракани хазарами и выслан в Византию.

Однако Тмутаракань, словно магнит, продолжает привлекать к себе изгоев. В 1081 г. в нее бегут Давид Игоревич и сын Ростислава Володар. Но уже через год их сгоняет с тмутараканского стола князь-изгой Олег, который вернулся «из греков». В 1094 г., воспользовавшись смертью Великого князя киевского Всеволода и смутой в Руси, Олег с половцами опять пошел из Тмутаракани возвращать свою вотчину и на этот раз вошел в «город отца своего». На Руси разгорелась очередная усобица.

Это было последнее летописное упоминание о Тмутаракани. Целое княжество вдруг, словно Атлантида, исчезло с лица земли, хотя захват его половцами или Византией письменные источники не смогли бы обойти молчанием. Вместо этого летописец сообщает о другом судьбоносном для Киевской Руси событии — Любечский съезд 1097 г. при участии Святополка Киевского, Владимира Мономаха и князей-изгоев. Его компромиссные решения (наделение изгоев волостями) на несколько десятилетий погасили пламя усобиц. Прекратились и бегства князей в Тмутаракань; исчезают сообщения об отдаленном княжестве, которое постепенно приходит в упадок, поскольку в Тмутаракань бежали отчаянные, способные, храбрые князья, среди которых — такие яркие личности, как Ростислав и Олег.

В середине XII ст. Русь снова охватили усобицы. Занятым борьбой за владение «киевским золотокованым столом» князьям было не до далекого анклава. Влияние Руси в нем уменьшается, молчат о Тмутаракани и летописи. Только написанная почти в конце XII ст. поэма «Слово о полку Игореве» неоднократно упоминает эту землю, однако в основном в прошедшем времени и уже, похоже, не как русское владение.

Тмутаракань. Долгая история самого загадочного княжества Древней Руси

Тмутаракань. Долгая история самого загадочного княжества Древней Руси

Далёкая и таинственная Тмутаракань. Считается, что за долгую историю своего существования этот город имел более 80 названий, первое из которых – Гермонасса, ему ещё в VI веке до н. э. дали греческие поселенцы, прибывшие то ли из Ионии (область на западном побережье Малой Азии), то ли с острова Лесбос.

Русский период этой истории был не самым продолжительным, но весьма интересным. Первое упоминание о далёком княжестве на берегу Черного моря в русских источниках относится к 988 году («Повесть временных лет») и именно в форме «Тмуторокань». Встречаются и другие написания: Тмутаракань, Тмутмаркань, Тьмутороконь, Тьмутаракань и так далее. Упоминается Тмутаракань и в «Слове о полку Игореве».

Вначале главный герой объявляет о желании «поискать Тьмуторокани», которая уже давно не являлась русским княжеством, но на Руси о ней ещё хорошо помнили. А в момент солнечного затмения загадочный «Див», взлетев на древо, обращается (велит послушать) не только к «Земле Незнаемой (половецкой) и другим странам, но и отдельно к таинственному «Тьмутороканскому болвану».

История Тмутаракани

Первым поселением на этом месте был город Гермонасса, который известен с VI века до н. э. По одной из версий, город основали ионийцы, от имени вождя которых (Гермон) и было образовано название. Об этом пишет Евстафий в комментариях к «Землеописанию» историка I века до н. э. Дионисия. Флавий Арриан, грек по национальности, римский историк I века новой эры, приводит другую версию, согласно которой Гермонасса была основана выходцами с острова Лесбос – эолянами, которыми руководил уроженец города Митилены Семандр. А Гермонассой якобы звали его жену, ставшую правительницей после смерти Семандра. Имеются сведения, что Археанактиды, первые правители Боспора, были знатными митиленцами, первоначально обосновавшимися в Гермонассе.

Советский историк и археолог В. Д. Блаватский полагал, что название Гермонасса может означать «Город Гермеса» и, как синоним, «Торговый город».

Гермонасса была построена на землях, где проживал народ синдов (их государство называлась Синдикой).

Синды вели международную торговлю, используя для этого как греческие полисы, так и свой черноморский порт который назывался Синдской гаванью (сейчас в этом месте располагается город Анапа). Они были наиболее дружественно настроены к грекам и эллинизированы более всех окрестных племен, активно практиковали смешанные браки с пришельцами. Поэтому Гермонассу часто называют греко-синдским городом.

Гермонасса считалась крупной колонией – наравне с такими черноморскими полисами, как Пантикапей, Фанагория, Ольвия, Херсонес Таврический, Тира и Нимфей.

В центре Гермонассы традиционно находился акрополь, близ города был возведен храм Афродиты. Городские дома были построены по единому плану – двухэтажные пятикомнатные, крытые черепицей.

В дальнейшем между греческими полисами северного и восточного Причерноморья развернулась борьба за влияние, в которой победил Пантикапей, находившийся на месте современной Керчи. Со временем он стал столицей Боспорского царства, в которое в IV веке до н. э. вошли Гермонасса и Синдика.

В VI веке уже новой эры, при Юстиниане I, Боспорское царство стало вассалом Византии (на правах федерата). Но в том же столетии Гермонасса была завоёвана Тюркским каганатом. С тех пор она называлась Тумен-Тарханом – от тюркских слов «тумен» (войсковое подразделение в 10 тысяч человек) и «тархан» (у тюрков и монголов это титул знатного человека, освобождённого от уплаты податей). После распада этого государства тюрков Гермонасса попала под власть хазар, и в IX–X вв. ее порой называли Самкерцем.

Население города оставалось пёстрым и полиэтничным: здесь жили греки, зихи, славяне, армяне, хазары, аланы. Город лежал на важных торговых путях и богател на транзитной торговле. В самом городе было много ремесленников. В окрестностях было хорошо развито земледелие, особенно виноградарство и производство вина. Жители занимались также рыбной ловлей, пчеловодством, разводили скот, охотились.

Княжество Тмутараканское

По наиболее распространенной версии, под русское влияние Тмутаракань попала после побед Святослава Игоревича над Хазарским каганатом. Однако есть мнение, что это случилось позже – во время Корсунского похода Владимира в 988 году: полагают, что русские могли переправиться через узкий Керченский пролив, который тогда называли Боспором Киммерийским.

В период наивысшего могущества, помимо Таманского полуострова, русское Тмутараканское княжество включало в себя восточную часть Крыма и, возможно, низовья реки Кубань.

При взгляде на представленную выше карту становится понятно, что Тмутаракань находилась за несколько сотен километров от других русских княжеств. Это затрудняло связи с русскими землями, но, с другой стороны, правители Тмутаракани имели возможность проводить гораздо более самостоятельную и независимую от Киева политику. И особую ценность Тмутаракань приобретала для бунтарей, которых не устраивало их место на пресловутой «лествице Ярослава» (Мудрого), в первую очередь – для князей-изгоев, чьи отцы умерли до того, как вступили на великокняжеский престол.

Они выпадали из общей очереди и могли надеяться лишь на милость старших родственников, во власти которых находились. Тмутаракань оказалась очень удобной базой для войны за свои права. И русские правители далёкой Тмутаракани на протяжении X–XI вв. не раз оказывали серьезное влияние на ход русской истории. Однако со временем связь с Тмутараканью была потеряна, более того, было забыто ее местоположение.

Сейчас это может показаться странным, но долгое время велись вполне серьезные споры, откуда приводили на Русь свои грозные полки Мстислав Храбрый и Олег Гориславич. Андрей Лызлов в XVII веке полагал, что Тмутараканское княжество находилось рядом с Астраханью. Василий Татищев считал, что искать его нужно на территории современной Рязанской области. Михаил Щербатов в конце XVIII столетия пришел к выводу, что Тмутаракань располагалась недалеко от Азова. И. Н. Болтин (автор XVIII века) указывал на верховья Ворсклы.

А вот петербургский профессор Готлиб-Зигфрид Байер – тот самый ненавистный «почвенникам» автор норманнской теории происхождения Древнерусского государства, ещё в 1736 году оказался удивительно прозорлив, утверждая:

Очень известный и авторитетный археолог А. Спицын долго не мог поверить, что Тмутаракань могла находиться на Тамани. Он писал:

Уже в ХХ веке Н. Арцыбашев был уверен, что Тмутаракань находилась на Днепре, причем не слишком далеко от Киева. И это кажется очень странным – ведь о Таманской Тмутаракани впервые всерьез заговорили очень давно. Подтверждение мнения Байера было получено после находки в станице Тамань в 1792 году мраморной плиты с надписью на древнерусском языке, в которой говорилось об этом таинственном городе.

Тмутараканский камень

25 августа 1792 года часть запорожских казаков, которыми командовал войсковой полковник Савва Белый, высадилась в бывшем турецком порту Таман. Для защиты пристани солдатами русского егерского полка был построен редут. А в качестве порога своей казармы они решили использовать найденную поблизости мраморную плиту длиной более метра и шириной около полуметра. Весила она, кстати, более 850 кг.

На этой плите была высечена какая-то надпись, на которую обратил внимание премьер-майор Х. Розенберг. Разобрать ее и точно перевести на современный русский язык ему не удалось, первым это сделал в 1806 году А. Н. Оленин:

Князь Глеб, о котором говорится в надписи – внук Ярослава Мудрого, сын Святослава Ярославича, старший брат Олега «Гориславича».

Розенберг сумел оценить важность находки и принял решение отправить плиту в Таганрог – вице-адмиралу Н. Мордвинову, который тогда был председателем Черноморского адмиралтейского правления. Однако Мордвинов вскоре отбыл в Севастополь, за ним отправился и камень. Уже в Севастопольском порту шторм сорвал корабль, на котором находилась плита с якоря, и унес его в море. Обнаружилось это судно лишь через три месяца близ Константинополя – сюда его принесли ветер и морские течения. Корабль был отремонтирован и возвращен в Севастополь. Оттуда многострадальный камень повезли уже в Николаев. Здесь, в числе прочих, его осмотрел премьер-майор Г. Егоров.

Вскоре он оказался в Петербурге, где рассказал о странной находке А. И. Мусину-Пушкину. Тот обратился к Екатерине II, которая особого интереса к камню не проявила: приказала измерить его, скопировать надпись и. вернуть в Тамань! До 1803 года камень находился в саду у Таманской Покровской церкви. Потом архитектор Н. А. Львов-Никольский включил его в композицию, посвященную античному наследию Тамани. В 1835 году Тмутараканский камень перевезли в Керченский музей древностей. И, наконец, в 1851 году плита была доставлена для изучения в Петербург.

В общем, ситуация довольно странная: ценнейший артефакт, находка которого переворачивает некоторые представления официальной исторической науки, словно никому и не нужен. Можно подумать, что мраморных плит с древнерусскими надписями в Москве и Петербурге так много, что они давно уже в Кремль и в Эрмитаж не помещаются. Мол, одной больше или меньше – какая разница? Понятно, что у не знавшей русской истории немки Екатерины II были другие заботы, причем не только государственные, но и личные: выбор нового фаворита – дело весьма серьезное. А то получится, как у графини из анекдота: «первого садовника пришлось уволить за то, что не умел газоны подстригать, а второго – за то, что был не очень хорош в постели». Но где все это время были русские историки и деятели российского просвещения?

Такое равнодушие к уникальному артефакту отчасти объясняется именно его сенсационностью: он был настолько ценным, что многим оказалось трудно поверить в его подлинность. Петербургские и московские интеллектуалы рассуждали примерно следующим образом: «Какие древнерусские надписи могут быть на мраморных плитах? О чем и кому вы это рассказываете? Заезжий шутник что-то там нацарапал, а вы занятых людей от дел отрываете».

К тому же кто-то догадался перевести сажени в версты и заявил о несовпадении указанного на надписи расстояния между Таманью и Керчью. Но, оказалось, что сажени бывают разные, и их длина постоянно менялась.

Даже в 1940 году А. Мазон высказывал сомнения в подлинности Тмутараканского камня. Впрочем, он оспаривал и подлинность «Слова о полку Игореве».

Споры о Тмутараканском камне велись вплоть до 1979 года. К этому времени были проведены повторные исследования самой плиты и степени ее разрушения, тщательный палеографический анализ и сопоставление надписи с текстами рукописей того времени. На основании всех данных было сделано окончательное заключение о подлинности артефакта.

Но ещё раньше уже упоминавшийся А. Спицын, который был ярым противником локализации древней Тмутаракани в Тамани, вынужден был признать:

К тому же археологические раскопки, проведенные в XX веке В. Городцовым (20-е гг.), А. Миллером (30-е гг.), Б. Рыбаковым и И. Зеестом (50-е гг.), подтвердили существование на Таманском полуострове русского княжества.

Древние придорожные кресты Ставропольского края и Северной Осетии

Кстати, с Тмутараканью связывают и другие интересные памятники – придорожные кресты, найденные в Ставропольском крае и на территории Северной Осетии. Первый из них, с высеченной на нём надписью «Помяни, Господи, душу раба твоего» и датой, соответствующей 1041 году по современному летоисчислению, был найден в конце XVII века у реки Егорлык близ села Преградное (в настоящее время оно относится к Красногвардейскому району Ставропольского края). Этот крест сейчас находится в Ставропольском краеведческом музее.

Предполагают, что крест мог быть установлен во время поездок русских тмутараканцев в азербайджанские ханства. Дорога была знакомая, ведь тмутараканское войско трижды ходило на Ширван. Ладьи следовали через Нижний Дон, Маныч и Куму в Каспийское море.

Два похожих креста найдены близ села Дмитриевское (также по течению реки Егорлык) и в Северной Осетии неподалёку от селения Заманкул. Первый из них, называемый Дмитриевским, можно увидеть на территории специально построенной часовни Воздвижения Креста Господня.

Расстояние между Преградненским и Дмитриевским крестами 25 км. Считается, что именно таким было среднее расстояние пешего дневного перехода древнерусского войска или купеческого обоза. В начале XIX века Дмитриевский крест подпортили при «реставрации» – скрепили у основания двумя железными полосами и нанесли дополнительную надпись «1812 год».

В следующей статье мы продолжим наш рассказ. Поговорим о русском Тмутараканском княжестве, а также о дальнейшей истории этих земель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *