Трубная площадь: где похоронена тайна легендарного салата «Оливье»
Центральный рынок в Москве, является любимым местом жителей и гостей города. И действительно, удивительная архитектура, приятная атмосфера рынка завораживает и заставляет возвращаться туда вновь и вновь. Центральный рынок заслужил хорошие отзывы ещё в голодные восьмидесятые, когда, в отличие от других торговых точек тут можно было неплохо закупиться.
Центральный рынок в Москве на Цветном бульваре
Ассортимент центрального рынка
По сегодняшний день, выбор товара на рынке впечатляет. Тут можно найти абсолютно любые продукты питания. Производители, с которыми сотрудничают продавцы – проверенные временем, поставляют самую лучшую продукцию.
Булочки на Центральном рынке в столице
Например, такого изобилия овощей и фруктов нигде не найти, а сыры от итальянских сыроваров, сложенные на витринах, позволяют оценить искусство мастеров.
Тут продаются колбасы, буженина, рыба и всяческие морепродукты. Для каждого товара оборудована отдельная витрина. Особенно цепляет витрина, где расположена птица – эта продукция выращена фермерами на территории России. Натуральное мясо всегда свежее. Не каждый рынок может похвастаться таким выбором дичи! Здесь можно приобрести всё, начиная от бобра и заканчивая тушёнкой медведя, оленя, лося.
Ассортимент на прилавках Центрального рынка
Выпечка и сладости
Многие посещают Центральный рынок в Москве на Рождественском бульваре из-за отличного выбора выпечки. На деревянных стойках чего только нет! Пирожные и торты в ярких упаковках, батоны, булки, слойки, хлеб из разных сортов пшеницы – выбор порадует даже самого предвзятого покупателя. Еще на рынке продаются любые сорта чая, кофе, орехи, сухофрукты, алкоголь.
Цветы и табак
В цветочном магазине флористы предложат стильные букеты из цветов редких сортов, а в табачной лавке порадуют выбором сигарет.
И вообще на Центральном весело! Особая уютная атмосфера создана продавцами и администрацией рынка способствует хорошему времяпровождению, а если учесть, что на третьем ярусе расположены сети кафе и ресторанов, то уходить оттуда не хочется.
Кафе на Цветном бульваре
Трубная площадь: где похоронена тайна легендарного салата «Оливье»
«Нераскрытые тайны»: Трубная площадь
Где был изобретен знаменитый салат «Оливье»? Кто разгадал рецепт легендарного блюда? Кто жил на Трубной до революции и кто переехал сюда во времена Советского Союза? Как появился знаменитый цирк на Цветном бульваре? И что стало с театром «Школа современной пьесы»? Об этом читайте в специальном сюжете телеканала «Москва Доверие».
Блюдо под замком
Повар-француз, готовя свой легендарный салат, всегда запирал дверь на замок. Даже поварята из числа особо приближенных могли только догадываться, что за таинство вершится в этот момент на кухне. Хотя продукты, которые использовал маэстро, были известны всем.
Но соус! Волшебный соус – великая тайна семьи потомственных кулинаров, привезенная из солнечного Прованса. Именно он превращал вареный картофель, телячий язык, паюсную икру, раковые шейки – еду, несомненно, вкусную и изысканную, но вполне по тем временам обыденную – в настоящую феерию вкуса.
Небедные гурманы – купцы, промышленники, домовладельцы, высокие чиновники – со всех концов Златоглавой съезжались почти в самый центр, чтобы отведать необыкновенный салат, туда, где было придумано блюдо, о котором до сих пор ходят легенды, секрет которого по сей день до конца не разгадан – на Трубную площадь.
Когда-то здесь возвышались стены Белого города. Через решетчатое отверстие в них шириной около 5 метров протекала река Неглинная. Его так, без затей, и называли – Труба, а вслед за ним и весь район. На Трубу жители близлежащих кварталов съезжались, чтобы набрать воды для бытовых нужд.
«На картине художника Василия Перова «Тройка» дети набрали воду в бочку в реке Неглинной и тянут ее вверх по Рождественскому бульвару», — рассказывает москвовед Сергей Короткевич.
Позже появилось Бульварное кольцо. Неглинка была спрятана под землю, где и течет по сей день. А рядом с площадью появилась одноименная улица – Трубная. Именно здесь в доме под номером 23 жил в начале литературной карьеры студент-медик Антон Чехов. Маленькую комнату в доходном доме он снял сразу же по приезде из Таганрога.
«За свою жизнь в Москве он сменил не менее 40 съемных квартир, и одна из них в этом доме», — утверждает Сергей Короткевич.
Трубная площадь в Москве, 1977 год. Фото: ТАСС/Наум Грановский
Молодой писатель и журналист Максим Васюнов живет с противоположной стороны от Трубной площади, в начале Цветного бульвара. Он, как в свое время Чехов, перебрался в Москву с периферии и арендовал комнату в историческом месте Белокаменной. Часто они с супругой прогуливаются там, где в свое время любил посидеть на лавочке Антон Павлович.
«Понимаю Чехова, почему он сюда приходил. Он именно здесь искал своих многих героев», — считает Максим Васюнов.
Молодой журналист всерьез заинтересовался историей места, где обитал великий писатель, и может бесконечно рассказывать, чем жил этот район 150 лет назад. Например, о том, что сегодня там, где расположен вход в метро «Трубная», был базар, на котором продавали в основном строительные материалы и срубы.
Позже рынок поменял специализацию и стал птичьим. Одни торговали здесь говорящими пернатыми, другие – тараканами для бегов или червями для рыбалки.
«Особенно по воскресеньям сюда съезжались из Подмосковья, из Москвы, продавцы здесь рыбу прямо на земле продавали, птиц, животных, кого только здесь ни продавали, и кто только сюда ни приходил, начиная от учителей, заканчивая чиновниками, купцами, девочками легкого поведения и прочими», — рассказывает Васюнов.
Сегодня это уютное место в самом центре столицы. Но в конце позапрошлого века здесь царили хаос и неразбериха. Это весьма не нравилось проживающему неподалеку Чехову, но вдохновение он черпал именно в этом районе.
«Как раз на этой Трубной площади, на которую он часто приходил, он встречал людей, которых мы видим в его произведениях. Например, здесь был некий учитель, его звали Вашим Местоимением. Это был деревенский учитель, который приезжал каждое воскресенье на этот рынок, ходил здесь, знал абсолютно всех продавцов, всех птиц, которых здесь продавали, животных, их цену. Все знал и мог рассказать. Но сам никогда ничего не покупал. Зачем он сюда приходил, люди не понимали», — утверждает Максим Васюнов.
Мещане и мастеровые
Район населяли в основном мещане и мастеровые. Аристократия заезжала сюда только по одной причине – посетить одно из самых популярных здешних заведений – ресторан «Эрмитаж». Располагался он как раз напротив шумного рынка.
Когда-то здесь стоял ларек, торговавший нюхательным табаком. Но во второй половине XIX века по проекту архитектора Дмитрия Чичагова выросло внушительное по тем временам здание с роскошными интерьерами. Ресторан «Эрмитаж» на Трубной площади построили по заказу купца Пегова.
Руководил заведением его хороший знакомый французский повар Люсьен. Оформление залов и угощений тоже было на французский манер. Лучшие деликатесы и вина, как утверждала реклама, прямо из бордоских погребов.
Люсьен управлял всем заведением. Другой француз – Мариус – готовил для знатных гостей, третий – Дюге – блистал особо изысканными кушаньями. Но что заставило Люсьена, по сути менеджера, отправиться на кухню? Может, он посчитал, что меню не хватает утонченности или, как сказали бы сейчас, авторского начала?
Как бы то ни было, одно из блюд он приготовил сам и назвал его майонез из дичи. Яства лежали на тарелке по отдельности и были приправлены соусом по секретному семейному рецепту. Люсьен украсил блюдо веточкой базилика и велел отнести гостям, а сам затаился за занавеской, чтобы понаблюдать за реакцией.
Купцы поступили с произведением высокой кухни бесцеремонно – смешали все ингредиенты и умяли под водочку. Повар был готов оскорбиться, но в этот момент гости потребовали повторить заказ. С тех пор в ресторане стали подавать новый салат, названный в честь его создателя Люсьена Оливье. Слава о ресторане, в котором изобрели удивительный салат, вскоре разошлась по всей Москве.
«Этот ресторан сравнивали с рестораном «Яръ», безусловно, с рестораном «Прага», и всякие профессиональные праздники, в частности Татьянин день, именно здесь появилась традиция, когда на спине студентов мелом писали адрес и усаживали их извозчикам. Извозчики подъезжали сюда зарабатывать», — говорит руководитель московского театра «Школа современной пьесы» Иосиф Райхельгауз.
Публика здесь бывала самая разная: профессура, дворяне, купцы, офицеры, знаменитости. Завсегдатаев принимали с высокими почестями, поскольку знали – за этими столами, порой, вершатся судьбы людей, предприятий, книг.
«Антон Павлович Чехов здесь подписал с Сувориным контракт на собрание своих сочинений. Это здесь у него впервые во время ужина пошла горлом кровь, и кровь пошла так, что, перед ними стояло серебряное ведро со льдом и шампанским, прямо лед стал красным. Его отвезли в Мерзляковскую больницу, он лежал там в палате № 16, куда к нему пришел Толстой. Это все случилось здесь», — утверждает Иосиф Райхельгауз.
Этот дом всегда, как магнитом, притягивал людей творческих. Неспроста четверть века назад здесь появился на свет московский театр «Школа современной пьесы». На его сцены выходили поистине великие актеры.
Здание Московского театра «Школа современной пьесы» на Неглинной улице. Фото: ТАСС/Александр Куров
«Когда в театр я пригласил играть Марию Владимировну Миронову, маму Андрея Миронова, но и саму по себе замечательную актрису, я встретил и стал ее первый раз вести по этому зданию, завел в большой зал, где у нас должна была быть репетиция, и говорю: «Осторожно, Мария Владимировна, здесь направо, здесь налево», – а она мне говорит: «Что вы мне, деточка, рассказываете! Когда мне было шесть лет, папа приводил нас сюда на воскресные семейные обеды в ресторан «Эрмитаж», в этой ложе пели для нас, для детей, Шаляпин, Собинов, выступали мхатовские артисты, читали стихи», — вспоминает Райхельгауз.
От Трубной площади к Садовому кольцу ведет Цветной бульвар. Название он получил благодаря цветочникам, которые переместились сюда в конце XIX века с Театральной площади. Вся северная часть бульвара, которая в ту пору именовалась Самотечным, была заставлена лотками с цветами.
«Бульвар назвали Цветочным, но москвичи очень быстро переименовали его в Цветной, отсюда, в общем-то, и название», — объясняет Сергей Короткевич.
Район, простирающийся от Цветного бульвара до нынешнего проспекта Сахарова, назывался Сретенской горкой. Не слишком презентабельные двухэтажные домишки и большие красные восьмиугольные фонари на желтых прутьях, бедняцкие кабаки и притоны для спившихся москвичей соседствовали здесь с публичными домами, которые делились по трем категориям в зависимости от разряда.
Большинство из них концентрировалось в Головином, Соболевом и Пильниковом (ныне Печатников) переулках. Причем бизнес этот был вполне легален. С 1843 года вплоть до революции 1917 года заниматься проституцией в России не запрещалось.
Настоящим гнездом разврата считался Большой Головин переулок. Это здание, изначально построенное по проекту архитектора Воскресенского как доходный дом, приносило владельцам прибыль совсем не от сдачи в аренду квартир. Строение под номером 22 считалось самым дорогим местным борделем.
«Данное здание остроумные москвичи прозвали «Дом с беременными кариатидами». Женщины здесь были не только гипсовые, здесь трудилось 18 девочек, здесь была особая турецкая комната в борделе «Рудневка». Сеанс в этой турецкой комнате с подушками и банкетками стоил 15 рублей, на деньги XIX века, что в наши дни равняется 15 тысячам рублей», — говорит Сергей Короткевич.
Фото: ТАСС/Кунов Валентин
Заведение занимало все этажи невысокой постройки и имело немалый успех у потребителей специфических , — объясняет местный житель Валерий Грушнин.
После революции, как и все, впрочем, дома терпимости расформировали и заселили обычными трудящимися. Валерий Грушнин не раз бегал сюда, будучи мальчишкой, чтобы позвонить по единственному на всю округу в то время стационарному телефону.
«Когда поднимаешься, зеркало большое, и там типа лифтовая шахта, коробка такая идет сверху донизу, а на самом деле там винтовая лестница. То есть, если кому надо уходить, он мог во двор выйти, в общем, тут много ходов было», — рассказывает Валерий Грушнин.
Валерий Грушнин живет на этой же улице, в Большом Головином переулке в доме под номером 11. Когда-то он назывался по фамилии домовладельца – Соболев. В начале прошлого века улицу переименовали по названию ведомства Московской полицмейстерской канцелярии капитана Головина. При этом переулок сразу получил определение – Большой.
«Советские алкоголики переиначили название Большой Головин переулок в Больной Головин, поскольку здесь находился знаменитый винный магазин», — говорит Сергей Короткевич.
Валерий Грушнин обитает здесь с самого рождения, с 1946 года, и отлично помнит и ютящиеся друг к другу деревянные домики, и переулки, мощенные булыжником.
«Сейчас тут дом стоит, а раньше на его месте был пустырь. И перед тем, как построить дом, пригласили археологов, делали раскопки и вот на этом месте выкопали деревенскую избушку», — утверждает Валерий Грушнин.
Машин здесь практически не было, а дорога, которая сегодня стала проезжей частью, когда-то заменяла местной детворе дворовые площадки.
«Мы здесь играли в футбол. Два кирпича поставим и гоняем. Зимой в хоккей играли, делали хоккейные клюшки из елок очень хорошо. Когда елки выбрасывали после Нового года, вот мы из них – загибали верхушку, перепутывали ее веревочкой и консервной банкой играли», — вспоминает Грушнин.
Его дому уже больше века. К моменту постройки здание было самым технически оснащенным в округе. Здесь имелось центральное отопление, подаваемое из котельной. А главной гордостью жильцов был лифт, обитый деревом и красным бархатом. На нужный этаж каждого жильца доставлял дежурный лифтер.
«Я помню лифт, потому что работал только вверх. И сидела тетя-мотя, Матрена Лаврентьевна, в 13-й квартире она жила. Она дежурила, вечером закрывала, уже никакого движения. Кто опоздал, тот уже пешком поднимался», — рассказывает Валерий.
Застал Валерий Грушнин и страшное потрясение, постигшее его район и всю страну, – похороны Сталина. Самая ужасная давка во время процессии произошла именно на Трубной площади. Данные о погибших были засекречены. До сих пор неизвестно, сколько человек, пришедших проститься с вождем, было задавлено насмерть. Некоторые говорят, что счет шел на сотни.
«Мне было в это время 7 лет, мы с соседкой очень долго ждали мамашу мою. Она пошла как раз на похороны. Она рассказывала, там была такая масса людей, что поставили «Студебеккеры», которые нам американцы поставляли, внизу на Трубной они что-то перегородили, так даже машины сдвигали», — говорит Валерий Грушнин.
В 50-е годы прошлого века дома в Большом Головином переулке начали надстраивать. У двухэтажных особнячков выросли третий и четвертый этажи. Сегодня жилых зданий тут сравнительно немного, большую часть площадей занимают офисы и заведения общепита.
Люсьен Оливье почему-то все реже появлялся на кухне своего заведения. Те, кому доводилось заехать на ужин и откушать знаменитого салата, считались счастливчиками. Одним из них был Гиляровский. Вот как описал он свой визит в «Эрмитаж» в своей главной книге «Москва и москвичи»:
«Считалось особым шиком, когда обеды готовил повар-француз Оливье, еще тогда прославившийся изобретенным им салатом, без которого обед не в обед, и тайну которого он не открывал. Как ни старались гурманы, не выходило. То, да не то. А однажды в ресторан нагрянула полиция. Повод был тревожный – ночью неизвестные разбили окно и проникли в заведение. В кабинетах и на кухне все было перевернуто вверх дном. По Москве тут же поползли слухи: злоумышленники искали не деньги, а рецепт чудесного соуса».
Впрочем, в начале прошлого века основной доход района составляли, как ни странно, не дорогие рестораны и даже не публичные дома, а копеечные трактиры. Насквозь пропахшие перегаром заведения привечали людей разного положения и достатка.
«Саврасов, наш великий художник, в последнее время запил и куда-то пропал. И все думали, что он помер. А потом почти два года прошло, и говорят: «О, а мы его видели на Трубной». То есть он там в каких-то ночлежках обретался», — утверждает Валерий Грушнин.
После посиделок в трактирах между разгоряченными казенкой обывателями и местными бандитами возникали стычки. Убийства случались чуть ли не каждый день. Район считался неблагополучным, и в одиночку прогуливаться по нему вечером не рекомендовалось.
«Здесь недалеко располагался бандитский трактир «Крым», река Неглинная еще не была убрана в подземную трубу, и после бандитских разборок трупы сбрасывали прямо здесь в реку», — рассказывает Сергей Короткевич.
Разгульный кабак «Крым» занимал целое трехэтажное здание – дом Внукова. Находился он на углу Цветного бульвара и Трубной площади. Это пятачок в народе называли Грачевка, или Драчевка, и слава о нем гремела на всю Москву.
«Здесь изготовлялись артиллерийские орудия, а для производственных испытаний готовых орудий применялся специальный снаряд, который на сленге называли «Грач». Это было небольшое чугунное ядро, которым выстреливали в качестве производственных испытаний. Отсюда, собственно, и Пушкарев переулок, здесь жили пушкари, и «Грач», Грачевка как раз отсюда», — говорит Короткевич.
Трактир «Крым» был, пожалуй, самым популярным заведением Грачевки, тем более что день ото дня обрастал все новыми и новыми легендами.
«Там были меблированные комнаты, там были гостевые номера для почасовой сдачи внаем, здесь тоже были девочки, но более мелкого пошиба. А в подвалах, их было два, один назывался «Ад», а второй назывался «Треисподняя», так вот там делили награбленное добро, там же его сбывали перекупщикам, там исполняли заказы по фальшивым паспортам и однажды даже составили план покушения на императора России Александра Второго», — объясняет Сергей Короткевич.
В 1908 году Грачевка претерпела капитальную реконструкцию. Большую часть малоэтажных зданий снесли, вместо них появились многоэтажные доходные дома с удобствами. Район стал спокойным, облагороженным и тихим, как сейчас.
«На 100 квадратных метров приходится 12 храмов, три монастыря, то есть все места духовно заряженные, как говорят в Москве и в России, намоленные места», — говорит Максим Васюнов.
Фото: ТАСС/Титов Владислав
Знаменитый трактир превратили в заведение средней руки. Там, где прежде заседали завзятые картежники, теперь по выходным выступал венгерский хор. А в 80-е чудом сохранившийся знаменитый «Крым» пошел под снос. На его месте построили Дом политпросвещения.
«Мы все ругались, какой дом здоровый выстроили, весь кусок, можно сказать, уничтожили. А тут когда построили этого монстра – легенду Цветного, мы поняли, что это был сарайчик, Дом политпросвещения», — рассказывает Валерий Грушнин.
Нелепая, уродливая коробка из стекла и бетона неведомого для рядового москвича назначения с советской бесцеремонностью вторглась в старозаветный и очень по-московски домашний ландшафт Трубной площади. Но окрестные дворики до сих пор неведомым образом избегают пресловутой точечной застройки. Не всякий москвич знает, что устроены они по так называемому анфиладному принципу.
Если изучить все подворотни от Садового кольца, и по сей день можно за считанные минуты выйти к Кузнецкому мосту, если, конечно, не зазеваться на очередную съемочную группу. Эти дворы давно облюбовали кинематографисты.
«Тот самый двор, где Станислав Говорухин снимал взятие банды Горбатого в фильме «Место встречи изменить нельзя». Вот именно здесь и брали «Черную кошку». К сожалению, окрестности перестроены до неузнаваемости, и ничего знакомого мы с вами найти уже не сможем», — говорит Сергей Короткевич.
Дом номер 7 в Печатниковом переулке тоже попал на большой экран. Именно в нем жила Эллочка-людоедка из «12 стульев». Правда, в путеводителях по старой Москве он значится под другим названием – особняк Петра Сысоева.
«Это освобожденный крестьянин, который стал лепщиком. Он основал мастерскую для изготовления лепнины и изготовлял лепнину для таких пафосных объектов, как Большой театр и гостиница «Метрополь». Над окном вензель, или картуш, «ПС» — Петр Сысоев», — объясняет Короткевич.
Эта история подтверждена вполне документально, в отличие от многочисленных баек, настоящих городских легенд, которыми еще со времен Гиляровского славилось это место в центре Москвы. Сказания, призванные потрясти особо впечатлительных, в ходу и сегодня.
«Мой сосед Виктор Львович всегда меня спрашивает: «Ну что, ты видел черную старушку?» Я говорю: «Нет, еще не видел». Дело в том, что есть такая легенда, что всех, кто приезжает жить в район Цветного бульвара, должна встретить какая-то черная старушка, что она некоторым может броситься под колеса, некоторым может просто встретиться в какой-нибудь арке, и вот Виктору Львовичу она когда-то повстречалась. И он говорит: «Все, я повстречал, теперь я навсегда здесь, навсегда москвич, навсегда на Цветном бульваре живу». Мне пока эта старушка не встречалась, к сожалению», — рассказывает Максим Васюнов.
Коренных москвичей, живущих в этом районе, на самом деле можно пересчитать по пальцам. Кто-то переехал сюда 20 лет назад, кто-то – позавчера, но это никак не сказывается на взаимоотношении местных жителей друг к другу. Кажется, жестокие законы атомизации и бытия, присущие жизни огромного мегаполиса, в районе Трубной и Цветного просто не действуют.
«У нас здесь свой микроклимат. Мы друг друга знаем, здесь как в деревне. Кто остался, уже никуда не хочет уезжать», — утверждает Валерий Грушнин.
«У нас все живут дружно, дружная такая молодежь. Компания шесть-восемь человек собрались соседи и что-то вместе делают. Кто-то чай из термоса пьет, кто-то рисует, кто-то в телефоне сидит, но все общаются друг с другом», — говорит Максим Васюнов.
Более 130 лет назад на Цветном бульваре появился первый московский стационарный цирк. Его основателем был выходец из Италии, потомственный цирковой артист и предприниматель Альберт Соломонский.
«Первоначально здесь был небольшой акробатический цирк, который соседствовал с другим цирком с конными представлениями Альберта Соломонского, который располагался в соседнем здании. Но чуть позже два цирка объединились, и получился тот самый старый Московский цирк, который мы с вами все знаем. Теперь его называют цирком Никулина», — объясняет Сергей Короткевич.
Здание, в котором располагался манеж для верховой езды, это нынешний концертный зал «Мир», хотя изначально строение диаметром в 40 метров и при этом начисто лишенное окон должно было служить для иных целей.
«Это специальное восьмигранное сооружение, которое было возведено для демонстрации панорамы сражения под Плевной, аналогичной Бородинской панораме. Много позже, в советское время данное здание было превращено в панорамный кинотеатр «Мир», в котором демонстрировались советские 3D-фильмы.
Для достижения объемного эффекта кинопленку выгибали особым образом, и получалось объемное изображение на экране», — говорит Сергей Короткевич. Позже цирк Соломонского переехал под купол одного здания, которое вмещало до 2 тысяч зрителей.
Московский цирк на Цветном бульваре, 1976 год. Фото: ТАСС/Петра Носов
«У Соломонского было пять рядов кресел, потом скамейки, потом стоячая галерка. При наших условиях это уже смешно, время другое», — рассказывает руководитель Московского цирка Никулина на Цветном бульваре Максим Никулин.
В 1919 году по декрету Ленина цирк был национализирован. Он не прекращал радовать ценителей даже в военные годы.
«Всю войну цирк работал как цирковая площадка и работал чуть ли не с аншлагами все время. Все годы войны сюда ходили люди, ходили зрители, кормили животных, хотя многим и есть было особо нечего. И сохранили все, что было. Поэтому цирк был нужен, наверное, тогда больше, чем театр, больше, чем выставки, цирк давал людям какой-то оптимизм», — говорит Максим Никулин.
Борис Федотов на арене уже полвека, из них в цирке на Цветном чуть больше 10 лет. Он шпрехталмейстер, так на немецкий манер традиционно называют ведущего представление. И потому не понаслышке знает, что значат стены этого здания для каждого циркового.
«Этот цирк вообще для артистов всех – это Мекка, потому что отработать в этом цирке в то время и сейчас считалось верхом достижения. Здесь практически переработали все, любого можно назвать. Открыть цирковую энциклопедию, любое имя, все мастера, все выдающиеся деятели, они все отработали на арене этого цирка», — считает ведущий представлений Московского цирка Никулина на Цветном бульваре Борис Федотов.
«Но пик цирка пришелся на советское время: здесь работали Карандаш, Эмиль Кио, Попов», — говорит Сергей Короткевич. Однако самыми знаменитыми артистами Московского цирка стали клоуны Юрий Никулин и Михаил Шуйдин. Многие покупали билеты на представления только из-за них.
В начале 80-х Юрия Никулина назначили руководителем цирка на Цветном. Его первоочередной задачей стала реконструкция обветшавшего здания. В итоге поступили радикально: прежнее здание снесли, и за четыре года на его месте возвели новое силами строителей из соседней Финляндии.
«И когда он ходил по кабинетам, его спрашивали: «А почему иностранцы? У нас есть хорошие строители, хорошие инженеры, хорошие технологии». Он говорит: «Все верно, я с уважением отношусь к большим нашим строителям, но если они будут строить цирк, то на премьеру пойдут дети наших внуков, а этого бы не хотелось», — рассказывает Максим Никулин.
В 1989-м состоялось первое представление нового старого цирка на Цветном бульваре. Но и о временах Альберта Соломонского здесь по-прежнему напоминает многое. Генеральный директор цирка Максим Никулин сидит за тем самым столом, за которым больше века назад работал основатель цирка. Несмотря на то, что после реконструкции здание стало гораздо практичнее и функциональнее, в нем не изменилось главное – внутреннее убранство и внешний облик.
«Было несколько решений, которые краеугольными камнями легли в идею самого строительства. Первое – сохранить фасад. Фасад, который был еще при Соломонском, мы его сохранили», — утверждает Максим Никулин. Во времена Соломонского в цирк хаживала самая разная публика: и бедняки на галерку, и знать, которая не брезговала посетить представление перед ужином в «Эрмитаже».
Тайна, ушедшая в могилу
Впрочем, чудесный салат, созданный Люсьеном Оливье, радовал гурманов недолго. В возрасте 45 лет повар внезапно скончался. Ни жены, ни наследников у него не было, не оставил он и рецепта. Люсьен всегда боялся, что коллеги его, не ровен час, украдут. Так и унес тайну блюда в могилу.
Однако, спустя некоторое время, по Москве пролетел слух: господин Оливье снова работает на кухне ресторана. «Что за дурацкие шутки?!», – возмутились поклонники уникального блюда. Довольно быстро выяснилось: в «Эрмитаж» пожаловал некий Жак Оливье.
Он представился братом знаменитого повала и заверил, что знает рецепт оригинального блюда. Разочарование было скорым и горьким. Знатоки окрестили салат нового Оливье «кушаньем из огрызков», а вскоре и вовсе перестали посещать ресторан.
Самозванец, оказавшийся не более чем однофамильцем покойного маэстро, отчалил на родину. Во Франции он открыл собственное заведение, в котором его кулинарное произведение называлось «Салат а-ля рус». А «Эрмитаж» в начале прошлого века начал терпеть убытки и вскоре его закрыли.
Здание перестроили по проекту архитектора Ивана Бони. Новые хозяева заведения устроили в крыле некогда популярного ресторана баню и, как было принято на Трубной, публичный дом. Впрочем, чуть позже в здание заселились учреждения с более серьезной репутацией.
«Потом началась советская власть, и потом чего только не было: здесь была зубная поликлиника, здесь был Дом крестьянина, здесь был комитет по Ленинским премиям, издательство «Высшая школа». И вот последние 25 лет здесь находится театр «Школа современной пьесы». Мы этот дом, как могли, берегли», — утверждает Иосиф Райхельгауз.
Год назад в театре «Школа современной пьесы» случилась настоящая беда – сильный пожар. Загорелась электропроводка, а вместе с ней и деревянные перекрытия старого особняка. Лишь по случайности сохранились росписи на стенах, лепнина на потолках и знаменитая лестница ресторана «Эрмитаж» с вензелями Люсьена Оливье.
Фото: ТАСС/Сергей Карпов
«Если сейчас бережно и аккуратно это все реставрировать и привести в порядок, то, в чем нуждается этот дом очень много лет, то Москва и, главное, Трубная площадь получат, конечно, единственный здесь реальный дом, простоявший 200 лет, потому что все остальное вокруг – это новоделы, это макеты, к сожалению. Я 25 лет из окна своего кабинета наблюдал, как рушилось и опять воссоздавалось, как Трубная площадь вся практически была сметена и заново построена, но, к сожалению, заново», — говорит Иосиф Райхельгауз.
Пока что «Школа современной пьесы» переехала на Тишинку, а вместе с ней и самые верные зрители. Но вот что удивительно: здание закрыто на ремонт, но театральное кафе по-прежнему исправно работает. И вскоре театр, как и много лет назад, снова начнется, причем не с вешалки, а с салата оливье.
«Удивительно, но, может быть, это такой привет от Люсьена Оливье, и можно сегодня и сейчас попробовать этот самый салат, он действительно готовится по нескольким рецептам: готовится дорогой салат с черной икрой, готовится более дешевый с каперсами, готовится еще более простой с картошкой и так далее», — рассказывает Райхельгауз.
В начале 20-х годов прошлого века новая власть решила облагородить прежнее злачное место. Цветной бульвар надо было в срочном порядке украсить памятниками выдающимся бунтарям, писателям и политикам. Времени на выполнение этого госзаказа не было совершенно.
Поэтому работники Наркомата просвещения кинулись по мастерским местных скульпторов искать готовые работы. Первым был дом под номером 9 по Цветному бульвару – мастерская молодого скульптора Сергея Меркулова. Во дворе стояли бюсты Достоевского.
Мастер вылепил их около 20, а позировал ему актер Александр Вертинский. Памятник Достоевскому установили прямо на аллее Цветного бульвара. Позже его перенесли на Новую Божедомку, ныне улицу Достоевского. А по Цветному бульвару проложили трамвайные пути.
«Да, здесь ходил один из маршрутов трамвая «А», и кондуктором на нем работал будущий великий писатель Константин Георгиевич Паустовский», — рассказывает Сергей Короткевич.
«Некоторые очень активные у нас катались на «колбасе», сзади выступала сценка, прицепятся, и так катались. Иногда были и травмы», — утверждает Валерий Грушнин.
В 60-х трамвай сняли с маршрута, а трамвайные пути разобрали. Трубная и Цветной снова стали пешеходными. Примерно в это же время здесь появился крытый колхозный рынок, который тут же назвали Центральным. Возможно, по этой причине он всегда считался и самым дорогим в столице.
«Там было два крытых здания, в одном было мясо, в другом молочные продукты, а посередине была площадь и там ряды квадратом, и овощи-фрукты, и еще где-то поставили палаточки. А в крытых рынках были типа секций и написано «Колхоз имени Чапаева» или еще какой-то. Вот они приезжали и здесь торговали своей продукцией», — говорит Валерий Грушнин.
Здание рынка снесли в конце 90-х. Несколько лет по соседству с цирком зиял огромный котлован. И только несколько лет назад на месте бывшего Центрального вырос новый торговый центр.
Времена меняются. Давно канули в лету шумные базары с вечно торгующимися старушками. По бульвару уже не прогуливаются легкомысленно одетые и многозначительно подмигивающие прохожим барышни. Их сменили чинные мамаши с колясками.
Фото: ТАСС/Майстерман Семен
Легендарные трактиры уступили место модным ресторанам и сетевым кофейням. В общем, теперь уже, кажется, ничто не напоминает о былой славе знаменитой Трубы, Цветного и гения Люсьена Оливье. Впрочем, без салата его имени сегодня не обходится ни одно новогоднее застолье.
Хотя в советское время о гастрономическом шедевре, да и о его создателе, казалось, забыли. Правда, в 1935 году в ресторане «Москва» появился отдаленный аналог знаменитого блюда. Готовил его шеф-повар Иван Иванов, который в молодости был помощником на кухне самого Люсьена Оливье.
Поговаривали, что ушлый поваренок все же выкрал рецепт соуса у скрытного наставника, но этот слух ничем не подкреплялся. Салат Иванова во многом отличался от своего исторического прототипа. Например, буржуазного рябчика, которого использовал Оливье, советский повар заменил обычной курятиной. И во все кулинарные книги его произведение вошло не под фамилией автора, а просто и лапидарно – салат «Столичный».
Недавно в одном из ресторанов Москвы попытались воссоздать обстановку того самого знаменитого старого «Эрмитажа» с коваными лестницами, хрустальными люстрами и лощеными официантами. Коронное блюдо заведения – все тот же знаменитый салат, который Оливье когда-то готовил, заперев на ключ кухню, ну или почти такой.
В конце XIX века в центре блюда, которое торжественно подавали гостям, красовались ломтики рябчика, телячий язык, вокруг картофельный салат с вкраплениями осетровой икры, крошечные корнишоны, каперсы, нарезанное кубиками желе из бульона.
«Мы не используем рябчиков, черную икру, вообще-то, очень дороговато. А так в основном все, что использовал месье Оливье, присутствует в салате», — говорит шеф-повар Сергей Ермаков.
Фото: ТАСС/Шамуков Руслан
Для украшения Оливье использовал кружочки крутых куриных яиц, а для пикантности раковые шейки под соусом провансаль. Именно в нем и заключался главный секрет блюда. В семье Оливье в него традиционно добавляли горчицу. От этого вкус знакомого всем майонеза становился чуть более острым.
«Туда входили желтки, уксус и прованское масло. Но все это он делал у себя в кабинете и добавлял еще какие-то специи», — объясняет Сергей Ермаков.
В 2002 году на Введенском кладбище, где в прежние времена обычно хоронили чужестранцев, исследователи обнаружили могилу Люсьена Оливье.
Теперь студенты кулинарных техникумов приносят к надгробию цветы в дань уважения не учителю, ведь француз не оставил никаких записей, но легенде, почти божеству.
Так что, может, и есть какая-то высшая мудрость в том, что сакральная тайна легендарного салата до сих пор остается нераскрытой.
Сюжет: Городские истории
Дополнительные удобства рынка
Главной достопримечательностью рынка является не только разнообразная продукция, тут можно ознакомиться с кухнями практически всех народов мира. Поэтому, многие посещают это место ради вкусной еды. Даже истинные гурманы в восторге от такого великолепия блюд. Рестораны на Центральном рынке Москвы в восточном, кавказском, итальянском стиле подарят наслаждение от приготовленных поварами блюд.
На входе в рынок, часто устраивают празднования с песнями и плясками, народ подтягивается сначала из любопытства, потом, окунувшись в атмосферу, совершает покупки, либо просто хорошо проводит время.
Аренда
Для сотрудничества с продавцами, администрация разработала свои условия. Предоставляя оборудованные по высшему разряду торговые места, предъявляют главное требование – высокое качество продукции. Для этого, весь товар, прежде чем попасть на прилавки, должен пройти обязательную проверку в лаборатории.
Ориентироваться на центральном рынке несложно. Мигающие огнями надписи на витринах приковывают взгляд, а отсутствие толпы позволяет свободно передвигаться и не спеша выбирать товар.
Сладости на Центральном рынке Москвы
«Ад» на Трубной
Птичий рынок, мануфактурный магазин (бывший трактир «Крым»), 1900–1917 гг.
«Адом» называли в народе в конце XIX столетия трактир с официальным названием «Крым». На верхних этажах трехэтажного приземистого здания, на месте которого теперь находится «Vasilchuki. Чайхона №1», располагались «нумера» с проститутками — это был «Рай». В полуподвале — сам «Ад»: дешевый, темный и смрадный трактир, где прогуливали краденое мелкие воришки и «коты» — сутенеры и грабители. Но самым жутким был нижний уровень — его называли «Треисподняя».
Вездесущий «король репортеров» Владимир Гиляровский успел побывать и там. То, как был устроен этот мир, он описал в своей знаменитой книге «Москва и москвичи»: «“Треисподняя” состояла из коридоров, по обеим сторонам которых были большие каморки, известные под названием “адских кузниц” и “чертовых мельниц”. Здесь тогдашние воровские “авторитеты” — “иваны” и “болдохи” — играли в карты на свою добычу, иногда ценою в тысячи рублей. <�…> Круглые сутки в маленьких каморках делалось дело: то “тырбанка сламу”, то есть дележ награбленного и его продажа, то исполнение заказов по фальшивым паспортам особыми спецами… »
Известно, что именно в «Аду» и «Треисподней» революционные студенты готовили теракты. «Авторитеты» преступного мира относились к бунтарям одновременно покровительственно и уважительно. Для собраний «политическим» выделяли отдельные закрытые помещения, при необходимости их всегда могли вывести из здания знающие люди — подвалы «Треисподней» были увиты хитроумными тоннелями с ловушками и тупиками, пройти по которым в темноте могли только «свои».
История печально знаменитого трактира «Крым» закончилась тем, что власти силой выселили оттуда всех сомнительных обитателей. А само здание впоследствии выкупила купчиха Прасковья Кононова, устроившая там торговлю строительными материалами и мануфактурный магазин. Дом снесли в конце 1970-х и возвели на его месте Дом политпросвещения, который позже тоже снесли.
Детали
Решение фасадов в камне пришло не сразу, в результате родился образ дома-горы, дома-скалы, по которой можно гулять — отсюда и пластика фасадов, и стена из зелени внутри. Облицовочный камень был привезен из Италии — «Травертино Романо» из Каррары. Благодаря многочисленным окнам в интерьере много натурального света и много воздуха.
Юлия ПановаРуководитель отдела продаж Terrakultur
«Особенность этого проекта — в использовании системы капельного орошения, нехарактерной для внутреннего озеленения. Способ обслуживания растений после посадки продумывался на стадии проектирования: специально подготовленные площадки позволяют нашим сотрудникам осуществлять очистку пыли, полировку и формирование растений, а также замену растительного материала в случае, если растение теряет свой декоративный вид».
У трубы
Неизменной оставалась лишь река, которая текла из района нынешней Марьиной Рощи. На Трубной площади она образовывала обмелевший к концу XVIII века Верхний Неглиненский пруд, бежала дальше в сторону Кремля, огибала его с северной стороны и впадала в Москву-реку.
Собственно, Неглинной Трубная площадь и обязана своим названием. Мнения расходятся, почему же именно труба. В последнее время чаще всего говорится о том, что по ней река текла через стену Белого города. Но вот Иван Кондратьев, издавший в 1893 году книгу «Седая старина Москвы», предлагал более правдоподобную версию: «Одним из важнейших мостов через Неглинную, помимо Кузнецкого, был мост на нынешней Трубной площади. Он был построен в самую глубокую старину, деревянный, на высоких сваях, причём для течения воды под мостом была проложена огромная деревянная труба, почему и местность получила название Трубы»[1].
Причём название это настолько стало общеупотребительным, что дало имя одному из здешних храмов — церкви Сергия Чудотворца, что на Трубе. Да и в официальных документах местность часто именовалась именно так.
Именно на Трубе, которая летом порой представляла собой непроходимое болото, зимой устраивались масленичные катальные горы и организовывались кулачные бои, без которых в Москве не обходился ни один зимний праздник.
В начале XIX века произошло два очень важных события в истории не только Трубной площади, но и всей Москвы. После 1812 года Неглинную, куда «москвичи старого времени имели обыкновение сваливать всякую дрянь»[2], было решено заключить в трубу и сверху засыпать. В 1823 году прозвучало предложение о продлении бульваров и, соответственно, о замощении площади.
13 июня 1824 года состоялась переторжка, победителями которой стали крестьяне Терентий Андреев и Алексей Колмогоров, которым и предстояло планировать площадь. Досыпать необходимо было около одного метра земли. Для этого требовалось привезти почти 250 кубических сажен (примерно 2,5 тысячи кубических метров) земли.
В первое лето было доставили 125 кубических сажен, причём землю брали со дна Неглинной — наносную, песчаную, с илом. После осадки грунта были досыпаны оставшиеся 125 кубических сажен, и площадь была выровнена.
От разливов и наводнений, правда, это не спасало. Даже в XX веке, хотя работы по очистке и улучшению русла Неглинной периодически всё же проходили, Трубная площадь не раз оказывалась под водой. Было это и в 1960 году, и в 1973-м, и в 1974-м. Именно последнее наводнение стало, можно сказать, последней каплей, и уже на следующий год работы по прокладке нового коллектора пропускной способностью 66,5 кубического метра воды в секунды были завершены.
Место
Свои сложности при проектировании были с окружением: здание стоит на пологом холме: его передняя часть ниже чем задняя, существовала проблема загрузки товаров, и была применена американская система парковки с пандусами, когда загрузка осуществляется через второй этаж. Соседство с цирком также осложняло ситуацию. Слоны, как известно, ездят всей семьей, держась за хвосты, поэтому длина слоновозки достаточно внушительна — 18-21 м, и для ее разворота нужно достаточно пространства на заднем дворе.
Архитектурное наследие Москвы: что стало с куполом на цветном бульварчике?
В центре Москвы находится Краснопресненский район, где расположен знаменитый Цветной бульвар. На нем было много знаменитых зданий, одним из которых был «Дом с куполом». Это здание было построено в 1904 году по проекту архитектора Ивана Шамякина.
История «Дома с куполом»
Здание было построено в стиле неоклассицизма и служило жилым дому. Его название происходит от общественного зала с округлым залом и куполом, расположенного на последнем этаже здания.
В 1918 году здание перешло в собственность государства и было передано Главметаллургу. Позже в здании размещались офисы различных организаций и предприятий.
В 2004 году здание было отремонтировано и занято главным офисом компании «Коммерциальный банк БИНБАНК».
Что стало с куполом на цветном бульварчике?
В 1980-х годах купол был снят, и уже несколько десятилетий здание не имело своего главного украшения. Однако в 2019 году планируется восстановление купола.
По сообщению пресс-службы «Коммерческого банка БИНБАНК», восстановление купола начнется в конце 2019 года и завершится в первом квартале 2020 года. Восстановление будет проводиться в соответствии с оригинальным проектом архитектора Шамякина.
Выводы
Таким образом, здание «Дома с куполом» на Цветном бульваре – это исторический памятник архитектуры, который восстанавливается в оригинальном виде. Восстановление купола позволит сохранить историческую ценность здания и дополнить его облик.
Где находится купол на цветном бульваре
Куполом называют пространственное покрытие зданий и сооружений или их помещений, имеющих круглую, овальную или многоугольную форму в плане. В архитектуре куполами также называют своды, внутренняя поверхность которых имеет сферическую или близкую к ней форму. Название происходит от итальянского слова cupola, что означает «бочечка». Купола – распорные системы. Большая часть купола обычно сжата и только в нижней части и в опорном кольце, если таковое имеется, возникают растягивающие напряжения, вызванные от распора. В этом купол во многом сходен с аркой и цилиндрическим сводом.
Купола позволяют перекрывать без дополнительных промежуточных опор большие помещения. Поэтому они часто используются в качестве покрытий выставочных, торговых, концертных, спортивных и т. п. залов.
![]() |
![]() |
Купол выставочного павильона США в Сокольниках, Москва | Купол цирка имени Юрия Никулина, на Цветном бульваре, Москва |
Наиболее широко купола применяются в культовых зданиях и сооружениях, где они используются для перекрытия без промежуточных опор больших зальных помещений, определения месторасположение культового сооружения и повышения архитектурной выразительности храмов. Увенчанные гигантскими куполами соборы Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, Св. Петра в Ватикане, Св. Павла в Лондоне, преподобного Исаакия Далматского (обычно называемый Исаакиевским собором) в Санкт-Петербурге и многие другие до сих пор остаются главными доминантами в городской застройке городов, где они возведены.
![]() |
![]() |
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции | Собор Св. Петра в Ватикане |
![]() |
![]() |
Собор Св. Павла в Риме | Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге |
Купола культовых сооружений часто наделяются определенным сакральным смыслом. Так, купола православных церквей считаются образом духовного неба. Количество куполов или глав показывает кому посвящен храм: один купол символизирует единство Бога и совершенство творения, три купола — Пресвятую Троицу, пять куполов, один из которых возвышается над другими, символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов, тринадцать куполов — Иисуса Христа и его 12 апостолов. Внутреннюю часть куполов обычно украшают изображениями святых и ангелов, а на внешней стороне куполов иногда изображают звезды.
![]() |
Звезды на куполах православного храма |
Установленные на барабанах купола имеют также утилитарные назначения. Оконные проемы в барабане используются для освещения внутренних помещений храма. Барабаны без проемов вместе с главками куполов являются хорошими резонаторами, которые существенно улучшают акустику храма. В толстых каменных стенах церквей часто оставляли пустоты, называемые «голосами». Голосы являются резонаторами для высоких частот. Для более низких частот необходимы более вытянутые голосы, ими служат барабаны и главки.
![]() |
Купола православных храмов Московского Кремля |
В мусульманских культовых постройках купола также используются для перекрытия без опор больших внутренних помещений. Но одновременно купола являются важными архитектурными элементами и, наряду с минаретами, определяют расположение мечети и создают ей особый, неповторимый образ.
![]() |
Купола мусульманских культовых зданий |
В современной практике куполами часто перекрывают башни технологического оборудования, резервуары, радиолокационные станции, обсерватории, атомные реакторы и т. п.
![]() |
![]() |
Купола обсерватории | Купол атомного реактора |
Купола были успешно использованы для архитектурного оформления станций второй очереди московского метро. Купола подземных станций московского метро являются декоративными самонесущими конструкциями, расположенными внутри несущих сводов. Особую известность имеют купола станции «Маяковская», построенной по проекту архитектора Алексея Душкина. Купола украшены мозаиками, выполненными по эскизам художника Александра Дейнеки.
![]() |
![]() |
По материалу, из которых выполнены купола, различаются каменные, бетонные (неармированные), железобетонные, деревянные и металлические купола. По конструкции купола делятся на сквозные, сплошные (со сплошной стенкой или сплошностеночные) и массивные. Купола могут состоять из одного или нескольких слоев (как правило не более трех). Слои многослойных куполов могут выполняться из разных материалов и иметь неодинаковое конструктивное решение. Наружный слой многослойного купола чаще всего представляет из себя решетчатую конструкцию с обшивкой, которая является покрытием купола. Слой, обращенный к внутреннему помещению, а также промежуточный слой, если таковой имеется, могут быть сплошными или решетчатыми. В многослойном куполе внешний слой обычно опирается на внутренние слои и выполняет функции кровельного покрытия. Но именно форма внешнего слоя определяет название типа купола, хотя его прочность и жесткость обеспечивается в основном внутренними слоями.
Сквозной купол состоит из стержневого каркаса и опирающейся на него обшивки. Стержни каркаса соединяются между собой в цельную пространственную систему и располагаются так, что они испытывают лишь продольные усилия растяжения или сжатия. Обшивка является кровельным покрытием купола или выполняет функции светопрозрачного ограждения. Обшивка каркаса воспринимает местные нагрузки и не участвует в пространственной работе купола. Сквозные купола могут быть ребристыми, ребристо-кольцевыми, сетчатыми.
Ребристый сквозной купол состоит из отдельных плоских полуарок, поставленных в радиальном направлении. Арки вверху соединяются между собой через сжатое кольцо, а внизу — опираются на опорное кольцо, работающее на растяжение. В ребристо-кольцевом куполе ребра объединяются кольцевыми прогонами, образуя жесткую пространственную систему. Дальнейшим развитием ребристо-кольцевых куполов является купол Шведлера, в котором в каждой четырехугольной ячейке установлены диагональные связи, значительно повышающие жесткость купола.
![]() |
![]() |
Ребристый сквозной купол | Ребристо-кольцевой сквозной купол |
![]() |
Фуллер – теоретик и создатель геодезических куполов |
Сетчатые купола образованы сеткой с треугольными ячейками или сеткой, стержни которой являются ребрами выпуклых многогранников, вписанных в сферическую поверхность (так называемые геодезические купола). Простейший сетчатый купол состоит из горизонтальных слоев, с треугольной решеткой в каждом слое. В таком куполе стержни в разных слоях имеют неодинаковую длину, что является некоторым технологическим недостатком. В геодезических куполах ребра купола расположены вдоль так называемых геодезических линий, которые определяют кратчайшие расстояния между двумя точками на криволинейной поверхности. Геодезический купол может быть выполнен из небольшого количества одинаковых стержней, что упрощает предварительное изготовление элементов купола. Сетчатые купола, в том числе геодезические, были рассмотрены ранее в разделе, посвященном решетчатым конструкциям.
Сплошной (сплошностеночный) купол является частным случаем оболочки, криволинейного (не плоского) сплошного тела, ограниченного двумя поверхностями, расстояние между которыми мало по сравнению с остальными его размерами. Однослойный сплошной купол состоит из стенки, нижнего и верхнего опорных колец. Кольца могут отсутствовать. Отличительной особенностью сплошных куполов от других видов оболочек являются то, что они образованы полыми (не замкнутыми) поверхностями вращения или совокупностью одинаковых сомкнутых сегментов, симметрично расположенных относительно вертикальной оси, которая проходит через вершину купола и является осью купола. В большинстве случаев сплошные купола опираются по всему периметру опорного сечения или на отдельные точки, расположенные по контуру купола. Сплошные купола по конструкции могут быть гладкими, ребристыми, волнистыми, гранеными или шатровыми.
В гладком сплошном куполе стенка имеет постоянное или переменную толщину, которая плавно уменьшается к верху купола. Горизонтальные сечения гладкого купола обычно имеют форму окружности, значительно реже — форму эллипса или овала. Гладкие купола опираются на стены круглой формы в плане непосредственно или через барабан цилиндрической формы в плане. При необходимости разместить купол над квадратным или прямоугольном помещении используются промежуточные конструкции в виде парусного свода, волют или других конструкций. Сплошной купол состоит из оболочки и нижнего опорного кольца, которое предназначено для восприятия усилий распора, возникающих в куполе под действием собственного веса и внешних нагрузок. При наличии вверху купола светового или аэрационного проема купол также имеет верхнее кольцо, которое обрамляет проем и может служить опорой для различных надстроек над куполом.
Семейный ресторан KUPOL на Краснопролетарской улице
В центре Москвы открылся Семейный ресторан KUPOL и Клуб-Кабаре для детей и взрослых с необычными залами, смузи-баром, шоу-спектаклями и свежим взглядом на семейные праздники.
Семейный ресторан KUPOL представляет собой огромное пространство на территории в 600 м² и предлагает гостям провести досуг в одном из своих залов: основной зал «TEATRO», смузи-бар «Лимонный батискаф» и VIP-зал «КукаБарра».
Кроме того, в KUPOL открылся клуб-кабаре для детей и взрослых! Здесь созданы все условия, чтобы семье было весело и интересно провести время вместе. Гостей ждут потрясающие шоу-спектакли в духе семейного кабаре, творческие мастер-классы, кинопоказы на большом экране, семейные командные интерактивные игры, чтение сказок у камина в уютной атмосфере, семейные настольные игры и многое другое.
Основной зал «TEATRO» расположился под, впечатляющего объема, стеклянным куполом. Здесь, с четверга по воскресенье, уютно устроившись за одним из круглых столов, можно пообедать или поужинать в компании семьи, близких или друзей.
В TEATRO есть уникальная сцена, созданная художниками и режиссерами специально для шоу-спектаклей в стиле семейного кабаре, которые планируют показывать гостям каждое воскресенье. Грандиозный размах шоу удивит не только детей, но и взрослых: 20 артистов, шоу балет, авторские красочные костюмы, музыкальные номера, яркие декорации, артисты цирка, фокусники и незабываемые спецэффекты. Сцена увита всевозможными фонарями и лампами на разный лад, в разные стороны торчат трубы граммофона. А её образ напоминает передвижной театр бродячих артистов затерянного мира.
Рядом с основным залом расположился смузи-бар «Лимонный Батискаф».
Это самый настоящий бар, где дети почувствуют всю серьезность подхода барменов к приготовлению авторских коктейлей! В меню представлено более 40 видов напитков с авторской подачей, которые были созданы специально для проекта KUPOL.
VIP-зал «КуКаБаРРа» рассчитан на 20—30 гостей и идеально подойдёт для деловых завтраков, бизнес-встреч, переговоров и небольших мероприятий.
Интерьер выполнен в приглушенных цветах зеленой горчицы и терракота, а потолочная графика, специально созданная иллюстраторами, напоминает о райских птицах и сказочных персонажах. Здесь уютные диваны, обволакивающие кресла, приглушенные тона, мягкие велюровые фактуры и респектабельная латунь.