Донские казаки: история и быт
Если про казаков как народность большинство людей ещё что-то может вспомнить по обрывкам фильмов и книг, то информация о том, что в мире существует много территориальных казачьих групп, вводит людей в замешательство. Сегодня в нашем материале мы поговорим о самой распространенной группе казаков — донских.
Дон — на его берегах проживали первые донские казаки
Донские казаки, их история
Это наиболее многочисленные представители казачества. Одни из первых упоминаний о них относятся к 1550 году, когда князь Юсуф писал письмо Ивану Грозному, жалуясь на поведение казаков с Дона. Казаки разрушали поселения, грабили их, творили разные бесчинства.
Однако известно, что казаки появилось гораздо раньше этой даты — князю Ивану III ещё в 1502 году поступали доклады о молодых людях, которые повально стали уходить на Дон.
Картина, изображающая донских казаков
Откуда произошли донские казаки, историки так и не могут понять.
Одни считают, что от хазарских христиан — ясов и касогов. В домонгольский период они именовались бродниками, так как казаков как народности тогда еще не существовало. После того, как Золотая Орда распалась, вся Донская степь разделилась на Крымское ханство и Ногайскую Орду. А незаселенные территории освоили кочевые народы, впоследствии названными казаками.
Другие исследователи склоняются к версии, что донское казачество было образовано беглыми крестьянами и бродягами, которые шли к Дону со всех уголков государства. В основном бежали из Рязанского княжества.
Однако некоторые казаки покидали Дон. Так, в 1557 году около трёхсот человек под предводительством атамана Андрея Шадры ушли на Терек, образовав Терское казачество.
И все-таки официальной датой зарождения донского казачества считается 3 января 1570 года. Именно тогда казаки получили грамоту от самого Ивана Грозного. Царь требовал от донских казаков полного подчинения его указам, а взамен обещал жалованья и награды. Известно, что до этого времени казачьи войска уже несколько раз сотрудничали с правителем:
- вместе с его войсками они в 1552 году завоевали Казань;
- в 1556 году воевали за Астрахань.
Но все это было единоразовой службой, вольные донские казаки не подчинялись ничьим указом, и это было большой проблемой. Совсем недалеко от Москвы существовало сильное, отлично вооруженное войско, которое в любой момент могло начать войну против правителей. Разумеется, они боялись этого и всячески задабривали казаков — посылали им еду, одежду, материалы для строительства, оружие.
Но с другой стороны жалобы на казаков поступали со всех сторон.
Посылая грамоту донским крестьянам, Иван Грозный надеялся решить обе проблемы разом. Часть казаков согласилась перейти на службу к царю, но остальные так и остались свободными людьми.
Царь Иван Грозный
Фактически этой самой грамотой Иван Грозный признал донское казачество независимым народом.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Несмотря на то, что царь нуждался в казаках и отчасти опасался их, перед турецким султаном, с которым он пытался наладить дипломатические отношения, связь с ними всячески отрицалась. Напротив, послы царя говорили, что казаки — это разбойники и головорезы, которые никак не связаны с государством.
Когда на престол взошел царь Федор I, ему удалось заслужить доверие донских казаков, и часть из них (около 12000 человек) присягнули служить ему.
После донские казаки присягали и царям из династии Романовых.
Все общение с донскими казаками до начала XVIII века происходило через «Посольский приказ» — это учреждение, созданное для взаимоотношений с иностранными государствами (современное министерство внутренних дел).
Азовское сидение
Такое название получила одна из наиболее продолжительных осад казаков. Они держали оборону Азова от турков в XVII веке. Казаки не пускали врагов в город долгие пять лет. Если перед нападением турецких войск в Азове проживало около 1000 представителей казачества, то к началу осады там было уже 4500 человек. Казаки съезжались со всех территорий страны, несмотря на то, что турки делали все возможное, чтобы не допустить помощи казакам.
Но в итоге оборону держали уже 9000 казаков.
Численность турецкой армии была несколько сотен тысяч хорошо вооруженных воинов, но казакам удавалась отбивать все атаки. В итоге турки были вынуждены отступить — они понесли серьезные потери, назревали бунты.
Историческая реконструкция Азовского сидения
ЭТО ИНТЕРЕСНО. После того, как казаки отстояли Азов, они просили царя Михаила Романова включить город в состав Российской империи. На что правитель посоветовал им вернуться в свои курни и оставить крепость. Казаки послушались его совета, и уже через семь месяцев на месте Азовской крепости турки построили свою.
Донские казаки во времена Смуты и правления Петра I
Вольные казаки принимали активное участие в беспорядках и гражданских войнах, происходивших в XVII веке:
- выступали за Лжедмитрия I;
- участвовали в восстании под руководством Болотникова;
- активно поддерживали Лжедмитрия II;
- выдвигали своего атамана Ивана Заруцкого на роль правителя всего государства.
Когда к власти пришли Романовы, многие казаки стали массово возвращаться на Дон, боясь наказания со стороны властей.
Приход к власти Петра I был воспринят казаками двояко. С одной стороны, участие в военных походах царя было выгодно для них — войска получали щедрое вознаграждение и могущественного союзника в борьбе с турками.
Казаки сражались за Петра I в войне с Швецией, принимали участие в его Азовском походе.
Петр Первый уничтожил грамоту донским казакам от Ивана Грозного и начал их переселение
Однако с другой стороны, царь всячески подавлял свободу казаков, ставя им свои условия. Так, в 1700 году он запретил приходить всему войску на войсковой круг, туда допускались только их атаманы. Затем, спустя 8 лет, из-за участия казаков в Булавинском восстании, Пётр I заставил их уничтожить главную ценность всего донского казачества — ту самую грамоту Ивана Грозного.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Послание Ивана Грозного значило для казаков очень много — письмо бережно хранилось в Черкасске, а его копии разошлись по всем казачьим поселениям. Раз в год, на праздник Покрова Богородицы, текст послания торжественно зачитывали перед всеми собравшимися казаками.
Уничтожение грамоты фактически означало лишение донских казаков независимости.
С этого момента они считались сломленным и покорившимся правителю народом, но с некоторыми отголосками самоуправления.
В 1724 году началось переселение казаков с донских территорий на Терек.
Участие донских казаков в Пугачевском восстании
Емельян Пугачев — один из самых известных донских казаков, потерпев поражение под Казанью, долго думал куда ему пойти вместе с оставшимся войском. В ходе долгих обсуждений было решено пойти на берега Дона, к казакам. Конечно, он не питал иллюзий, что его воспримут со всей теплотой и радушием, но попытался подкупить встретивших его казаков — угостил хлебом, предложил хорошее жалованье. Такая тактика принесла свои плоды — некоторые казачьи воины стали переходить на его сторону.
Один из самых известных донских казаков Емельян Пугачев
Но правительство также делало все возможное, чтобы оставить донское казачество на своей стороне — туда стягивали войска, а Екатерина II посылала казакам еду в двойном объёме.
Кроме того, многие донские казаки, прибывшие в армию Пугачева, понимали, что он не Пётр III, а их земляк Емелька. К тому же на его стороне выступали калмыки, которые занимались грабежом донских поселений.
Итогом пугачевского восстания стала казнь самозванца в 1775 году. Императрица, разозленная тем, что казаки помогали Пугачеву, подписала указ об упразднении казачества.
Религия донских казаков
Вера стала ещё одним камнем преткновения в отношениях казачества и официальной власти. Конечно, христианство и казаки тесно связаны, но дело в том, что во время Раскола Русской церкви атаман Самойло Лаврентьев поддержал противников реформы патриарха Никона, и уже с 1685 года Дон стал центром старообрядчества. На всех службах перестали поминать царей. Но это продлилось недолго, спустя три года атаман Осип Михайлов присягнул казаков на верность новой вере.
Донские казаки долгое время были старообрядцами
Правительство, желая укрепить православную веру среди казаков, активно строило новые церкви на их территориях, а из столицы приезжали попы и и священники для лекций и молитв.
Однако несмотря на все усилия, многие казаки по прежнему относили себя к старообрядцам на протяжении нескольких веков. Даже в начале XX века их численность была около 150000 человек из 2000000 казаков.
Быт донских казаков
Первые казаки, бывшие кочевники, бродяги и беглые крестьяне, жили в весьма суровых условиях. Они строили землянки и юрты, нередко спали под открытым небом, иногда укрывались камышами или соломой. Это было удобно — когда казаки уходили на длительные военные походы или переезжали на другое место, жилище просто забрасывали, не нужно было ничего разбирать или перевозить.
Со временем, когда в казачество пришёл оседлый образ жизни и земледелие, начали строить более сложные дома. Тип постройки стал зависит от того, где проживали казаки — на берегах Верхнего Дона или Нижнего.
На территориях Нижнего Дона стены и крыша домов делались из камыша, а чтобы было теплее, просветы и дыры затыкали землей. Место постройки всегда выбирали в зарослях камыша — вероятнее всего, чтобы не нужно было никуда перевозить материал для строительства. Но так как реки часто выходили из берегов, дома затапливались. Поэтому сооружения стали возводить на сваях. А затем жилища и вовсе стали двухэтажными.
У Верхнего Дона постройки были из дерева, обычно прутья вкапывали в землю без какого-либо фундамента. Также для постройки использовали солому и глину.
Дома обносились забором из плетеной лозы. Ее плели весной, затем давали время высохнуть и строили ограду. Она защищала жилище казака и его огород от диких животных. Позже заборы стали делать и из ракушек.
Во дворах строили и другие сооружения:
- печь;
- летнюю кухню;
- баню.
Так как лето было очень жарким, готовить дома в это время года было запрещено во избежание пожара.
Стройка всегда проходила весело, с песнями и танцами — чтобы жизнь хозяев дома была легкой. Помогали возводить дом обычно все соседи. Им в качестве благодарностей наливали спиртные напитки.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Также для строительства домов приглашали и наёмных рабочих. Им труд оплачивали со всей казачьей щедростью. Было опасение, что недовольные оплатой рабочие навредят дому.
Поселения донских казаков получили название станицы, оно сохранилось и до наших дней. Дома назывались курени.
Архитектура станицы донских казаков
Интерьер был простым, без изысков. Самая основная мебель — кровать, лавки, стол. Несколько комнат, сени.
Начиналось строительство со Святого угла — там впоследствии располагалась божница. Стены расписывались иконами.
Первые донские казаки занимались охотой и рыбной ловлей.
На охоту обычно уходили надолго, могли уйти осенью, а прийти ближе к весне. Охотились не только на территории донских степей, но на Каспие. Добычи было много, ее хватало на все лето.
Чуть позже донские казаки освоили земледелие, которому благоволила плодородная земля донских степей и коневодство. Основной упор делался на виноградарство, в каждом казачьем доме было несколько виноградников. Между прочим, в Москве и Петербурге особенно высоко ценили именно донские вина.
Летом собирали ягоду, грибы, травы.
Также казачество промышляло тем, что за вознаграждение осуществляло переправу через Дон. Перевозили монахов, купцов, послов.
Со временем быт казаков менялся, появилось деление на бедных и богатых, семьи и дети.
Интерьер тоже менялся — дома украшались коврами, шили постельное белье, скатерти.
Характер казаков, их семейный уклад
Изначально донское казачество состояло только из мужчин. Характер их был неординарный — свирепые, дикие, невежественные вчерашние разбойники отличались чувством справедливости, надежностью, честностью и храбростью. Обязательно помогали тем, кто был слабее:
- старикам;
- раненым и немощным воинам;
- тем, кто потерял дом из-за пожара.
Семейных отношений в казачестве не было. Во время набегов на соседние поселения девушек насиловали, иногда забирали в плен.
Но даже после того, как женщин стали брать в жены, мужчина скорее считался ее хозяином, чем мужем. Он мог даже продать свою супругу, если она в чём-то провинилась или разонравилась ему.
Женщина всегда должна была уступать место мужчине. Например, если они встречались на узком мостике, где не было возможности разойтись, девушке полагалось прыгнуть в воду.
Долгое время женщинам нельзя было идти под ручку со своим мужчиной, они шли позади их. Детей обычно тоже не носили на руках или вовсе старались не показывать. Это объяснялось заботой о чувствах тех казачек, которые потеряли своего мужа на войне — им было бы слишком больно смотреть на семейное благополучие других казачек.
Жены донских казаков
Изначально женщины занимались домом, огородом, воспитанием детей, но затем казаки разглядели, насколько отважные и храбрые их вторые половины. Они стали наравне с мужчинами обращаться с оружием, скакать на конях, принимать участие в боях.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Известны случаи, когда женщины-казачки обрезали свои шикарные длинные волосы на войском круге и становились воинами. Они ходили в походы, участвовали во всех сражениях, были шпионами во вражеских войсках.
Воспитание детей
С становлением отцовских чувств у казаков тоже заладилось не сразу. Изначально всех детей, рождавшихся у пленных женщин, зашивали в мешки и топили в водоёмах. Потом казаки поняли, что из мальчишек можно вырастить отличных воинов, и их стали оставлять. Лишь спустя годы у бывших дикарей стали зарождаться привязанности, в результате чего любили и принимали всех младенцев.
Конечно, основной упор в воспитании делался на мальчиков:
- как только дети начинали ходить, их обучали рукопашным боям;
- трёхлетних детей сажали на лошадь, учили всем премудростям верховой езды;
- с семи лет учили стрелять;
- с 10 давали им в руки шашку.
Уже семилетних малышей отцы брали с собой в военные походы, на охоту, на службу в армию.
Но и дома юный казак был занят с утра до вечера — пахали земли, рыбачили, следили за конями.
Девочек воспитывали как будущих жён и хранительниц очага — учили готовить, вышивать, следить за домом.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Хоть девочек больше баловали, растили в меньшей строгости, атаманы строго следили, чтобы и у мальчиков было время на игры. Но все они были так или иначе связаны или с военным делом, или с земледельческим. То есть даже играя мальчишки постигали науку.
Всех детей обязательно обучали и музыкальному искусству.
Традиционная кухня донских казаков
Казаки всегда любили много и вкусно поесть, и донское казачество не было исключением. Так как они жили на берегах Дона — реки, которая просто кишит рыбой, основу их рациона составляли рыбные блюда. Улов готовили разными способами:
- коптили;
- варили;
- жарили;
- солили;
- сушили.
Особым способом донские казаки варили уху — не из одного вида рыбы, а из нескольких. Причём за этот суп отвечал сам казак, не доверяя готовку жене.
Уху казаки всегда готовили из нескольких видов рыбы
Также донские казаки любили похлёбки, щи, супы из баранины и свинины.
На горячее подавали жаркое из птицы и мяса диких зверей.
Зимой часто пекли блины, пироги, пирожки с начинками. Они были сытные, к тому же хорошо согревали в холода.
На десерт часто подавали традиционное блюдо донских жителей — арбузный мёд. Мякоть этой ягоды вынимали и долго варили до получения тягучей консистенции коричневого оттенка.
Донские казаки любили пить ягодные морсы, компоты из сухофруктов, отвары из трав.
После удачной охоты и в праздничные дни накрывали богатые столы — туда выставляли поочерёдно 80 блюд. А перед ними шли небольшие пирожки с мясом. Казакам по традиции необходимо было попробовать каждое блюдо, иначе хозяин дома очень обидится.
Одежда донских казаков
Казаки, жившие в верховьях Дона, одевались весьма просто — рубаха, чаще всего белого цвета, и шаровары. Цвет брюк менялся:
- в обычные дни он был синим;
- на праздники и свадьбы — красным.
Сверху надевали бешмет.
Население Нижнего Дона предпочитали более причудливую и искусную одежду — рубашка была с двумя разрезами, шаровары очень широкие (они заправлялись в сапоги), кафтан был длинным, ниже колен. Он изготавливался из ярких тканей, пуговицы делали серебряными или золотыми. Кафтан подвязывали красиво расшитым поясом.
Зимой казаки носили шубы из лисицы или соболя.
Женщины-казачки также носили рубаху и шаровары, но в качестве нижних одежд. Поверх надевали платье — кубилек. Он делался из парчи, украшался вышивкой и золотыми/серебряными пуговками. Платье было ниже колен, но не до пят.
На голову девушки надевали шапочки с жемчугом и другими драгоценными камнями.
Культурная жизнь донских казаков
Песни представители казачества пели практически постоянно:
- на праздниках;
- во время военных походов;
- при строительстве;
- при уборке урожая;
- занимаясь обычными повседневными делами.
Песни были протяжные, напевные. Пели в основном сами казаки, женщинам позволялось лишь подпевать.
В основном казаки посвящали свои творения своему кормильцу Дону, но также пели и про природу степей, и про дружбу, и про войну.
Донские казаки преуспели и в театральной деятельности. Их постановки пользовались большим успехом у зрителей, спектакли устраивали в основном на ярмарках. Больше всего народ поражали яркие декорации.
А в XIX веке открылся и кукольный театр. Реквизита было немного — всего две куклы в традиционных одеждах донского казачества.
Любили донские казаки и потанцевать. Их танцы были похожи на русские, только более энергичные, зажигательные и смелые.
Парни и девушки выдавали буквально акробатические этюды, все сопровождалось задорными выкриками и песнями.
Посмотреть один из казачьих танцев можно на видео.
Современные донские казаки
По данным переписи населения 2010 года, всего в России проживает чуть меньше 50000 донских казаков, в Ростовской и Волгоградской областях. Столицей донского казачества считается Новочеркасск. Казаки состоят на службе у государства:
Как жили донские казаки, почему казачки могли запросто развестись с мужем, а их дети с трех лет садились на лошадь
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Демократия по-казачьи
Донское казачье войско считается самым многочисленным казачьим объединением в Российской империи. С момента получения Царской грамоты от Ивана Грозного в 1570 году донские казаки стали первыми по старшинству среди всех казачьих войск. С этого времени они наряду с царской армией участвовали во всех крупных сражениях.
До подавления Булавинского восстания в 1708 году, когда территорию вольных казаков включили в состав Российской империи, это был абсолютно независимый от политики внешнего мира народ. Но, находясь после распада Золотой Орды в окружении воинственно настроенных крымских татар, нагайцев, калмыков, донские казаки вынужденно пребывали в постоянной боевой готовности. Такая напряженность требовала высокой ответственности и четко работающей системы внутреннего подчинения.
Жизненный уклад донского казачества подчинялся Войсковому Кругу, на котором большинством избирался главный атаман, атаманы станиц и отдельных городков. Этот демократичный подход к выдвижению лидеров резко отличался от привычных традиций. Длительная оторванность казачьего Дона от центра русского управления избавила казачество от крепостничества, существовавшего в те времена. Даже после отмены Петром 1 выборности казачьих атаманов и введении обязательной службы в царской армии донские казаки настойчиво отстаивали свои свободы перед имперскими властями, добиваясь частичного сохранения своих привилегий. Донское казачество освобождалось от налоговой повинности, а также имело право беспошлинной торговли на войсковых территориях.
Порядки в казачьей семье
В 16-17 веках все самое важное в жизни донских казаков решалось на Кругу. Мужчина, давший слово на всеобщем собрании, обязан был сдержать свое обещание. Со временем Круг начал давать одобрение брачным союзам. Жених и невеста прилюдно давали друг другу обещания, и с народного согласия рождалась новая семья.
Казачьи традиции запрещали жениться на родственнице ближе седьмого колена. Также нельзя было создавать семью с детьми крестных. По православной традиции кума и кум на Дону считались близкими родственниками. Было еще одно негласное правило: жених обязан быть старше своей невесты. Насильно казаков не женили. Молодой приходил с отцом к приглянувшейся казачке, и дальнейший ход событий зависел от невесты. Она могла одобрить сватовство или же дать понять, что свадьбы не будет. В случае неудачного замужества жена имела право добиваться поддержки казачьего Круга в разводе, чего не знали традиционные русские семьи.
Особенным было отношение в казачьей семье к старикам. Пожилой человек у казаков пользовался почетом и уважением. Он считался носителем традиций и семейной памяти. Неуважение к старикам приравнивалось к прегрешению. При старших казаках считалось неуместным сидеть (только с их позволения), ссориться, появляться не полностью одетыми.
Воспитание настоящего казака
В казачьих городках мальчика готовили к военному делу с колыбели. Посвящение в казаки проходило в несколько этапов, начиная с младенчества. На первом году жизни малышу подрезали классический казачий чуб, а старший в семье казак мог подарить ребенку первое оружие. После 3 лет казачка приучали к верховой езде и обучали всем премудростям рукопашного боя.
Процесс обучения был сложным, ребенку регулярно устраивали испытания. После 5 лет отцы забирали мальчиков в сменные полки, сотни, увозя их с собой даже на войну. По достижении 7-летнего возраста казачок учился стрелять, а чуть позже и рубить шашкой. Сначала дети тренировались на водной струе, отрабатывая правильную постановку клинка. Далее отрабатывали силу удара на лозе, а достигнув определенного мастерства, упражнялись уже в седле.
Помимо освоения воинского дела мальчишки с 5 лет работали в поле, пасли скот, управляли волами на пахоте. Времени для традиционных детских забав оставалось мало. Но даже игры сводились либо к обучению, либо к воинскому искусству, для чего казак, собственно, и был рожден. В подростковом возрасте ребята осваивали воинскую стратегию, выстраивая модели сражений и анализируя тактику противника. Для этого устраивались потешные бои одной группы детей против другой, в результате чего победители захватывали знамя «противника».
Окончательно принимали в казаки юношей 17-19 лет. Они проходили полноценное обучение в военных лагерях, а результаты своих навыков демонстрировали на публичном состязании. Казачки на лошадях переправлялись через реку, боролись друг с другом верхом, стреляли по целям и рубили препятствия шашкой. На соревнования съезжались целые станицы. Это было значимым событием того времени.
Какими были донские женщины
В опасных условиях приграничной жизни сформировался не только воин-казак, но и особенный тип женщины – казачка. История гласит, что казаками освоены масштабные земли Дона, Терека и Кубани. Но так как мужчины чаще находились в военных походах, немалая доля заслуг за плечами казачек. Женской половине приходилось ухаживать за скотиной, самостоятельно собирать урожай, выращивать пышные сады, делать зимние заготовки, стряпать на стариков и детей, обшивать членов семьи, ткать, вязать, врачевать и даже торговать.
Если в образе казаков история засвидетельствовала такие качества, как отвагу и неустрашимость, то образ казачки ассоциируется с сильным неукротимым нравом, преданностью семейному очагу, верностью в браке, усердием в воспитании детей и деловитостью в хозяйстве. Девочек начинали приучать к труду рано. В 4 года казачки работали в саду и кормили домашнюю птицу, а с пяти начинали шить, вышивать и вязать. В семилетнем возрасте девочки отвечали за чистоту на подворье, обрабатывали огород, учились готовить и присматривали за младшими детьми.
Случалось, что на казачьи селения нападал враг. Женщины отвечали за укрытие детей и скота, перезаряжали мужу ружья, помогали строить укрепления, тушить жары, спасали раненых. А если главного защитника дома не оказывалось, казачка, не задумываясь, хваталась за мужнину саблю, защищая собственный дом. В 1641 году 800 казачек наравне с мужчинами защищали от турок крепость Азов, проявив в тяжелых боях небывалую храбрость. Эта героическая операция известна в истории как «Азовское стояние».
Область Войска Донского: история. Карта Области Войска Донского
Донское войско казаков занимало территорию Области Войска Донского. В наше время на этих землях расположены Ростовская, Волгоградская, Луганская, Воронежская области и Калмыкия. Хоть Ростов был присоединен сюда в последнюю очередь, большинство документов о населении и истории Области сохраняются именно в его музеях и архивах.
История образования Войска Донского
Датой официального образования Донского Войска считается время выхода первого письменного источника, который сохранился до наших дней. Речь идет о грамоте Ивана Грозного, в которой он просит атамана Михаила Черкашенина о послушании посла царя Новосильцева, направляющего в Царьград. Его путь проходил через Дон. За это власти обещали жаловать казаков. Датировка грамоты – 3 января 1570 года. Хотя совершенно очевидным является тот факт, что казачий союз, Область Войска Донского были сформированы гораздо раньше. Потому что в противоположном случае царю просто не к кому было бы обращаться.
Но документ свидетельствует о том, что именно с этого времени Донское казачество официально охраняло южные границы царства. В конце XVI века оно занимало территорию с границей общей протяженностью около 800 километров. Она была расположена на берегу Дона и его притоков. А спустя еще одно столетие казаки Области Войска Донского были главной вооруженной силой, воевавшей с турецкими и польскими интервентами. За свою службу они получали деньги, порох, свинец, сукно и хлеб.
Автономия и самоуправление
Донские казаки постепенно разделились на две группы: домовитые и голутвенные. Первые были в большинстве старожилами и располагались на нижних землях, вторые были переселенцами и селились в верховьях реки. До начала XVIII в. земли Области Войска Донского были автономными и находились под управлением войскового круга и выборных исполнительных органов. Перед походом проходили выборы атамана, имеющего неограниченную власть. Войско было разделено на сотни и полусотни, во главе которых находились сотники, пятидесятники и хорунжие. После Булавинского восстания Донское казачье войско подчинялось Военной коллегии.
С 1763 года казацкая служба стала иметь обязательный пожизненный характер. Война крестьян 1773-1775 годов была окончанием автономии казаков. Дон захватили царские войска. Но это не было завершением их «своевольничества», которое продолжалось еще долго после этого.
Несамостоятельность Дона
1769-1775 года – формирование Казачьей команды Петербургского легиона и пятисотенного Войска Донского Атаманского Полка.
1797 год – основание Донской казачьей артиллерии. Через год после этого состоялось выделение казаков в самостоятельный полк, а их чины уподобились армейским. Тогда же состоялось приравнивание жалования казаков к оплатам соответствующих чинов.
В 1798–1800 годах старшины казаков получили такие же права, как и русское дворянство, и обзавелись крепостными. Состоялись следующие нововведения:
- введение 30-летнего срока военной службы;
- определение войскового комплекта;
- введение должности войскового старшины как помощника полкового командира, его заместителя;
- разделение одежды на военную и повседневную домашнюю.
Реформа 1835 года
Нововведение 1835 года предусматривало каждому казаку пай в размере 30 десятин. Но уже в 1916-м этот размер был сокращен до 11, а удобная земля составляла всего 9,8 десятины земли. В начале ХХ века больше половины казацких семей были вынуждены сдать в аренду эти наделы, для того чтобы оплатить долги за военное снаряжение. Только пятая часть хозяйств была на то время зажиточной.
После реформы 1835 года на военных и гражданских разделились все казаки. Область Войска Донского ожидали следующие перемены:
- перевооружение;
- раздел войсковой территории;
- обязательная воинская повинность мужского населения с 18 до 43 лет;
- запрет поселения на территории войска посторонних людей;
- превращение казачества в замкнутое сословие с пожизненной принадлежностью к нему;
- утверждение нового войскового комплекта.
Утверждение Области Войска Донского
В 1874 году состоялось утверждение нового штата внутреннего управления. Он состоял из войскового штаба, управления отдельными военными отделами и артиллерии. 1875 год – введение официального названия Области Войска Донского. В этом же году произошло сокращение срока военной службы до 20 лет.
Во время царствования Александра III Область Войска Донского (Донецкий округ) была присоединена к градоначальству Таганрога и Ростовского Уезда. Из них сделали новые гражданские округа. В этом же году произошло упразднение должностей атаманов отделов.
Февральская революция 1917 года способствовала образованию Донского войскового правительства. Его главой стал атаман А. М. Каледин. Оно противостояло возникновению Советов. В 1918 году состоялось образование Донской Советской республики, где постоянно вспыхивали антисоветские восстания. В 1920 году Донское казачье войско прекратило существовать и восстановилось только в 90-е годы ХХ века.
Атлас казачьих земель Российской империи
Обложка
Карта земель иррегулярных войск
Карта земель Астраханского казачьего войска
Карта земель Азовского казачьего войска
Карта земель Донского казачьего войска
Карта земель Новороссийского казачьего войска
Карта земель Сибирского Линейного Казачьего войска
Карта Черноморского и Кавказского линейных казачьих войск
Карта земель Оренбургского, Уральского и Башкирского казачьих войск
Карта земель Забайкальского казачьего войска, а так же Иркутского и Енисейского конных полков