Юкагиры (ваду, алаи): могучие «люди мерзлоты»
Юкагиры — древнейшее аборигенное население, заселявшее северные территории Восточной Сибири более 9 000 лет назад. Находясь в репродуктивной и культурной изоляции до XVII столетия, народ сохранил исконные обряды и мифы, создал уникальную пиктографическую письменность и свойственный древним племенам матрилокальный брак.
Название
Юкагирами народ называли соседи: эвенки и якуты. Этноним берет начало от эвенкийских выражений düke-gir и yoke-gir, что значит «люди мерзлоты» или «дальние люди». Название закрепилось в отчетах казаков, направленных для освоения далеких арктических территорий, стало официальным в русских документах.
Самоназвание народа иное: odul (wadul) — одул, что значит «сильный, могучий». Различия в звучании объясняются особенностями диалектов двух обособленных субэтносов юкагиров — таежных (лесных) и тундровых. Они имеют разный язык, различаются способы ведения хозяйственной деятельности.
Народ делился на отдельные племенные группы, подразделявшиеся на более мелкие родовые общины. Самоназвания племенных общин использовались в повседневной жизни юкагиров: алаи, лавренцы, омоки, ходынцы, чуванцы, янга и другие.
Где живут, численность
Сохранившиеся легенды гласят, что в древности юкагиры были самым многочисленным северным народом, могли сравниться с количеством звезд, мерцающих в темноте полярной ночи. У народа было так много очагов, что от их дыма почернел ворон, пролетавшие мимо птицы терялись. Огни стойбищ были настолько яркими, что отражались в небе северным сиянием.
Легенда имеет отражение в лексике соседних якутов: северное сияние они называют «юкагир-уот», то есть, «юкагирский свет». Занимал народ обширные территории: от устья Анадыря до начала реки Лены.
С началом русской колонизации в XVII веке численность юкагиров значительно снизилась. Причина — завезенные иностранцами болезни, которые иммунитет народности, столетия находившейся в изоляции, не принял: губительными оказались эпидемии оспы. В этот же период и до XIX столетия наблюдаются регулярные стычки с коряками, эвенами, чукчами, ассимиляция русскими и соседними народами. К концу семнадцатого столетия насчитывалось 2535 юкагиров, в начале XVIII века — порядка 1500 человек, в 1897 г. — 754 человека. К 1970 г. цифра дошла до критической отметки 600 юкагиров, после численность стала расти. Это привело к сосредоточению сохранившего аутентичность населения в бассейне Колымы, в центре некогда обширного региона проживания.
Перепись 2002 года показала, что в России проживает 1509 юкагиров. Из них:
- Республика Саха (села Андрюшкино и Нелемное, город Якутск) — 1097 чел.
- Чукотский АО — 185 чел.
- Магаданская область — 79 чел.
- Новосибирская область — 1 чел.
Изолированный язык юкагиров находит в себе отголоски уральской языковой группы, что свидетельствует об общем происхождении народов Севера и Урала. Относится язык к уральско-юкагирской семье, делится на два обособленных наречия:
- Южноюкагирский (колымский) язык.
- Северноюкагирский (тундренный) язык.
Несмотря на общность народа в сознании соседей, языки тундровых и таежных юкагиров настолько непохожи, что при встрече их представители не поймут друг друга.
Особого внимания заслуживает древнейшая юкагирская письменность, основанная на пиктографических обозначениях, схожих с индейскими письменами. Примечательно, что пиктограммы не похожи на людей или животных, строго закреплены не только за явлениями природы и предметами быта, но и за такими сложными понятиями, как любовь, разлука, ревность. Исследователями выделено два типа берестяных письмен:
- Любовные письма девушек.
- Охотничьи карты мужчин.
Внешность
Юкагиры относятся к североазиатской расе, байкальскому антропологическому типу. Внешность схожа по отдельным признакам с народами уральской группы — хантами, ненцами, манси, однако более выражены монголоидные черты.
К особенностям внешности юкагиров относят:
- средний рост;
- крепкое сложение;
- стройную фигуру;
- небольшие черные или темные глаза;
- вытянутое лицо;
- темные жесткие волосы;
- большой рот с выступающими губами.
Одежда
Традиционный всесезонный костюм юкагиров — распашной кафтан до колен, зимой шившийся из оленьих шкур, летом из ровдуги. Особенностью кроя выступала сборка талии, отличающая наряд от одежды соседних племен. Мужчины вшивали в заднюю часть кафтана пласт тюленьей шкуры, напоминавший хвост. Женщины два таких «хвоста» вшивали с боков наряда.
Мужчины предпочитали шкуры желто-коричневого цвета, женщины — пестрые шкуры молодых оленей. Кафтаны украшали крашеным в красный цвет мехом тюленя или нерпы, летние наряды — черно-бело-красными полосами подшейного волоса оленя. Мужчины подпоясывали одежду кожаными поясами, на которые после прихода казаков, стали вешать мешочки с табаком, порохом, пулями.
Семейный уклад
В семейной и социальной жизни юкагиров бытовало равноправие. Сохранилась традиция матрилокального брака: жених отрабатывал в доме выбранной девушки «трудовую повинность», после переселялся на постоянное проживание. Наследование происходило по мужской линии, общественные посты доставались представителям сильного пола.
Во главе племенной общины стоял самый старый человек рода — лигэйэ шоромох. Его место мог занимать лучший охотник — хангиче, прославленный воин — тонбайа шоромох, шаман — алма. Женщины играли главные хозяйственные роли, участвовали в общих собраниях, имели право голоса.
Жилище
В древности народ жил в чандалах — полуземлянках, выкапываемых рядом с четырьмя деревьями-основами. Крышу покрывали дерном, полы застилали ветками, шкурами животных. Позже стали строить конические чумы, покрывавшиеся ровдугой или древесной корой. В центре жилища оборудовали очаг, над которым закрепляли шесты для приготовления пищи, сушки одежды, вяления рыбы, мяса.
Жизнь
Традиционные занятия различались в зависимости от региона проживания представителей народности:
- Тундровые юкагиры занимались транспортным оленеводством, кочевали за стадами диких оленей, передвигаясь за ними от побережья до лесотундры, занимались собаководством, охотились на пушного зверя.
- Таежные охотились на горных баранов, оленей, лосей, морских животных, разводили собак, с весны до поздней осени занимались рыболовством с помощью неводов, сетей, ловушек.
Большую роль играло собирательство сараны, кедровых орехов, дикого лука, грибов, трав, ягод. Земледелием и огородничеством не занимались, муку делали из рыбьих костей. Вместо круп использовали толченые корни сараны.
Религия
Традиционная религия юкагиров — шаманизм, основанный на обожествлении сил природы, вере в духов, культе предков. Мир представлялся триединым, связанным рекой:
- Верхний мир — населяли божества, часто верховный единый бог Хойл.
- Средний мир — люди и духи, олицетворявшие силы природы (огонь, ветер, воду), духи-хозяева озер, рек, моря, леса, животных, гор, тундры.
- Нижний мир — разделен на слои, в первом живут мертвые предки, во втором — злые духи, старухи-людоедки и другие мистические персонажи.
Шаманы играли важную роль в общественной и духовной жизни, выступая посредниками между живыми и мертвыми, путешественниками между мирами. Символически отражали эти представления на шаманском костюме: на спине в правой светлой части изображали птиц, на темной левой — фигуры духов предков. В центре вшивали полосу из серой ровдуги, изображавшей мировую реку или мировое дерево.
После смерти тела шаманов мумифицировали, разделяли на части, считая талисманами. Кровью смачивали предметы одежды, становившиеся амулетами. Важную роль играл череп шамана, остававшийся в одном из домов рода, к которому тот принадлежал. Череп закрывали маской, закрепляли на столбе, покрывавшемся одеждами. Куклу устанавливали на самом почетном месте в доме, подкармливали, кидая мясо в огонь.
Традиции
Культ огня был одним из наиболее значимых в верованиях юкагиров. Важную роль играл домашний очаг: из него нельзя было передавать огонь чужакам, проходить между огнем и хозяином дома. Огонь олицетворял солнце, для благодарности его подкармливали мясом, рыбой, позже сладостями.
С культом солнца связан сохранившийся национальный праздник Шахадьибэ, что на юкагирском значит «сбор всех племен», «общее собрание». В древности он играл объединяющую роль, был призван задобрить духов-покровителей, предков.
Праздник начинается до рассвета: мужчины соревнуются в силе и ловкости, устраивают соревнования. С восходом солнца все берут в руки ветви лиственницы и проходят сквозь природные арки деревьев, очищаясь под солнечным светом от воздействия злых сил. Затем разжигают сакральные костры, над которыми шаманы читают молитвы, благодарят богов, просят у духов покровительства. Молитвы сопровождаются обрядом кормления огня.
Основу повседневного рациона составляли рыба, мясо. Зимой часто ели сырыми в виде строганины, летом варили. В сезон охоты и рыбного промысла занимались копчением, вялением, солением. Из рыбы и костей делали подобие муки, которую смешивали с кровью оленей и варили. Вареную рыбу растирали с жиром и ягодами, из икры рыб выпекали лепешки.
Летом ели ферментированную рыбу, перед употреблением на сутки завернутую в листья. В отличие от живших по соседству эвенов и якутов, собирали съедобные грибы. В качестве одурманивающего средства употребляли мухоморы, курили листья тимьяна. Повседневный напиток — чай из трав, заваривали также березовые наросты.
Этническая карта России
Ирина Лагунина: Мы продолжаем цикл «Этническая карта России». Сегодня речь пойдет об одном из древнейших народов России, об обитателях громадных территорий на северо-востоке России, о юкагирах. В беседе участвуют сотрудник Института Этнологии и антропологии РАН, профессор Сергей Арутюнов и этнолог Михаил Бронштейн. Беседу ведет – Игорь Яковенко.
Игорь Яковенко: Сергей Александрович, откуда взялось название юкагиры? Что оно означает? Как себя называют сами представители этого народа?
Сергей Арутюнов: Слово это эвенкийское тунгусского происхождения. Так их обозначали их соседи. Но сами они себя называют чаще всего одул, есть и другие различные названия в зависимости от разных племен. Надо сказать, что юкагиры – это совокупность ряда племен и довольно большого числа диалектов была. Сейчас их осталось мало, всего лишь две группы, так что они всего лишь небольшой остаток той огромной общности, которая когда-то занимался большую часть северо-восточной Сибири.
Игорь Яковенко: В продолжение последних слов Сергея Александровича, действительно, до встречи с русскими юкагиры были довольно многочисленным народом, который расселялся по обширной территории северо-восточной Сибири, занимал ее большую часть. К началу 20 века их численность сократилась до 443 человека, по крайней мере, по переписи 26 года. Потом начался рост численности, который продолжается и сегодня. По переписи 2010 года юкагиров в России 1603 человека. Причины депопуляции в прошлом известны – это оспа, ассимиляция, дискриминация и в царской России. В чем причина сравнительного бурного роста численности этого малого народа сегодня?
Михаил Бронштейн: Если позволите, я начну отвечать на ваш вопрос с небольшого дополнения к тому, что сейчас рассказал Сергей Александрович о юкагирах. Насколько мне приходилось слышать, согласно одной из версий тунгусское по происхождению название юкагиры связано с двумя словами: юки – далекий, и гир – род. То есть, по-видимому, так тунгусские народы Сибири, эвенки и эвены называли своих далеких соседей. Что касается самоназвания юкагиров одул, то в переводе оно означает "сильный" и "могучий". И вот действительно одно из подтверждений того, что некогда юкагиры были многочисленным народом, расселенным на очень большой территории в восточной Сибири, по некоторым данным от Таймыра на западе, до Чукотки, реки Анадырь на востоке.
А что же касается того, что в настоящее время юкагиров немногим более полутора тысяч, я думаю, что здесь, наверное, дело в том, что в 20 веке, безусловно, улучшилось медицинское обслуживание народов Севера и, в частности, юкагиров. Как бы мы ни оценивали советское прошлое, но то, что в этот период появились больницы, то, что уменьшилась детская смертность, увеличилась продолжительность жизни народов Севера, в частности, юкагиров — это безусловно так. Может быть можно говорить еще об одном факторе, скорее он появился в 90 годы, когда возросло самосознание у многих народов Севера, в том числе у юкагиров, когда появились определенные привилегии у народов местного аборигенного происхождения. И в этой ситуации в смешенных семьях дети предпочитали записывать себя по национальности того из своих родителей, кто принадлежал к коренному народу. Кстати, в предшествующий советский период скорее наблюдалось обратная ситуация.
Игорь Яковенко: Сергей Александрович, в 2005 году был принят закон о местном национальном самоуправлении юкагиров, в соответствии с которым юкагиры избирают вождя, совет свой и имеют довольно высокий уровень местной автономии. Насколько этот закон повлиял на сохранение культуры народа, на его национальное самочувствие?
Сергей Арутюнов: Такие законы — это положительное явление, и следует работать в том направлении, чтобы их было больше. Если народ маленький и у них нет территориальной какой-то автономии, территориального образования, то во всяком случае такого рода официальное законодательство, которое дает этому народу какой-то статус, оно должно быть. Несомненно, это позитивное воздействие. Другое дело, что оно сравнительно невелико, потому что помимо провозглашения каких-то прав и преференций нужна их реализация. А реализация требует двух вещей. С одной стороны бюджетного финансирования государственного, а с другой стороны реальную действенную защиту от своекорыстных действий местных каких-то предпринимателей, которые осуществляют массовую рыболовецкую деятельность, разведку полезных ископаемых и другие вещи. Так что закон — это хорошо, но одного закона мало.
Игорь Яковенко: Исследователь юкагиров ссыльный Владимир Иохельсон, который занимался этими исследованиями в начале 20 века, писал о юкагирах как о вымирающем народе. В литературе встречаются мнения о низком уровне этнического самосознании юкагиров, о высокой степени ассимиляции якутами, коряками, чукчами, тунгусами. По данным переписи последней 2010 года только 28% юкагиров владеют своим юкагирским языком, якутским в два раза больше — 57%, а русским 95%. Каковы, с вашей точки зрения, этнические перспективы юкагиров?
Михаил Бронштейн: Прежде всего я не стал бы драматизировать ситуацию с тем, что большое количество юкагиров владеет якутским языком, тем более, что юкагиры владеют русским языком. Русский язык уже давно в Сибири язык межнационального общения. То же самое относится и к якутскому языку, если мы говорим о такой огромной территории, на которой живут якуты, а большая часть юкагиров живут именно на территории республики Саха Якутия. Это, кстати, было и раньше. Двуязычие, трехязычие отмечалось у юкагиров и этнографами 19 века, в частности, Владимиром Иохельсоном. Что касается перспектив, хочется, конечно, надеяться, что этот народ сохранится, сохранится его уникальная, очень древняя культура. Безусловно, нужна поддержка государства — это относится и к юкагирам, и к любым другим малочисленным народам нашей страны. Мне представляется, что этот народ будет жить.
Игорь Яковенко: Сергей Александрович, в чем особенности культуры, фольклора и верований юкагиров, чем они отличаются от культуры соседних народов?
Сергей Арутюнов: Начнем с верований. Верования всех коренных и в особенности малочисленных народов Сибири, тут я не говорю о развитых религиозных системах и различных верованиях, которые имеются у крупных народов, таких как якуты и буряты, а так верования всех народов Сибири укладываются в более-менее одну анимистически-шаманистскую парадигму. Скажем, шаманизм у юкагиров менее представлен, чем у их соседей, тунгусскоязычных народов, эвенков и эвенов. У юкагиров более ранний, архаичный анимистический пласт присутствует. Что касается других форм культуры, то очень своеобразные формы фольклора имеются. Но сейчас они в значительной степени вышли из употребления, а если и остаются, то скорее уже как самодеятельная художественная деятельность. Например, есть такие формы художественного народного творчества, именно для юкагиров специфичные, как прокусывание зубами бересты. Берется тонкая береста, ее можно заменить бумагой, но береста подходит для этого, натуральный материал, складывается в несколько слоев и зубами ее прокусывают в ряде мест, потом разворачивают и получается как орнаментальный лист, такое украшение. Такого рода вырезания известны у китайцев, у поляков, но это все делается на бумаге ножницами – это более позднее явление. Другой вариант тоже на бересте — девушки и юноши писали друг другу любовные послания. Но это были не буквы, не знаки, не иероглифы, а пиктография, то есть картинки, но картинки в значительной степени условные. Уже был такой язык любовной переписки.
Игорь Яковенко: Есть ли какие-то вопросы, которые мы не задали, не осветили?
Михаил Бронштейн: Мне представляется, что нет.
Игорь Яковенко: Сергей Александрович, есть что добавить?
Сергей Арутюнов: Я бы кое-что добавил. Дело в том, что много десятилетий, целое столетие юкагиры вместе с нивхами, кетами, ительменами в языковом отношении классифицировались как сборная группа палеоазиатских народов, носители языка, который не показывает связей с другими крупными языковыми семьями. Сейчас более или менее прояснено происхождение юкагирского языка. Оказывается, что это далеко ушедший на восток и отдалившийся, в языковом отношении очень своеобразно приобретший какие-то новые черты, но все-таки язык уральской языковой семьи. То есть он родственен языкам хантов, манси, ненцев, а так же венгров, финнов, мордвы, удмуртцев, эстонцев и других народов уральской языковой семьи. И стало быть изначально генезис юкагиров находился гораздо западнее, в западной Сибири, но они покинули эту прародину и расселились на больших пространствах восточной Сибири.
Михаил Бронштейн: Говоря об особенности культуры юкагиров, мне кажется, можно было бы отметить такую интересную вещь, как то, что одним из помощников юкагирских шаманов является мамонт. И тут я хотел спросить Сергея Александровича, нельзя ли рассматривать этот факт юкагирской культуры как свидетельство древних пластов, которые сохраняются в традиционной культуре юкагиров? Ведь не исключено, что этот культ пришел из эпохи древнего каменного века.
Сергей Арутюнов: Наверняка. Тем более, что мамонт, во всяком случае, на острове Врангеля, еще не более 4 тысяч лет назад такие измельчавшие мамонты водились. Так что, я думаю, предки юкагиров действительно сохранили память о мамонте и культовые воззрения связаны с этим исчезнувшим, но огромным и очень впечатляющим зверем.
Север там, где живут юкагиры
Юкагиры – древнейшее население Восточной Сибири, жившее на обширных территориях от Таймыра до Чукотки и Прибайкалья. Самоназвание народа – одул (вадул), что переводится как «могучий», «сильный». Современные юкагиры сохраняют связь со своими корнями: охотятся, ловят рыбу и разводят оленей, как их предки.
Содержание
Из истории
С юкагирами многие ученые связывают культуру позднего палеолита (38–40 тысяч лет назад). Ко времени прихода русских в XVII в. несколько тысяч юкагиров жили на территориях от Индирки до Анадыря. Со временем эпидемии, ассимиляция и войны с соседями привели к тому, что численность народа сократилась. Сейчас юкагиры живут в Якутии, Магаданской области и на Чукотке в многонациональных поселениях.
Один из интересных памятников юкагирской культуры – пиктографическое письмо. Его разделяли на мужское и женское. Мужчины чертили ножом на бересте нечто вроде карт, а женщины выражали свои чувства. Подробнее о юкагирском языке читайте здесь.
Полезные ссылки
Видеокурс юкагирского языка
Статья «говорим по-юкагирски»
Видеоэкскурсия Магаданского областного краеведческого музея
На оленях за едой
По данным переписи 2010 года, численность юкагиров – около 1600 человек.
Оленей юкагиры разводят в основном для транспорта. Их запрягают в нарты или ездят верхом. Основным занятием юкагиров была кочевая или полукочевая охота на копытных животных: диких оленей, горных баранов, лосей. В удачные годы одна семья могла добыть до 100 оленей и 5–7 лосей. Зимой также добывали пушнину. Охоту дополняли ловлей рыбы.
Охота верхнеколымских юкагиров на диких оленей по насту на лыжах. Автор снимка: В. И. Иохельсон.
Фото: Кунсткамера, goskatalog.ru
Юкагиры – отличные лыжники. На лыжах выслеживали и загоняли лосей, передвигались во время кочевок. Для разных целей, погоды и снега – разные виды лыж. Учургэ, подбитые шкурой лося, – для охоты. Простые широкие кокиса (койсар) – для ходьбы по насту и мокрому вязкому снегу. Для снега рыхлого и глубокого – позаимствованные у чукчей лыжи-ракетки.
Дом и все, что в нем
В древности юкагиры жили в полуземлянках – чандалах. Позднее стали строить шалаши из тонких бревен и чумы из жердей, покрывая их корой или ровдугой (замшей из лосиной или оленьей шкуры). Отапливали жилье очагом, с его же помощью сушили одежду, вялили рыбу и мясо. Сейчас большинство юкагиров живет в срубных домах.
Наум Засимов, «Молодые юкагиры».
Фото: Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия), goskatalog.ru
Юкагиры – не только ловкие охотники, но и умелые мастера. Всем необходимым в хозяйстве они обеспечивали себя сами, а кузнечным ремеслом владели еще до прихода русских. Из тальника плели корзины, из дерева делали посуду. Большого мастерства достигли в выделке мехов и шкур: ими утепляли жилье, из них делали обувь и одежду.
Национальный костюм
Открытка «Юкагиры» из комплекта «Коренные народы Дальнего Востока России», Г. Д. Павлишин.
Фото: Краеведческий музей Нанайского муниципального района Хабаровского края, goskatalog.ru
Национальная одежда юкагиров – кафтаны, штаны и обувь из ровдуги и меха. Женский вариант почти не отличается от мужского, за исключением того, что у женской одежды обычно богаче декор. Однако вплетать в волосы бисер и серебряные бляшки принято и у мужчин, и у женщин.
Зимнюю обувь делали высокой, почти до паха – не страшно провалиться в глубокий снег. Настоящее произведение искусства – отделка. Одежду украшают разноцветным мехом, красно-черной оторочкой, красно-белой вышивкой подшейным волосом оленя, бисером, медными и серебряными бляшками.
Традиционный костюм юкагиров близок к эвенскому. Но первый кроят в талию с двумя клиньями по низу спинки, а второй – с широкой внешней складкой сзади. Поэтому юкагиров прозвали «людьми с хвостами куропатки», а эвенков – «людьми с хвостами гагары».
Особенно ценились круглые серебряные бляхи на женских нагрудниках. Их называли «грудным солнцем» и передавали по наследству.
Детский традиционный юкагирский костюм. Снимок: В. И. Иохельсон.
Фото: Кунсткамера, goskatalog.ru
Что едят юкагиры
Оленину вялят, сушат, замораживают на строганину, но часто едят и сырой.
Строганина (нарезанная тонкими ломтиками мороженая рыба или мясо) – знаменитый северный деликатес.
Основа рациона юкагиров – рыба и мясо. В ход идут все съедобные части, а для приготовления используют самые разные способы, так что блюд – огромное разнообразие. Например, суп из взбитой оленьей крови – это хаша, а если с оленьей кровью сварить рыбную муку, получится блюдо под названием анил кэрилэ. Лакомством считается куильбаха – толченая вареная рыба с голубикой и жиром. Некоторые ингредиенты оставляют без обработки: например, гусиные и лебяжьи желудки, брюшки и печень налима едят сырыми.
Духи-хранители
По юкагирским поверьям, у каждого места – реки, залива, леса, горы – есть свой дух-хозяин.
Древние верования юкагиров делят мир на Верхний, Средний и Нижний. Первый населяют божества, которые могут наказывать людей или помогать им. Средний мир – это земля. Здесь властвуют духи-хозяева гор, лесов, рек, животных. Нижний мир – обиталище ушедших предков.
На традиционные верования юкагиров в XVII веке повлияло распространение христианства. Так Христос стал устроителем земли, Сатана – правителем подземного мира. Православных святых стали отождествлять с хозяевами природы и обращались к ним с просьбой об удачной охоте.
Полезные ссылки
Коготь медведя – сильный охотничий амулет, приносящий удачу.
юкагиры
Юкагиры. Древнейший, коренной малочисленный народ Сибири и Дальнего Востока.
Язык. Юкагирский язык делится на северноюкагирский (тундровый) и южноюкагирский (колымский) язык, которые входят либо в уральско-юкагирскую семью, либо в изолированную юкагирскую семью.
Религия. Традиционное мировоззрение юкагиров анимистический Пантеизм с элементами шаманской обрядности.
Духи имеются у всех предметов окружающего мира и могут выступать как покровителями, так и противниками людей.
Всего: до 1 600 человек. В том числе, в РФ, по переписи 2010 года, 1 597 человек.