Индуизм как основа индийской цивилизации
Перейти к содержимому

Индуизм как основа индийской цивилизации

  • автор:

2. Индуизм — ведущая религия Древней Индии

К середине III тысячелетия до н. э. в долине реки Инда сложилась Индская цивилизация, на базе которой сформировалась оригиналь­ная религиозно-культовая система — индуизм. Индуизм, по сути де­ла, не является единой религией. Исследователи выявляют несколько исторических форм индуизма. Основы индуизма заложе­ны в ведической религии, которую принесли на территорию полуос­трова Индостан племена ариев, вторгшиеся туда в середине II тыся­челетия до н. э. Веды — это собрание гимнов, молитвенных заклина­ний и обрядов. Основу Веды составляет Ригведа — сборник гимнов, включающий в себя около 10 тысяч стихов.

Индуизм, как и другие ранние национальные религии, политеистичен. Первоначально — это множество богов, устойчивой ие­рархии, между которыми еще не установлено. Наиболее часто в Ригведе упоминается о подвигах бога бури Индры, который во главе с дружиной ветров на колеснице с молнией в руках сражался с бес­форменным чудовищем. Когда дракон был побежден, потоки вод по­мчались как стада коров, — это дождь пролился на поля. Наряду с бо­гом Индрой упоминаются бог Солнца — Сурая, бог огня — Агни и др. Считалось, что боги обитают на небесах и одно из их названий — дэ-ва ассоциируется со словами, обозначавшими небо, дневной свет. От­дельные черты описаний богов свидетельствуют, что индуизм в значительной мере отошел от тотемистических верований и представ­лял своих богов в антропоморфном (человекообразном) облике. Но конкретного описания этого облика нет.

Наряду с дэвами в Ведах упоминается и другая группа богов — асуры. К числу асуров относятся Варуна (в некоторых текстах он вы­ступает как верховный бог), Митра (друг) — солнечный бог и защит­ник людей. В последствии дэвы стали у индуистов называться доб­рыми духами, а асуры — злыми. Со злыми духами ведут борьбу Ин-дра и другие добрые боги.

В первом тысячелетии до н. э. наступает второй — брахман­ский период в индуизме. Основным вероучительным источником этого периода являются сборник гимнов — Упанишады. С этого вре­мени индуизм оформляется в два основных направления — вишну-изм и шиваизм. Брахманизм вырабатывает определенную систему взаимоотношения богов. Важнейшими из многочисленных богов объявляется троица — Тримурти — Брахма, Шива и Вишну, разде­лившие между собой, хотя и не совсем четко, основные функции вер­ховного божества — созидательную, разрушительную и охрани­тельную.

В шиваизме наиболее почитаемым божеством стал Шива. В культе Шивы на первый план вышел созидательный момент — культ жизненной силы и мужского начала. Атрибут Шивы — бычок Найди. Каменные изваяния — лингемы в храмах и домашних алта­рях символизируют животворящие потенции Шивы. На лбу Шивы — третий глаз — глаз гневного разрушителя. В этом своем облике Шива внушает ужас. Шива имеет женскую ипостась — Шакти, ко­торая в качестве богини плодородия, имеет наименования Дурги, Ка­ли, Парвати. Культ богини Шакти в индуизме носит относительно са­мостоятельное значение. На его основе сформировалось целое на­правление — шактизм.

Во втором направлении индуизма — вишнуизме образ бога Вишну предстает прежде всего как хранителя мирового порядка. Выполняя эту функцию, бог Вишну является в мир в различных зем­ных воплощениях — аватрах. Основными и наиболее почитаемыми являются герой индийского эпоса Рамаяна — воитель Рама и герой эпоса Махабхарата — Кришна. Вначале Кришна выступает как бо­жество — советник главного героя эпоса воина Арджуны, а позднее он трансформировался в мудреца — философа.

Третий член троицы высших божеств индуизма Брахма рас­сматривается как первопричина мира и творец человечества из различных частей которого произошли разные касты: из уст — брахманы, из рук — кшатрии, из бедер — вашьи, из ног — шудры. В повседневной жизни индийцев происходит поклонение многочис­ленным аватрам Шиву либо Вишну.

Во второй половине XIX века в недрах индуизма возникло ре­формистское движение Арья самафи, которое стремится истолко­вать вероучение индуизма в духе монотеизма (единобожия), изба­виться от идолопоклонства, кастовой системы, неравноправия жен­щин и мужчин, наиболее одиозных установлений традиционного индуизма. Это движение прошло определенную эволюцию и в насто­ящее время представлено несколькими религиозными объединени­ями. Наиболее значительным из них является последователь Рама-кришны Парамахасиса (1836—1886) и его ученики Свами Вивека-нанда (1863—1908) — «Миссия Рамакришны».

Основу вероучения индуизма составляет идея, что мир пред­ставляет собой не случайное, хаотическое сочетание вещей и явле­ний, а универсальный космический порядок — Рта. Он властвует над всеми и ему подчиняются боги. Этот порядок изначален и вечен. Ин­дуизм называет этот всеобщий и вечный порядок, сохраняющий, удерживающий вселенную как единое целое — дхарма (от санскр.

— «держать»). Дхарма — это некая безличная закономерность Все­ленной, которая находится в самих вещах и явлениях. Все подчинено этой закономерности: боги, природа, люди. Благодаря ей устанавли­вается место каждого явления, каждой частицы мироздания в целом.

В ранний ведический период учение о дхарме носило космо­логический характер. В брахманский период это учение приобрета­ет этическое звучание. Здесь уже делается акцент на дхарме каж­дого отдельно взятого существа и сословия, к которому он принад­лежит. Дхарма понимается как долг — совокупность религиозных и общественных обязанностей каждого человека и каждого сосло­вия. В Бхавад-Гите (переводимой буквально «Песнь Господа»)

— входящей в качестве важнейшей составной части в «Maxa.6xa.pa-ту», повествуется о том, как собрались войска двух враждующих группировок знати на поле боя и, увидев в стане противников мно­жество родственников и друзей, один из героев устрашился пред­стоящего кровопролития. И тогда Кришна — воплощение бога Виш­ну произнес страстную речь о значении долга (дхармы). Он говорил, что лучше встретить смерть в бескорыстном служении долгу, неже­ли уклониться от его выполнения, а долгом кшатриев является вой­на и поэтому героям надлежит сражаться. Но поскольку у каждого сословия и каждого человека свое предназначение, свой долг, то этот долг реализуется в различных, даже противоречащих друг другу поступках: что для одного является добродетелью, то для другого — грехом.

Важное место в вероучении индуизма занимает учение о пе­реселении душ (сансара). Смысл существования человека состоит в том, чтобы понять, что множественность мира — это обман, ибо есть одна жизнь, одна сущность, одна цель — мировая душа — Брахма.

Задачей каждого человека является получить возможность объеди­нить индивидуальную душу — атман с мировой душой — Брахмой. В достижении этой цели индуисты видят величайшее благо и высшее назначение. Совокупность средств, с помощью которых можно > постичь духовную основу мира и слиться с ней, называется йога. Индуизм разработал сложнейшую систему упражнений и медита­ций, которые позволяют человеку овладеть своими физиологичес­кими и психологическими потенциями, достичь высокого уровня ду­ховности.

По вероучению индуизма, слияние человеческого начала с бо­жественным, превращение человека в божество невозможно в тече­нии одной жизни. Должна пройти длительная череда перевоплоще­ний. Из этого следует индуисская концепция о бессмертии души, ибо признание переселения души есть признание вечности ее существо­вания. В поэтической форме учение о сансаре выражено в «Махаб-харате» Кришной:

Мудрец, исходя из законов всеобщих Не должен жалеть ни живых, ни усопших. Мы были всегда—я и ты, и всем. людям, Подобно, вовеки и впредь мы пребудем. Как в теле, что нам в сей юдоли досталось, Сменяется детство, и зрелость, и старость, — Сменяются наши тела, и смущенья Не ведает мудрый в ином воплощенье!

(Махабхарата. Рамаяна. М. 1974. С. 174).

Круговорот перерождений, повторных рождений и смертей, счита­ют индуисты, продолжается до тех пор, пока индивид не освободится от всех страстей, от всех желаний. Этот круговорот подчиняется об­щему закону — Карме. Карма — это один из ключевых принципов вероучения индуизма. В широком смысле Карма — это общая сумма совершаемых всяким живым существом поступков и их последст­вий, которые определяют характер его нового рождения, то есть дальнейшего существования. В узком смысле Карма — это влияние совершенного действия на характер настоящего и последующего существования. Каждой группе людей, каждому индивиду предписана своя норма поведения, своя карма, которая соответствует кон­кретному этому пути и следование которой делает возможным пере­ход к более высокому этапу.

Как видно из вышеизложенного, в индуизме довольно сильно выражена мировоззренческо-философская сторона вероучения. Однако индуизм — это религиозная система и, следовательно, все мировоззренческо-мифологическое содержание этого вероучения является содержательной частью культовой системы. На раннем этапе индуизма, в ведический период, основу культовых действий составляли жертвоприношения. Обычное жертвоприношение со­стояло в том, что богов приглашали сесть на подстилку из священ­ной травы у костра и угощали едой и питьем как почетных гостей. В огонь лили масло, бросали ячменные зерна, обращаясь при этом к богу Агни как к посланцу богов. Индусы при этом руководствова­лись принципом «Я тебе — Ты мне». Они считали, что жертвы вмес­те с дымом уносятся на небеса, а насытившиеся боги посылают за­тем еду своим земным почитателям. При жертвоприношении, жре­цы, например, обращаясь к богу, пели следующие слова: «Ярко сверкающий блеском, прогони врагов, демонов и болезни! Как ко­лесница с захваченной добычей, привези награду! О Агни, помоги, чтобы вечно было у того, кто почитает богов, награды в виде коровы! Да будет наш сын, продолжающий род, плоть от плоти!». Аналогич­ные заклинания произносились с целью добиться власти, здоровья, успеха или любви.

В ведический период индуизма постоянных мест — храмов для проведения культовых действий еще не было. Для особо значимых ритуальных действий сооружались специальные пост­ройки — алтари.

В эпоху брахманизма начинается храмовое строительство, а вместе с ним и храмовое богослужение. Важнейшей частью празд­ничных церемоний являлись торжественные шествия и процессии, во главе которых несли изображение божества. Жертвоприношения животных и растений постепенно заменялись более символически­ми формами почитания божества: надеванием на его изображение цветочных гирлянд, курением благовоний, зажиганием светильни­ков и возлиянием воды. Эти действия часто сопровождались танца­ми, музыкой, пением эпических поэм.

Выполнять функции жрецов имели право только знатоки ри­туалов и тайных заклинаний. Уже в ведический период эти знатоки составляли довольно замкнутую социальную группу, принадлеж­ность к которой определялась происхождением. В постведический период в брахманизме жрецы уже составили особое сословие — вар-ну брахманов, которая претендовала на превосходство над всеми другими варнами.

Индуизм как религиозно-культовая система обусловливает социальную структуру индийского общества того периода. Положе­ние каждого сословия определяется его местом в религиозно-культовой системе. На основе этого положения осуществляется рег­ламентация всей деятельности, поведения и отношений индуистов. Наряду с брахманами индуистское общество имело еще три варны (касты): кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы, ремесленники и торговцы) и шудры (отверженные).

Чтобы стать полноправным членом одной из первых трех варн, необходимо было не только родиться в ней, но пройти церемонию по­священия и специального обучения в доме учителя — брахмана. Во время этого посвящения на мальчика надевали священный шнур, что рассматривалось как второе рождение. Обряд «второго рожде­ния» означал право на приобщение к таинствам и чтение текстов вед. Шудрам не дозволялось проводить посвящение. «Дважды рожден­ные» и, особенно, брахманы старались тщательно соблюдать строгие предписания ритуальной чистоты. Соблюдение этой чистоты, поми­мо пищевых ограничений и т. д., предполагало строго регламентиро­ванную форму социальных отношений; общение людей должно быть ограничено своим социальным кругом, запрещены браки и совмест­ное принятие пищи между членами различных варн, а также смена кастовой профессии. Семьи и отдельные лица, особенно из высших каст, которые не соблюдали необходимых правил, подвергались са­мому сильному наказанию — изгнанию из касты. Так как безопас­ность человека и его место в обществе зависело от принадлежности к той или иной социальной группе, исключенные из касты либо долж­ны были вымолить и заслужить прощение, либо упасть на самое дно социальной иерархии. Каста определяет место человека в индий­ском обществе, его права, поведение, включая одежду, знаки на лбу, украшения, которые он носит.

Что такое индуизм, религия или образ жизни?

Индуизм – это традиция которая зародилась на Индийском субконтиненте несколько 1000 лет назад и сформировала индийскую культуру. Индуизм – это также неотъемлемая идентичность большинства индийцев.

Но индуизм — это слово, которое многие люди, включая тех, кто называет себя «индуистами», часто не понимают. Кто-то говорит, что это религия, кто-то говорит, что это образ жизни. Тогда каково истинное значение индуизма?

В этой статье мы попытаемся ответить на этот вопрос и понять, как индуизм начинался как «образ жизни» и развивался как «религия».

Индуизм – одна из древнейших мировых религий. Нет однозначного ответа на вопрос, когда он зародился, но считается, что история индуизма насчитывает более 5000 лет. Сегодня почти в каждом уголке мира есть люди, исповедующие индуизм, из которых 90% живут в Индии.

По количеству последователей (900 миллионов человек), индуизм является третьей по величине религией после христианства и ислама.

Наряду с этим древний язык санскрит неразрывно связан с эволюцией индуизма, этот язык сыграл важную роль в распространении системы верований индуизма.

Считается, что протоиндоарийские и протоиндоевропейские языки произошли от санскрита. Давайте рассмотрим происхождение слова «индус».

Происхождение слова «индус»

Слово “индус” произошло от названия реки в северной Индии, Инд. В древние времена эта река была известна как – Синдху, но когда персы пришли в Индию, они назвали ее “инд”, а землю Индостаном, людей же, проживающих здесь, назвали индусами. Точно так же термин «индуизм» возник в 6 веке до нашей эры и относится к географической местности, а не к культурному сообществу.

При определении религиозной секты упоминание слова «индуизм» впервые встречается в китайском тексте «Записи западных регионов». Но также считается, что для описания религиозных практик или верований английский термин «индуизм» не так уж и стар. Говорят, что впервые его использовал Раджарам Мохан Рой в 1816-1817 годах.

После этого, примерно в 1830 году, чтобы выступить против британского колониализма и показать отличие от других религиозных групп, сообщество индейцев стало называть себя индуистами и называть свою религию «индуизм». Это было время, когда индусы искали свою идентичность.

Как зародился индуизм

Печать Шивы Пашупати

Индусы называют свою религию Санатана Дхарма (Вечная вера), и нет единого основателя индуизма, такого как в христианстве или исламе, и его происхождение считается более древним, чем записанная история.

В цивилизации долины Инд есть такие свидетельства, которые либо являются частью индуизма, либо влияют на него. Например, печать Шивы – Пашупати, терракотовые фигурки богини-матери, свастики, священные изображения животных и т. д., которые сегодня являются частью индуизма. Так что учёные предполагают, что с того времени в той или иной мере существовал индуизм.

Считается, что индуизм организованно начался с ведической культуры. Поскольку в это время возник священный текст индуистских Вед, подразумевается, что первые литературные свидетельства индуизма попадают к нам в ведический период.

Итак, ясно, что нет ни основателя индуизма, ни конкретной даты его возникновения. Но есть некоторые основные убеждения, которые определяют индуизм. Давайте рассмотрим их.

Основные верования индуизма

Индуизм не является организованной религией, поскольку в нем нет систематически связанных ценностей или заповедей. На верования индуизма влияют местные, региональные, кастовые или общинные обычаи. Тем не менее, многие убеждения могут быть общими во всех вариациях, это основные убеждения.

1. Индусы верят в концепцию Брахмана, как Высшего существа (чьё сознание пронизывает и поддерживает всё творение. [примечание переводчика]).

Помимо концепции кармы, концепция «Души» (Атма), концепция «Реинкарнации» (Пунарджанма) и «Мокша» являются частью центральной системы верований индуизма.

2. Концепция Души (Атмы) гласит, что у всех живых существ есть душа (Атма), которая является формой Бога.

3. Понятие кармы в индуизме очень важно, оно говорит о том, что действия людей определяют их настоящую и будущую жизнь. В индуизме есть четыре цели жизни: Дхарма, Артха, Кама и Мокша. После достижения спасения цикл рождения заканчивается, и душа (Атма) воссоединяется с «высшей душой».

4. Йога, что означает союз с Богом, также является важной частью индуизма. Люди не знают об индуизме, но знают о йоге.

Основные боги, священные тексты индуизма

Индусы верят в Высшее существо и называют его Брахман – Бог за пределами маериального, не имеющий формы, но пронизывающий собой всю Вселенную, Высшая реальность и вездесущая энергия, присутствующая во всём, что есть во Вселенной.

Наряду с этим в индуизме сказано, что Брахман может быть в разных формах, отсюда и происходит понятие многобожия. Согласно индуизму, всё является формой Бога, и эти формы и «аватары» (воплощения) принимаются для блага людей. Наряду с этим индусы также поклоняются «природе». В индуизме поклоняются всему, от растений до животных.

Существует научная причина поклонения природе. Например, в индуизме существует понятие поклонения (выражение почтения) баньяновому дереву, дело в том, что это дерево дает кислород в течение 24 часов. Это означает, что последователи индуизма понимали важность этого дерева.

Тоже самое, растение Туласи (базилик), который имеет свою лечебную ценность, или Амла плоды которого богаты витамином С. Аюрведа называет Амлу суперпродуктом и советует принимать ежедневно.

С другой стороны, в ведический период Индре поклонялись как главному Богу, но в более поздний период появилась концепция Троицы. Согласно которой, есть три главных бога. Брахма-творец, Вишну-хранитель и Шива-разрушитель и преобразователь.

В индуизме женской энергии также поклоняются в форме богини Шакти. Ни в одной другой обширной религии нет концепции поклонения Богу в женской форме.

Помимо этого, есть несколько богов и богинь, которые связаны с несколькими аспектами. Например, Господа Ганешу называют устранителем препятствий, что означает «Вигнахарта», а Деви Сарасвати — «Богиня знания».

Как нет единого родоначальника индуизма, общего с «Библией» и «Кораном», так нет и единой книги, представляющей индуизм. Но несколько текстов считаются священными в индуизме. Среди них самыми древними являются четыре Веды, Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа. Согласно индуистской философии, они представляют вечную истину, открытую мудрецам Богом.

Кроме 4-х Вед существуют Упанишады, Пураны, эпосы, такие как «Рамаяна», «Махабхарата» и «Бхагавад-гита», они также являются основными священными книгами индуизма.

В индуизме существуют четыре основных направления: вайшнавизм, шиваизм, смартизм и шактизм. Вайшнавы поклоняются Господу Вишну, шиваиты поклоняются Господу Шиве, шакты поклоняются Дэви Шакти, в то время как смарты поклоняются пяти божествам, считающимся «высшим существом».

Помимо этого существует множество религиозных течений и традиций (сампрадая) которые также являются частью индуизма. Различные сампрадаи индуизма свободны от любого вида насилия. Все мирно сосуществуют друг с другом. Причина этого в том, что все религиозные направления имеют одни и те же основные убеждения и не противоречат друг другу на философской основе.

Все течения с готовностью принимают существование друг друга, потому что «терпимость» является основным верованием индуизма.

Эволюция индуистской социальной системы

«Система варн», зародившаяся в «Пурушукте» «Ригведы», является основой социального порядка в индуизме. В соответствии с этим общество делится на четыре варны: брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр.

Это деление было основано на карме, в которой люди, занимающиеся интеллектуальной и духовной деятельностью, назывались брахманами, те, кто работает для защиты общества, назывались кшатриями, искусные мастера назывались вайшьями, а простые рабочие назывались шудрами.

В дальнейшем эта система начала становиться жесткой, и позже варна определялась по рождению, многие классы не входили в варну и считались неприкасаемыми. Затем подразделение в Варнах стало называться «Джатис» или «Каста», а к низшим варнам и неприкасаемым относились по разному. Из-за всех этих порочных практик социальная структура была ослаблена.

Для всех варн были предписаны разные правила и разные деревенские обряды. Индуизм казался сложным социальным порядком, и из-за этой сложности религиозные традиции, такие как «джайнизм» и «буддизм», становились популярными в 6 веке.

В какой-то момент «буддизм» и «джайнизм» доминировали на всем Индийском субконтиненте, и индуизм, похоже, в тот момент пришёл в упадок.

Возрождение и реформа индуизма

ШанкарачарьяНесмотря на то, что индуизм насчитывает тысячи лет истории, он всё ещё существует. Самая большая причина в том, что время от времени в индуизме проводились реформы, которые возрождали его. Даже если это было южно-индийское «движение бхакти» или другие ачарьи (учителя).

Движения бхакти – альвары и священники – наянары бросили вызов жесткой кастовой системе. Реформы предпринятые в индуизме, благодаря движению тамильских бхакти альваров и наянаров, позволили индуизму сохраниться до наших дней.

Со временем индуизм впитал в себя местные культы и божества, будь то «культ нагов», «культ якша-якшини» или знаменитый «Джаганнатх пури», считающийся племенным божеством. Постепенно все становятся частью индуистского пантеона, даже Будда считался формой Господа Вишну.

Ни одна дискуссия об индуизме не обходится без упоминания Ади Шанкарачарья. Ади Шанкарачарья в 8 веке положил начало философии Адвайты. В соответствии с этим только Брахман (Высшее Существо) является истиной, а все остальное является его творением. Шанкарачарья популяризировал индуистскую философию по всей стране.

Шанкарачарья также основал четыре монастыря в четырех сторонах: «Шарда Пит» в Шрингери, «Калика Пит» в Дварике, «Джьоти Пит» в Бадрикашраме и «Говардхан Пит» в Джаганнатха Пури. Их называют четырьмя «дхамами» индуизма. Таким образом, он также географически соединил последователей индуизма.

Он также популяризировал «панчаятану», что означает поклонение пяти божествам. В котором пять божеств: Ганеша, Шива, Вишну, Сурья и Шакти почитаются вместе. Там сказано, что все это разные формы Брахмана (Высшего Существа). Таким образом, Шанкарачарья также объединил разные течения индуизма. кроме этого он также упростил писание чтобы сделать его доступным для понимания.

Помимо Шанкарачарьи, Рамануджа и Мадхавачарья были двумя другими важными реформаторами и посредниками индуизма. Святые Ниргуна и Сагуна также сыграли значительную роль в сохранении индуизма в трудные средневековые времена. Также Рамананда, Кабир», Нанак, Мирабай» и Тулсидас были знаменитыми святыми, роли которых были важны.

Если говорить о современном периоде, то Раджа Рам Мохан Рой, Свами Даянанд Сарасвати и Свами Вивекананда вновь прославили индуизм. В 19 веке благодаря этим социально-религиозных реформаторам христианские миссионеры не так успешно обращали индусов в свою веру, как в Африке или других колониях.

Своевременное реформирование религии было поддержано и самими индуистскими религиозными текстами. В индуистской философии также говорится, что всякий раз, когда у религии возникают проблемы, сам Бог воплощается, чтобы защитить ее.

Таким образом, эти движения за реформы также могут быть оправданы индуистской философией. Индуистской религии удалось выжить так долго, потому что она адаптировалась и никогда не была статичной.

В Атхарваведе объяснение слова Санатана также примерно такое: «Санатанам энам ахух ута адйах сйат пунарнавах», что означает «Они провозглашают его вечным». Но индуизм может снова стать новым уже сегодня». Разнообразие — самая уникальная черта индуизма.

Как индуизм охватывает концепцию «единства в разнообразии»

В индуистской религии много богов, священных писаний, религиозных практик и т. д., и тем не менее последователи индуизма демонстрируют определенное единство, поскольку индуистская философия настолько гибка, что принимает все точки зрения. Это вера в индуизме, что пути могут быть разными, но пункт назначения один для всех.

Индуизм также принимает другие религии как истинные. В индуизме нет понятия, что религии, отличные от индуизма, не могут быть способом достижения Бога. Индуизм уважает религии и терпим к другим путям, в индуизме нет концепции принудительного обращения.

В истории индуизма не было войн против других религий во имя религии. Индуизм думает о благополучии каждого. В индуизме также существует концепция равного рождения всех людей. Это ясно показано нам в древнем гимне «Аджйестхасо акаништхасо эте самбхратаро вахдуху саубхагья», что означает «никто не выше и не ниже. Все братья, идущие вперед к процветанию».

Это причина того, что независимо от того, поклоняетесь ли вы Шиве или Кришне, являетесь ли вы преданным Шакти и не поклоняетесь ли вы кому-либо, вы все равно можете сказать себе «индуизм».

Для того, чтобы быть индусом, не обязательно ни поклоняться Богу, ни ходить в какой-либо храм, ни даже изучать какие-либо древние писания.

Индуизм считает каждого своим. Если вы считаете себя индуистом, значит, вы индуист, и сколько бы ни было разнообразия, индуизм объединяет вас со своими 900 миллионами последователей.

Заключение

Как мы видим, в индуизме нет ни одного основателя, ни единого текста, а Бог один, но имеет множество аспектов (которое также называются богами), всё совсем не как в других религиях. Вот почему трудно понять индуизм традиционно.

Индуизм – это скорее образ жизни, чем религия. Но со временем началось развитие других религий, и все они бросили вызов индуистскому образу жизни, чтобы противостоять ему и конкурировать с ним, поэтому индуизм начал развиваться как религия.

Дхарма в индуизме называется «Санатана Дхарма», и определение дхармы отличается от религиозного. Дхарма — это свод правил, Санатана дхарма — это правила, действующие от вечности.

Описать индуизм в одной статье — это своего рода невыполнимая задача, тем не менее, надеемся, что эта статья помогла вам.

Индуизм как основа индийской цивилизации

1. Цивилизация — термин полисемантический, в докладе он употребляется в значении специфической, отличной от других культуры определенного региона. Понятие культура в данном контексте берется в самом широком значении, в соответствии с определением, содержащемся в декларации Всемирной конференции по культурной политике /ЮНЕСКО, 1982 г./. Согласно этому определению культура трактуется как комплекс характерных материальных, духовных, интеллектуальных и эмо­циональных черт общества, как образ жизни, система ценностей, традиций и верований. В докладе понятие культура используется как эквивалент понятия региональная цивилизация.

Как справедливо заметил видный европейский историк Марк Блок, "историческая наука — это наука о людях во времени"[1], поэтому для раскрытия специфики каждой цивилизации первостепенное значение имеет изучение социальной психологии людей, их образа жизни. Для определения этого облика культуры В.И. Корнев ввел, представляется, удачный термин — "уникальное психо-сопио-культурное пространство"[2].

Постановка вопроса о месте индуизма в зарождении и развитии индийской цивилизации исходит из того, что генетической основой каждой региональной цивилизации является религия, которая и определяет тип региональной культуры. Непреходящие ценности этой религии определяют основу, облик цивилизации, и сохраняются в веках, а проявление этих ценностей в жизни людей и общества и их трактовка в индивидуальном и общественном сознании меняется в ходе исторического развития. То .что было заложено в индуизме при его становлении, в той или иной форме дожило до наших дней. Как писал Р.Н. Рильке "прошлое не остается мертвым грузом, а возвращается к нам чудесным образом, глубоко в нас воплощается". Ему вторит М. Бахтин "Культуру эпохи, как бы далеко эта эпоха не отстояла от нас во времени, нельзя замыкать в себе как нечто готовое, вполне завершенное и безвозвратно ушедшее, умершее"[3].

2. Индийская и китайская региональные цивилизации — это те "первичные цивилизации древности" /термин Л.С. Васильева/[4], которые дожили до наших дней, сохранив основы тех религий, которые определили их облик. Истоки индийской цивилизации и индуизма можно проследить в глубокой древности, в протоиндийской цивилизации Инда. Хотя некоторые ученые, как например Л.С. Васильев, отрицают эти истоки, этот факт, по-видимому, не подлежит сомнению. Доказательством могут служить многочисленные исследования индийских авторов /Н.Н. Дандекар и др./ и наших отечественных ученых, в первую очередь Г.М. Бонгард-Левина и последнее исследование М.Ф. Альбедиль[5]. Особый интерес представляют данные о прото-Шиве /бык в иогической позе/, богах в человеческом образе, культе матери-богини, о регулятивной функции религиозно-мифических знаний в протоиндийском обществе и т.п

3. Индуизму трудно дать простое и четкое определение. В ходе исторической эволюции он включил широкий спектр верований и ритуалов: от примитивного анимизма, через политеизм сформировалась религиозно-философская система абстрактного монизма. У индуизма нет основателя, нет исторической даты возникновения, нет организации духовенства, нет общих критериев ортодоксии. Тем не менее в глазах индийцев Веды по сей день являются священным источником, не говоря уже о в значительной части сакрализированном эпосе и пуранах.

Высшим духовным авторитетом, хранителем индусской традиции и для современных индийцев является Бхагавад-гита. Именно в ней заложена священная для индийцев передача традиций от учителя к ученику. К ней обращаются и философы, и политические деятели, и простые люди. Ее величие признает и традиционалист Ганди и секулярист Неру. Всех их привлекает прежде всего сформулированная в ней трактовка кармы, как не­заинтересованного действия.

В новое и новейшее время через Раммохан Роя, Тагора, Рамакришну, Вивекананду, Тилака, Ауробиндо Гхоша и М. Ганди произошел фактически синтез индуизма с национализмом, признаваемый даже Дж. Неру. О жизненности индуизма свидетельствуют также и учеты об индусской нации Саваркара /в первой половине XX в./ и учение о всеобщем благе — Сарвадайя В. Бхаве, и Дж. П. Нарайяна, и даже теория истинного национализма Голвалкара /вторая половина XX в./. Совсем непростое явление и индусский фундаментализм: он не может быть отделен стеной от индийского национализма, и даже патриотизма. Секуляризм, мыслимый как отказ от индуизма; для индийцев — это потеря традиций, о чем так хорошо написал B.C. Семенцов[6].

4. Индуизм продемонстрировал также свою устойчивость пе­ред внешними вызовами — джайнизмом, буддизмом, исламом и западными цивилизациями. Что касается джайнизма и буддизма, то в самой Индии индуизм фактически поглотил их. Не случайно многие индийские мыслители рассматривают их как реформаторские движения внутри индуизма /показательны в этом отношении высказывания М. Ганди/.

Значительно сложнее взаимодействие индуизма с исламом. В этом случае на территории Индии столкнулись две цивилизации. Индийские мусульмане культурно обособлены от остальных ин­дийцев. Хотя взаимовлияние индуизма и ислама не подлежит со­мнению, оно обладает своей спецификой: элементы ислама в индуистских реформаторских движениях и индуизма — в мусуль­манских представляют собой нерастворимые элементы. Синтеза не получилось. Этим во многом объясняется неразрешимость индусско-мусульманской проблемы на всем протяжении истории Индии. Конечно, социально-экономические и политические причины коммупализма не подлежат сомнению, но об этом уже достаточно писали и пишут, да и сводить все к ним нельзя.

Что касается ответа индуизма на вызов западной цивилиза­ции, то об этом прекрасно написал в своей диссертации Р.Б. Рыбаков.

5. В чем же секрет устойчивости индуизма? Чаще всего го­ворят о том, что он структурирует социальный порядок в обществе. Это несомненно имеет очень большое значение, так как и сегодня он еще экстраполируется на политическую и даже экономическую жизнь. Следует подумать над объяснением, которое дал специфике индийской традиции Дж.Неру, когда писал — "Мы индийцы являемся обладателями еще одного особого наследия. чего-то что есть в нашей плоти и крови и что сделало нас такими какие мы есть. " и дальше, подчеркивая фактическое превращение индуизма в национальную религию, он продолжал : "Это смешение религии и философии, истории и традиций, обычаев и социальной системы, которое включало в свои широкие рамки почти все стороны жизни Индии и которое можно назвать брахманизмом или /употребляя более поздний термин/ индуизмом, стало символом национализма. Это, по существу, была национальная религия, взывавшая ко всем тем глу­боким инстинктам, национальным и культурным, которые образуют повсюду основу национализма в наши дни "[7].

Основные черты индийской парадигмы заключаются в следующем: космический характер индуизма, вертикальный ха­рактер связей, отказ от исторической и политической привязанности Истины, отсутствие в индуизме исторического представления о прогрессе, преобладание классификационного мышления, которое структурирует социальный порядок в обществе и определяет иерархичность миропонимания.

Индуизм наложил свой отпечаток /иногда трудноуловимый/ не только на социальную структуру общества, но и на социальную психологию индусов. Он создал модель жизни, которой они следуют и по сегодняшний день, и именно поэтому он остается основой индийской цивилизации.

А. А. КУЦЕНКО

ИНДУИЗМ И КАСТА

Каста и кастовая система являются материализованным "инобытием" индуизма. Мировоззренческие элементы индуизм: его ритуалистика, особенности, о которых здесь так убедительно говорили г-н Паван Варма, г-жа В.Г. Лысенко другие, так или иначе проявляются в структуре, функциях касты, в отношениях членов касты друг к другу, к межкастовым отношениям. Целостность, упорядоченность и иерархичность мироздания, вера в переселение душ, в карму и дхарму, пожалуй, самые важные элементы индуизма с точки зрения касты. Они наполняют глубоким сакральным смыслом любые действия кастового человека, его отношение к вещам, к людям, к обществу, налагают на него ответственность перед богом, людьми, перед прошлыми и будущими поколениями. Они лежат в основе концепции чистоты и осквернения, кастовой иерархии, правил межкастового общения и роли каждой касты в социоэкономической и сакральной жизни, в основе многочисленных правил поведения, табу и т.д. С другой стороны, эклектизм индуизма, его толерантность объясняют многообразие каст, способность кастовой системы не только вбирать в себя все новые и новые группы, но и допускают различного рода отклонения (но в рамках правил кастового общества!), порождаемые реакцией каст на изменения в условиях социального бытия людей и общества.

Вместе с тем, мы должны себе четко представлять, что власть индуизма над кастой не является тотальной, индуизм – это идеологическая скрепа касты.

Но каста это и биологическая общность людей, связанных через эндогамию подсознательным чувством родства, изначальной первичной связью, которая старше индуизма и уходит корнями в ранние периоды истории человечества. И второе – индуизм, жестко контролируя действия людей, составляет относительную свободу для мысли. Эти два обстоятельства в какой-то мере могут объяснить парадокс кастовой системы: при всей ее жесткости и мелочной регламентации она является, в то же время, удивительно адаптивной и гибкой. Каждый человек, в меру своего развития и в силу своих потребностей может, не порывая с индуизмом, отринуть то, что его не устраивает или принять то, что ему необходимо в сложившейся ситуации.

Так, современная каста по сути дела отказалась от такого важного своего признака, как профессия. Если говорить о кастах, вовлеченных в систему современного производства, то профессия, занятие уже не является признаком или монополией какой-либо конкретной касты. Межкастовые экономические (социальные) отношения – система джаджмани – тоже переживает период трансформации. Из нее вымываются целые касты, услуги которые прежде считались обязательными, хотя в ритуальной сфере они сохраняют свои роли.

Условия современной жизни, особенно в городах, делают затруднительными, если не невозможными, соблюдение всех правил кастового общения. Поэтому на людях – в транспорте, на улице, в общественных местах – эти правила не соблюдаются, но по-прежнему сохраняют свое значение в семейной, личной жизни.

Пожалуй, самой яркой иллюстрацией сказанному может служить эволюция кастового статуса. Статус в традиционном понимании это ранг на шкале чистоты – осквернения. Но статус (и здесь как не вспомнить эклектичность индуизма!) никогда не сводился только к сакральному элементу.

Статус был всегда слагаемым множества других детерминантов – имущественного положения, места в системе власти, образования и т.д. Изменение системы ценностей в современном индийском обществе выдвигают на первый план материальное благосостояние, власть и образование. Значение «святости» уменьшается, отодвигается на второй план, становится функцией материального достатка и путем различного рода мероприятий подтягивается к материальному статусу (санкритизация). Если же санкритизация не сулит быстрых успехов, касты вообще отказываются от ритуального статуса (вестернизация, прозелитизм и т.д.).

Статус переживает и другие метаморфозы. Одна из них — отказ каст от дробности местных иерархических систем, в основе которых лежали статусы отдельных джати в местных системах иерархии. Поскольку современная жизнь характеризуется укрупнением хозяйственных и социокультурных единиц — касты все большее значение начинают придавать варновой шкале иерархии или даже еще более крупным градациям — "дважды" и "единожды" рожденные, "кастовые" и "внекастовые" индусы и т.д. Это проявляется в составе конфигурации социальных и политических сил страны, поведенческих нормах людей. Вне влияния этого процесса остается и "святая святых" касты — эндогамия. Растет число браков между представителями различных джати, ранее не смешивавшихся, однако принадлежащих к одной варне.

В этой связи мне хотелось бы сделать два замечания. Первое — перемены в кастовой системе не разрушают касту как таковую. Второе — они не подрывают индуизм. И третье -процессы эволюции носят достаточно болезненный характер и сопровождаются обострением различного рода социальных противоречий, о которых я не собираюсь сегодня говорить.

Поскольку индуизм и кастовая система — в каком-то смысле близнецы, "твиксы", то изменения в кастовой системе могут служить показателем эволюции и самого индуизма.

Во-первых, индуизм утрачивает свой тотальный характер. Oн как бы оставляет вне своего непосредственного диктата целые сферы современной жизни — отношения людей на производстве в общественных местах, на улице, по-прежнему держа оборону в быту. в семье, в сфере ритуала, в брачных отношениях. Во-вторых, падает значение ритуалистики вообще. Образованные слои общества все более критически относятся к скрупулезным предписаниям индуизма в отношении поведения. Возрастает роль мировоззренческих принципов индуизма. Тем самым индуизм просвещенной части общества по своей структуре сближается с мировыми религиями вроде христианства.

В этой связи стоит задуматься над вопросом роли модернизи­рованного индуизма в мировом экуменическом процессе. Многое указывает на то, что эта роль не будет малой. Мировоззренческое содержание индуизма — холизм, т.е. целостность мироздания, морально-нравственный смысл сущего, действий и поступков людей, свобода мысли, толерантность и т.д. как бы располагают индуизм к тому, чтобы послужить общей мировоззренческой рамкой будущей общечеловеческой религиозно-философской системы. Но индуизм содержит в себе и нечто такое, что будет служить препятствием для этого — это иерархичность мироздания, изначальное неравенство людей и дхармические предписания, противоречащие получающим все большее признание общечеловеческим ценностям, современной концепции личности.

В конечном счете будущая роль индуизма в мировом процессе религиозно-философского единения человечества будет зависеть от того, найдет ли он в себе силы пересмотреть некоторые свои основополагающие принципы в соответствии с духом времени.

Индуизм – разбираемся в истории, основных принципах и течениях религии

Во все времена человеку нужно было верить в то, что он не одинок. Что есть некая незримая сила, обладающая мудростью и справедливостью. Что именно она преподносит ему жизненно важные уроки, защищает от невзгод и помогает взглянуть философски на самые удручающие ситуации.

Индуизм, кратко о религии

Религии бывают самыми разными: от тех, что объединяют лишь небольшую группу людей, до тех, что, не имея границ, распространяются по всему миру. Сегодня мы рассмотрим индуизм и дадим краткое, но подробное описание религии.

История происхождения индуизма: кратко о 5 основных периодах становления и развития

Для начала рассмотрим, как развивался индуизм в Индии. Религиоведы разделили этапы становления на пять периодов:

  1. Период древней цивилизации доли́ны Инда. Одна из трёх ранних цивилизаций Старого Света, наряду с Древним Египтом и Месопотамией, которая существовала ещё в Бронзовом веке с 3300 по 1300 г. до н. э. Отдельные элементы этой неоднородной культуры были позднее интегрированы в индуизм.

Древние цивилизации инда

  1. Ведийский период. Его принято разделять на два периода. Сначала был сам Ведийский период (VII тысячелетие до н. э.). Он ознаменовался приходом ариев в Индию и созданием Священных Писаний – Вед. На их основе также был сформирован культ жертвоприношения. Далее последовал период брахманизма – с VI в. до н. э. до X в. н. э. В это время у индусов появилась литература нового качества – Упанишады. Это философские тексты, написанные на санскрите. На их базе формируется новая метафизика.

Храм со времен Ведийского периода

  1. Пуранический период – в это время были созданы такие эпосы как Махабхарата и Рамаяна, и множество других преданий и текстов. Также в это время (ок. 500 гг. до н. э. – 500 гг. н.э.) началось становление культов поклонения великим Богам: Вишну, Шиве и Деви. Можно сказать, что это индуизм в классическом его понимании, что сохранился до наших времён.

Боги Индуизма

  1. Период средневековья – в это время (ок. 500 гг. – 1500 гг.) активно развивается движение Бхакти и происходит становление тантризма. Появляются первые секты и аскетичные ордены. На местных языках пишется новая священная литература.

Индия в Средние века

  1. Период современности (с 1500 гг. до нашего времени) – начинает развиваться реформаторское движение. Индуизм как религия превращается во влиятельную политическую силу на родине среди индусов, а затем закрепляется на третьем месте как крупнейшая мировая религия.

Период современности

Несмотря на упрощение ритуалов и культурной практики, индуизм сохраняет прочные позиции и в наши дни. На смену разрушенным религиозным ценностям приходят новые: богоискатели пытаются примерить все противоречия, чтобы индуизм отвечал всем требованиям современной жизни.

Шесть видов индуизма – типология

Индуизм – религия неоднородная и многогранная. Поэтому принято выделять следующие шесть течений индуизма. Кратко рассмотрим каждое из них:

  1. Народный – берёт свои корни еще во времена, когда существовали племена и идолопоклонничество. Древнейшая форма религии, при которой люди поклоняются божествам, или формам, наделённым божественной силой.
  2. Ведийский – уже из названия можно понять, что в основе этого направления лежат Веды – Священные Писания.
  3. Ведантический – приверженцы этого направления признают трактаты «Упанишады». Это та часть Вед, в которой рассматривается происхождение самого Бога и медитативные практики.
  4. Религиозно-философская школа йоги. Упоминается в «Йога-сутрах». Оказало сильное влияние на принятие йоги во всём мире. Подробнее про философию йоги.

Религиозно-философская школа йоги

  1. Дхармический – совокупностью всех норм и правил этого направления является Дхарма. Не относится ни к одной философской школе – имеет собственные моральные ценности.
  2. Бхакти – это монотеизм. Иногда это направление относят к вишнуизму, при котором характерно поклонение и служение богу Вишну и его воплощениям в смертных существах.

Индуизм как религия не ограничивает верующего в выборе божества, которому он хочет поклоняться. Таким образом, члены одной семьи могут почитать разных богов не конфликтуя.

Четыре направления индуизма

Религия включает в себя четыре основные направления:

Вишнуизм

Это одна из самых крупных религиозных традиций, включающая в себя множество школ. В качестве верховного божества почитается Вишну, а также его воплощения: Кришну, Раму, Нарасимху.

Бог Вишну

Вишнуизм берёт своё начало ещё во времена древнего культа Васудевы-Нараяны. Духовные практики вишнуизма сконцентрированы на бхакти-йоге, а также воспевании священных имён Бога. Традиционными праздниками вайшнавов считаются Дивали, Джамнаштами, Ратха-ятра и Холи. Кришнаизм так-же является ответвлением вишнуизма.

За последние годы праздник Холи обрёл мировую популярность, в том числе и в странах бывшего СНГ. Но, в связи с погодными условиями его проводят не весной, как в Индии, а летом. У нас он не имеет никакого религиозного контекста, и является лишь ярким развлечением. По этой причине его название видоизменили до «Фестиваль красок Холи». В Индии же Холи знаменует начало Нового года и празднуется в начале весны.

Шиваизм

Получил широкое распространение не только в Индии, но и за её пределами. К примеру, в Непале и на Шри-Ланке весомая часть верующих причисляет себя к шиваитам (так называют последователей шиваизма).

Бог Шива

Шиваиты почитают Шиву бесполое существо, символизирующее бесконечное Высшее Божественное сознание. Стоит понимать, что Шива – это сознание бога, а Шакти его сила. Можно процитировать древнее писание: «Шива без Шакти подобно покойнику». Основная духовная практика – аскеза.

Религия индусов включает в себя множество различных шиваитских школ. Все из них используют в своих служениях что-то из нижеперечисленного:

  1. Пепел – это может быть пепел от Яджны (жертвоприношения путём сжигания на костре) либо любого другого огненного ритуала. Самым «сильным» считался пепел, собранный после кремации шамана. Нанося пепел на тело, индуист оповещает о своей отрешённости от всего мирского. Читайте подробнее про обряд самосожжения вдов сати.

Яджна

  1. Глаз Рудры или Рудракша – это разновидность вечнозелёных деревьев семейства элеокарповых. Его зёрна используются как объект поклонения и материал для изготовления различного рода чёток, оберегов и украшений.

Четки из Рудракши

  1. Лингам (шивалингам)– символизирует Шиву несмотря на то, что в нём нет антропоморфных черт. Представляет собой вертикальный цилиндр с вершиной-полусферой. В большинстве случаев имеет в основании круг или квадрат, изображающий йони (матку). Этот образ символизирует неделимое единство мужского и женского начала.

Лингам

Шактизм

Приверженцы этого направления поклоняются Богине-матери – Шакти или Деви. В этом контексте она абсолют Божественной формы.

Богиня Шакти

В древние времена шактизм имел сильную склонность к мистическим ритуалам: отдельные секты устраивали ритуальные оргии, целью которых было единение со вселенской силой Шакти путём достижения экстаза.

Шактизм и по сей день тесно переплетается с Тантрой, хоть и не во всех направлениях.

Смартизм

Древняя брахманская традиция, только реформированная. Основной философией является алвайта-веданта, разработанная Шанкарой. Некоторые другие традиции больше близки к школам Бхаскары и Шричанда. Наиболее значимый религиозный текст – Смрити, что и дало этому направлению такое название.

5 богов смартистов

Смартисты придерживаются мнения, что каждый верующий свободен в выборе божественного объекта поклонения, но большинство выбирают одного из следующих богов: Шиву, Вишну, Деви, Ганешу или Сканду.

Сам Шанкара рекомендовал приверженцам Панчаятана-пуджу: это практика, которая включает в себя поклонение сразу пяти вышеуказанным божествам.

Основы индуизма и его философия

Индуизм строится на вере в бессмертие души: она существует изначально и приходит в этот мир, чтобы познать его и осознать себя. Верующий человек должен постоянно стремиться к осознанности себя и с пониманием принимать все проявления этого мира. Основополагающей является вера в реинкарнацию – перерождение души после смерти в другого человека или любое другое живое существо.

Конечной целью жизни в индуизме является познание истинного «Я»: осознание себя Атманом. Вечной, неизменной духовной сущностью.

Атман

Все движения индуизма направлены на богослужение ради слияния с ним. Они довольно разнообразны и включают в себя чтение мантр , песнопения, практику йоги, медитации и другие духовные ритуалы.

Служение Богу сильно отличается от того, что привычно православным или католическим христианам. Вы можете прийти в храм, где есть художественные образы и фигуры божеств — это уже будет считаться поклонением Богу, но поверхностной форме. Если же вы просто выйдите на улицу и будете петь, читать мантры, медитировать или практиковать йогу – это и будет истинным, искренним служением высшим силам.

Воспевание богов индуистами

Индуистские традиции подразумевают, что Бог есть во всём сущем, в том числе внутри каждого человека. Проявить к нему свою любовь и получить её в ответ можно через религиозные ритуалы.

Индуизм в наши дни

Начиная со второй половины XX века, в Индии начал активно развиваться реформированный неоиндуизм. Его приверженцы отрицают кастовую систему и считают, что в индуизм люди должны приходить по воле своей души, вне зависимости от своего происхождения, места рождения и национальности.

Неоиндуизм против предрассудков

Консервативные верующие с этим не согласны – они считают, что настоящим индуистом можно только родиться.

Неоиндуизм становится всё популярнее не только в Индии, но и в других странах: Северной Америке, Европе и даже странах СНГ.

Заключение

Несмотря на то, что Индуизм — это основная религия Индии, жители этой страны лояльно относятся ко всем верованиям и споров на этой почве не возникает. Местные жители уважают друг друга несмотря на все различия, не навязывая своего мнения по тому или иному вопросу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *