Аварцы — смелость волка и свобода орла в горах Дагестана
Аварцы — это храбрый и независимый горный народ, на протяжении всей своей истории сохранявший независимость: завоевать его не удалось никому. В древности их тотемными животными были волки, медведи и орлы — сильные духом и телом, свободные, но преданные родным краям.
Название
Точное происхождение названия народа неизвестно. По одной из версий, оно связано с древним кочевым народом авары из Центральной Азии, который в VI веке мигрировал в Центральную Европу, а затем на Кавказ. Эта версия подкреплена археологическими находками на территории современного Дагестана: богатыми захоронениями людей азиатского типа.
Другая версия связана с правителем раннесредневекового государства Сарир по имени Авар. Часть исследователей сходится во мнении, что предками царей Сарира были те самые аварские племена. В период расселения по Европе они прошли до Кавказа, где и основали Сарир или, по крайней мере, оказали значительное влияние на его становление.
По третьей версии, название народности дали тюркские племена, которые и донесли его до русских. В тюркском языке слова «авар» и «аварала» значат «беспокойный», «тревожный», «воинственный», «дерзкий». Определения соответствуют аварскому характеру, однако в тюркском языке эти слова были нарицательными и могли относиться к любым людям, предметам или группам.
Первое достоверное упоминание названия относится лишь к 1404 году. Дипломат, писатель и путешественник Иоанн де Галонифонтибус в своих заметках причислил «авар» к народам Нагорного Дагестана, наряду с аланами, черкесами и лезгинами.
Сами же аварцы назвали себя маарулалами (на аварском языке магIарулал). Происхождение слова неизвестно, и большинство исследователей считает его непереводимым этнонимом. Однако существует версия, что слово переводится как «горец» или «верховный».
Интересно, что сами аварцы так себя никогда не называли. Они либо использовали общее для всех кавказских народов слово «магIарулал», либо представлялись по названию местности или общины, в которой проживают.
Где живут
Подавляющее большинство аварцев проживает в Республике Дагестан, которая является субъектом Российской Федерации и входит в состав Северо-Кавказского федерального округа. Они занимают большую часть горного Дагестана, где обитали исторически. Часть аварцев живет на равнинах в Кизилюртовском, Буйнакском и Хасавюртовском районах. 28% народности проживает в городах, однако основной зоной расселения можно считать бассейны рек Аварское Койсу, Кара-Койсу и Андийское Койсу.
Значительная часть аварцев проживает в других регионах России и иностранных государствах. Среди них:
- Калмыкия
- Чечня
- Азербайджан
- Грузия
- Казахстан
Потомки аварцев, значительно ассимилировавшиеся, однако сохранившие свою национальную идентификацию, проживают на территории Иордании, Турции и Сирии.
Хотя аварцы считали себя единым народом, они выделяли внутри общности более мелкие этнические группы, именуемые по названию места проживания. Из сохранившихся до сегодняшних дней выделяются в том числе:
- багулалы, хваршины и чамалинцы — живут в селах Цумадинском районе;
- ботлихцы и андийцы — живут в Ботлихском районе;
- ахвахцы — живут в Ахвахском районе;
- бежтинцы и гунзибцы — села Бежтинского участка.
Численность
В мире насчитывается более 1 миллиона представителей аварской нации. Большая часть нации находится на территории Российской Федерации: 912 000 человек. 850 000 из них проживают на своей исторической родине — в Дагестане.
Около 50 000 человек обитает в Азербайджане — это одна из крупнейших зарубежных диаспор. Диаспора аварцев в Турции насчитывает порядка 50 000 человек, однако подтвердить это документально сложно, поскольку законы страны не обязывают указывать национальную принадлежность.
Язык аварцев относится к северокавказской надсемье, выделяемой в ней нахско-дагестанской семье. В разных местностях имеются ярко выраженные диалектные различия, однако все аварцы легко понимают друг друга. Национальным языком владеет 98% народности.
Аварская письменность стала оформляться во времена исламизации региона. Она была основана на арабской графике, которую преподавали образованные служители церкви детям зажиточных аварцев. С 1927 года буквы поменяли на латинские, в это же время начали заниматься повышением уровня образования. Окончательно алфавит сформировался лишь в 1938 году: его создали на основе кириллицы.
Сегодня на аварском языке преподают в начальных школах нагорных районов Дагестана. С пятого класса преподавание ведется на русском, а аварский изучается, как дополнительный предмет. Наряду с другими национальными языками он входит в число государственных языков Республики Дагестан.
История
Первые люди появились на территории современного Дагестана еще 8 тыс. лет до н.э. в эпоху верхнего палеолита-мезолита. В неолитическую эпоху у них уже были каменные жилища, активно развивалась скотоводство, животноводство и земледелие. Считается, что предками аварцев были племена албанов, легов и гелов, которые входили в состав древнейшего государства на Восточном Кавказе — Кавказской Албании.
Первый этап, заложивший основу национальной принадлежности аварцев, относится к VI веку новой эры. В этот период зарождается государство Сарир (также Серир), которое существовало до XIII столетия, считалось крупнейшим и самым могущественным в раннесредневековом Дагестане. Здесь активно процветали ремесла, сельское хозяйство, проходили торговые пути. Соседние государства платили правителям Сарира дань золотом, серебром, тканями, мехами, продовольствием, оружием. Объединение аварцев в этот период происходило и по религиозному признаку: взамен языческой мифологии пришло православие.
Начиная с XII-XIII столетия все большее влияние на Сарир начинают оказывать исламские проповедники, которые вскоре обращают в новую веру практически все население. В это же время Сарир дробится на небольшие феодальные поселения, живущие самостоятельно и объединяющиеся лишь в случае войны.
Аварские земли неоднократно пытались захватить монголы, однако встретили серьезный отпор и сменили тактику. В 1242 году во время похода Золотой Орды на Дагестан был заключен союз, подкрепленный династическими браками. В результате аварцы сохранили собственную независимость, однако под влиянием союзников образовали новое Аварское ханство, просуществовавшее более пяти веков.
Период войн
В XVIII столетии над аварцами нависла новая угроза: вторжение Надир-шаха, правителя мощнейшей персидской империи, занимавшей территории от Ирака до Индии. Персидская армия быстро захватила весь Дагестан, однако сопротивление аварцев не удавалось сломить несколько лет. Итогом противостояния стала битва осенью 1741 года, продолжавшаяся 5 дней и закончившаяся победой аварцев. Потери Надир-шаха были огромны: из 52 тысяч в живых осталось лишь 27 тысяч солдат. Сражение широко описывалось в народном эпосе. Поразителен и тот факт, что армия персов использовала весь арсенал вооружения тех лет, аварцы же — лишь мушкеты и сабли.
В 1803 году Аварское ханство перестало существовать, и часть аварских территорий вошла в состав Российского Государства. Однако русские не учли свободолюбивую ментальность народа: резко обложили его налогами, стали вырубать леса и осваивать земли. В итоге произошла национально-освободительная революция, в результате которой народ вновь обрел независимость. Аварцы и другие народы Кавказа сплотились под знаменами шариата, а роль лидеров взяли на себя верховные имамы. Одним из народных героев, начавших священную войну против русских, стал Шамиль, руководивший движением 25 лет.
Со временем его популярность стала падать, и аварцы вновь вошли в состав России. Помня прошлый неудачный опыт, российские правители всячески поощряли народ, смягчали для него налоги. А специальное аварское подразделение даже входило в состав элитного караула, охранявшего покои монаршей семьи.
После революции часть кавказских народов была объединена в Дагестанскую АССР. Представители республики храбро проявили себя на полях сражений ВОВ, внесли значительный вклад в развитие промышленности и культуры республики.
Внешность
Аварцев относят к кавкасионскому антропологическому типу, который относится к балкано-кавказской расе. К основным внешним признакам этой группы относят:
- белую кожу;
- глаза зеленого, карего или голубого цвета, а также переходных оттенков, например, зелено-карего;
- «орлиный» или ровный высокий нос;
- рыжие, темно-каштановые, темно-русые или черные волосы;
- узкая и выступающая челюсть;
- большая голова, широкие лоб и средняя часть лица;
- высокий рост;
- крупное или атлетическое телосложение.
Многие аварцы до сегодняшних дней сохранили внешность, не похожую на облик других кавказских народностей. Однако влияние соседних аланцев, чеченцев, лезгинов не могло не сказаться на облике аварцев. Гаплогруппы I, J1 и J2 относят предков аварцев к семитским народностям и «северным варварам», которые позже оказали значительное влияние на формирование наций хорватов и черногорцев.
Одежда
Одежда мужчин-аварцев схожа с костюмами других дагестанских народностей. Повседневный наряд состоял из простой нательной рубашки с воротником-стойкой и просторных штанов. Облик обязательно дополнял бешмет — стеганый национальный приталенный полукафтан. Широко использовалась и черкеска — более длинный кафтан приталенного типа с вырезом на груди. В качестве зимней одежды выступали бурки, овечьи шубы, в межсезонье пристегивали к бешмету подкладку. Дополняла облик папаха — высокий головной убор из меха.
Женская одежда значительно различалась в зависимости от региона: по ней можно было определить не только место жительства, но также социальный и семейный статус. Чаще всего наряд состоял из длинной просторной рубахи, скроенной из прямых кусков материи, с присборенными рукавами и округлым вырезом у шеи.
В некоторых районах его подпоясывали ярким кушаком, длина которого доходила до 3 м. Богатые аварки использовали для этого кожаный пояс с серебряными застежками, надевали поверх рубахи расклешенные шелковые накидки. Молодые девушки предпочитали ткани зеленого, синего, красного оттенка, а женщины в возрасте и замужние выбирали черные и коричневые цвета. Традиционный головной убор — чухта: чепец с мешочками для кос, поверх которого повязывали платок.
Мужчины
Мужчина занимал главенствующее положение, решал всех общественные и финансовые вопросы. Он полностью обеспечивал семью и отвечал за детей, в том числе за их воспитание, выбор невесты и будущей профессии. Голосовать имели право только мужчины, совершеннолетие наступало в 15 лет.
Женщины
Несмотря на патриархальный уклад, у аварцев не было тирании женщин, их почитали и несказанно уважали. Даже дотронуться до посторонней девушки считалось для нее позором, а изнасилование означало кровную месть, поэтому практически никогда не встречалось.
Царство женщины — дом, здесь она была главной и решала все хозяйственные вопросы, не спрашивая мнения мужа. В аварских женщинах ценили трудолюбие, покорный характер, порядочность, честность, чистоплотность, веселый нрав. Аварки отличались стройной фигурой и привлекательной внешностью, что не раз отмечали видевшие их иностранцы.
Семейный уклад
Жизнь аварцев базировалась на почитании и уважении старшего поколения. Так, невестка, приходя в дом мужа, не имела права первая заговаривать со свекрами. Обычно свекровь заводила разговор уже на следующий день, а молчание свекра могло длиться годами. Однако чаще молодые жили одни: по традиции родители мужа строили для сына новый дом и после свадьбы отправляли его жить туда.
В аварских семьях всегда существовало четкое половое разделение. Юношам и девушкам не разрешалось оставаться наедине, притрагиваться друг к другу, тесно общаться. В доме всегда была женская и мужская половина, и даже после свадьбы женщина спала и жила в одной комнате с детьми, а не с мужем. Когда мальчикам исполнялось 15 лет, они переходили жить в отцовскую спальню. Детей любили, но с детства приучали к труду и нравственности, обучали военному делу, поскольку сами аварцы считали себя народом-воином.
Жилище
Аварцы жили в домах из обработанного камня, располагавшихся скученно, что обуславливалось нехваткой места в горах и оборонительными целями. Дома были четырехугольными, одно-, двух- или трехэтажными с галереей-террасой, оборудованной для отдыха.
В некоторых селениях дом состоял из одной комнаты площадью 80-100 м2, в центре которой стоял очаг и украшенный резьбой столб, вокруг которого ели и принимали гостей. В многокомнатных домах обязательно оборудовали комнату с камином, коврами и резным диваном: здесь отдыхали и принимали гостей.
Селились аварцы родственными общинами — тухумами. Они, в свою очередь, объединялись в крупные поселения — от 30-60 дворов в высокогорье до 120-400 в предгорьях и горах. Во главе каждого села стоял старейшина, решения принимали сообща на совете. В нем участвовали все мужчины, решающие голоса были у глав тухумов.
Большая часть селений была огорожена стенами и укреплена оборонительными башнями. В центре села располагалась центральная площадь, на которой проводились общие собрания и гулянья.
Жизнь
Начиная с эпохи неолита предки аварцев активно занимались земледелием и животноводством. Большую часть стад составляли овцы, порядка 20% — крупнорогатый скот. Для подсобных нужд держали коней, коз, птицу.
Земледелие было террасное, пахотное. В высокогорье было гораздо труднее возделывать землю, чем на равнинах, и из-за ограниченной территории она ценилась выше. Из основных культур выращивали пшеницу, ячмень, рожь, просо, тыкву. В садах и огородах сажали сливы, алычу, персики, абрикосы, кукурузу, фасоль, чечевицу, бобы.
Процветали ремесла, среди которых выделялось кузнечное, ювелирное, оружейное, гончарное, ткацкое дело. Особо славились изящные ювелирные изделия из серебра и рукоделие аварских мастериц:
- теплые шерстяные носки
- шали и платки
- перекидные сумки из войлока
- сукноделие
- вышивка золотыми нитями
- плетеные ковры
Особую роль в жизни аварцев занимала военная подготовка. Мальчики с раннего детства обучались бою на палках и саблях, ближнему бою, тактике. Позднее все виды тренировок перешли в направление вольной борьбы, популярной во всем Дагестане.
Культура
Аварский фольклор представлен легендами, сказками, пословицами и поговорками, а также песнями:
- любовными
- военными
- плачами
- героическими
- историческими
- лироэпическими
- колыбельными
Все песни, кроме любовных и колыбельных, исполнялись мужчинами в один голос, напевно и проникновенно. Для аккомпанемента певцам и танцорам использовалось большое число традиционных музыкальных инструментов. Среди них:
- Струнные инструменты: чагур и комуз.
- Язычковые: зурна и ясты-балабан.
- Ударные: бубен и барабан.
- Смычковый: чагана.
- Свирельного типа: лалу.
Широко развито было искусство чеканки украшений из серебра, плетения узоров. Традиционными орнаментами и символами считали изображения волков и орлов, спиралевидные свастики, лабиринты, мальтийский кресты, солярные знаки.
Религия
До принятия христианства аварцы верили в белых и черных духов. У первых просили милости, выздоровления, удачи, а от вторых носили обереги. Тотемными животными разных этнических групп были волки, медведи и орлы. Волка называли «Божьим сторожем», уважали за его смелость, независимость и стремление жить по своим правилам. Орлов почитали за их силу и свободолюбие, и говорили, что, как орлы не улетают зимовать в теплые края, так и аварцы никогда не покинут родину.
Во время господства христианства народ придерживался православной веры. До наших дней дошли руины храмов и православных захоронений: один из хорошо сохранившихся находится у села Датуна и относится к X столетию. Сегодня большая часть аварцев исповедует ислам суннитского и шафиитского толка.
Традиции
Свадьба у аварцев всегда проходила с размахом и длилась от трех до пяти дней. Существовали следующие варианты выбора невесты:
- По сговору родителей. Практиковали «люлечные браки», однако чаще сватались за двоюродных братьев и сестер, предпочитая жениться в пределах тухума.
- По выбору юноши. Для этого он приходил в дом избранницы и оставлял в нем свою вещь: нож, папаху, пояс. Если девушка отвечала согласием, начиналось сватовство.
- Против воли родителей. Если молодые полюбили друг друга, но их родители не одобрили выбор, жених и невеста сбегали и венчались. Приходилось молить о родительском благословлении постфактум: хотя такая свадьба и считалась позором, прощение новая семья получала.
- По настоянию общества. Засидевшихся в девках и вдов выводили на центральную площадь и просили назвать имя свободного мужчины, который ей нравится. Выбранному приходилось жениться, если он не был в сговоре ни с кем другим.
В первый день свадьбы шумное застолье устраивали у друга жениха, и лишь на второй — в доме виновника торжества. Невесту приводили к вечеру, закутанную в ковер, и уводили в другую комнату, где она проводила вечер с подругами. На третий день родственники мужа чествовали молодоженов и дарили им подарки.
Особый обряд вхождения в новую семью существовал у невесты и назывался «обряд первой воды». На утро 3-5 дня сестры и снохи жениха давали невестке кувшин и с песнями шли вместе с ней за водой. После этого она была обязана включиться в повседневные хозяйственные дела.
Особое отношение у аварцев было к гостям: их принимали с почетом, даже если не знали цель визита. Любого незнакомца, пришедшего в аварское село, старейшина определял на постой. В доме его размещали в лучшей комнате, готовили праздничные блюда, не приставали с расспросами. Гость, в свою очередь, не должен был негативно высказываться о еде или хозяине, вставать из-за стола без спроса и проходить в женскую половину дома.
Ошибочно считать, что основной рацион аварцев занимало мясо: оно выступало лишь дополнением к другим блюдам. Основное из них — хинкал, ничем не похожий на грузинские хинкали. Блюдо состояло из крупных кусков теста, сваренных в мясном бульоне с зеленью и овощами. Во многих селениях вместо хинкала варили супы, главным из которых была чурпа на основе щавеля, фасоли или чечевицы.
В каждом доме были лепешки из тонкого теста — ботишалы. В качестве начинки использовали мясо, творог с зеленью, брынзу с приправами. Есть у аварцев и аналог пельменей: курзе. Они отличаются каплевидной формой, большим размером и обязательным защипом косичкой, который позволяет начинке не вытекать.
Известные аварцы
Известный аварец — поэт и прозаик Расул Гамзатов, сочинивший своеобразный аварский гимн: «Песню аварцев». Его произведения переведены на десятки языков, за особый вклад в культуру в 1999 году он был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени.
Аварцы всегда славились отличной физической подготовкой и владением боевыми искусствами. Эти звания подтверждает боец Хабиб Нурмагомедов — действующий чемпион в легком весе по боям без правил UFC.
Дагестан: национальности. Национальный состав населения Республики Дагестан. Сколько наций в дагестане?
Национальный костюм для мужчин состоит из рубахи с туникой, кафтана или полукафтана и брюк. Женщины носят тунику и брюки. Обувь изготавливается из кожи и войлока. Головы покрыты платками и длинными шарфами.
Дагестан: национальности. Национальный состав населения Республики Дагестан
Республика Дагестан — один из многонациональных регионов Российской Федерации. На относительно небольшой территории проживает более ста различных национальностей, точное количество которых трудно определить. Республика была описана как созвездие народов. Если говорить описательно, то в Дагестане столько национальностей, сколько звезд на небе.
- 1 Группы народностей в Республике
- 2 Дагестанско-нахская ветвь
- 3 Тюркские народности в Республике
- 4 Индоевропейские народы Дагестана
- 5 Сколько национальностей в Дагестане
- 6 Численность населения Республики
- 7 Языки Дагестана
- 8 Религии в Дагестане
Группы народностей в Республике
Дагестан — самый многонациональный регион нашей страны. Однако трудно назвать все проживающие здесь этнические группы, так как их более ста. Этнические группы Дагестана можно разделить на три языковые группы. Первый относится к иберийско-кавказской языковой семье и наиболее сильно представлен в республике. На первом месте — аварский народ, почти треть которого проживает в Дагестане, а также другие кавказские народы. Тюркская группа относится к алтайской языковой семье, на долю которой приходится 19 процентов населения. Другие некавказские и нетурецкие этнические группы принадлежат к индоевропейской ветви Дагестана. Интересно, что в республике нет так называемой титульной национальности. Если перечислить все национальности Дагестана, то список будет более чем внушительным. Однако в республике официально признаны 14 коренных малочисленных народов.
Население Дагестана представлено в основном народами Дагестана и семьями нахов. В основном это аварцы, самая большая этническая группа в республике. 850 000 из них живут на своей территории, что составляет 29 % населения. Они живут в горных районах на западе страны. В некоторых районах (например, Шамильском, Казбековском, Цумадинском, Ахвахском) аварцы составляют до 100 %. В Махачкале, столице республики, доля аварцев составляет 21 %.
Даргинцы — вторая по численности группа в Дагестане — 16% или 330 000 человек. Они живут в основном в горах и предгорьях в центре республики и преимущественно в сельской местности. В городах Изербаша даргинцы составляют более половины населения — 57 %.
Лезгины составляют 12 % населения, из них более 250 000 проживают в Дагестане. Они селятся в основном в южных районах Ахты, Курах, Магарамкент, Сулейман-Стал и Дербент.
В состав дагестано-нахского населения входят также лакцы (5% населения), проживающие в основном в Новолакском районе, табазары (4,5%) и чеченцы (3%, проживающие в основном в Хасавюрте и составляющие треть городского населения). В Дагестане менее одного процента агулов, цахуров и рутульцев.
Тюркские народности в Республике
В Дагестане проживают следующие этнические группы
Третьим из тюркских народов, представленных в РД, являются азербайджанцы. Их численность составляет 88 000 человек, т.е. 4 % населения. Они живут в Дербенте и Дагестанских Огнях.
Другое название страны — объединенное созвездие народов. Если говорить о национальностях в Дагестане, то их количество трудно сосчитать. Однако известно, что все национальности делятся на три основные языковые семьи. Первая — дагестанская ближневосточная ветвь, которая относится к иберо-кавказской языковой семье. Вторая — тюркская группа. Третья — индоевропейская языковая семья.
Национальности Дагестана
В республике нет понятия «титульная национальность», но ее политические характеристики продолжают действовать в отношении представителей 14 национальностей. Дагестан — один из самых многонациональных регионов России, в котором сегодня проживает более 3 миллионов человек.
Как уже упоминалось выше, национальности в Республике Дагестан делятся на три языковые группы. Первая, дагестано-нахская ветвь, состоит из аварцев, чеченцев, чехурцев, ачваков, каратинцев, лезгин, леков, лакцев, рутульцев, агулов и табасаранцев. В эту общину также входят Андиани, Ботлих, Годоберин, представители Тиндала, Чамалала, Багулала, Хваршина, Дидояни, Бежтина, Гунзиба, Гинуха и Арчина. Эта группа также представлена даргинцами, кубачинцами и кайтагцами. Вторая семья, тюркская, состоит из следующих этнических групп: Кумыки, азербайджанцы и ногайцы.
Немного больше о языковых семьях
Третья группа, индоевропейцы, состоит из русских, татар и горских евреев. Примерно так выглядят этнические группы в Дагестане сегодня. Список может быть дополнен менее известными национальностями.
Хотя в республике нет титульной национальности, Дагестан все же разделен на более или менее представленные дагестанские национальности (численно). Аварцы — самый многочисленный народ в Дагестане (912 тысяч человек, 29 % всего населения). Районы на горном западе Дагестана считаются их основным местом обитания. Сельское население аварцев составляет значительную часть всего населения и расселено в среднем в 22 районах. К ним также относятся родственные народы андо-цезов и арчинцев. С древних времен авары назывались аварами, часто также тавлинцами или лезинами. Эта этническая группа получила название «аварои» в честь средневекового царя Авароса, правившего царством Саир.
Аварцы
Какие национальности проживают в Дагестане? Второй по численности народ — даргинцы (16,9 % населения, т.е. 490 300 человек). Они живут в основном в горных и прибрежных районах центрального Дагестана. До революции даргинцы носили разные названия: акушинцы и лезгины. Всего эта национальность представлена в 16 областях республики. Даргины принадлежат к группе набожных мусульман-суннитов.
В последнее время количество даргинцев значительно увеличилось вблизи столицы Дагестана Махачкалы. То же самое относится и к побережью Каспийского моря. Даргинцы считаются самыми многочисленными торговцами и ремесленниками среди всего населения республики. Их народ формировался на протяжении многих лет на пересечении торговых путей, что определило их образ жизни.
Рассматривая показатели численности населения за различные исторические периоды, начиная с 1847 года, Росстат приводит следующие данные
Данные по годам
Как видно из представленных данных, население в этом регионе стабильно растет на протяжении почти 170 лет. Только в 1890-х годах и в послевоенный период наблюдался спад, который можно объяснить потерями во Второй мировой войне.
- 1847 год – 755.615 человек.
- В 1897 г. – 571.154.
- 1926 год – 788.098.
- В 1939 г. – 1.023.300.
- В 1951 г. – 835.600.
- В 1961 г. – 1.158.500.
- В 1979 г. – 1.627.884.
- В 1991 г. – 1.875.345.
- В 1996 г. – 2.218.427.
- В 2000 г. – 2.442.609.
- В 2005 году – 2.621.820.
- В 2010 году – 2.910.249.
- В 2015 году – 2.990.371.
- В 2019 году – 3.086.126.
- И в 2020 – 3.110.858.
Рассматривая Республику Дагестан, следует учитывать не только проживающих там людей, но и историю, географические особенности и другие интересные факты и сведения о регионе:
Информация о республике
Что касается этнических групп, проживающих на территории Республики Дагестан, то следует отметить следующие факты:
- Так, общая площадь территории Дагестана составляет 50.270 кв.км., что выводит регион на 52 место в РФ.
- Плотность населения составляет 61,88 человека на кв.км.
- Большая часть населения живет в селах – это 54,69%. Остальные являются городскими жителями.
- Валовый продукт на душу населения составляет 203,3 тыс.руб., что выводит регион на 32 место в Российской Федерации.
- Этническое разнообразие обеспечивает уникальные культурные богатства. Здесь функционируют многочисленные музеи, государственные театры и филармонии.
- С точки зрения исторических событий, территория Дагестана разделяется на области. Первые поселения здесь существовали 2 млн. лет назад.
- Насыщенный исторический период республики начинается со времен палеолита, проходит через насыщенные разными событиями средние века. В 1801 г. население региона в лице уцмия, владетеля и хана обратились к российскому императору Александру I за предоставлением подданства. С 1802 года на этой территории сформирована губерния, которая называлась Кавказской. В мае 1917 года здесь образовался 1 Горский съезд, после того, как было свергнуто самодержавие. В составе Союза Советских Республик территория вошла с середины весны 1918 года.
- На территории развиты добыча нефти и природного газа, сельское хозяйство, машиностроение, химическая и легкая промышленность.
Этнический состав
Таким образом, можно сказать, что численно доминирующие этнические группы в Дагестане — это коренные народы республики. За ними следуют народы и нации приграничных с Дагестаном территорий.
Аварцы
Аварцы — коренной народ Кавказа, проживающий преимущественно в нагорном Дагестане и являющийся самым многочисленным народом современного Дагестана. Насчитывает около 1 миллиона аварцев. Крупнейшая диаспора, за исключением России находится в Азербайджане. Также, у аварцев есть собственный язык, а в основном, они исповедуют Ислам суннитского толка. Аварское ханство вошло в состав России ещё в XIX веке
Численность и население
Аварцы, по дошедшим до нас данным, имели свою письменность со времен Кавказской Албании. Аварцы — один из многочисленных народов в многонациональном Северо-Кавказском регионе. По данным Всероссийской переписи 2010 г., численность населения аварцев составляет свыше 900 тысяч человек.
Населяют они в основном горную и высокогорную части Центрального и Северо-Западного Дагестана, его северные предгорья и часть равнины, а также компактно проживают на севере Азербайджана (Белоканский и Закатальский районы), в Турции и в странах Переднего Востока. Помимо Дагестана, аварцы представлены в Чечне, Калмыкии и других субъектах РФ (всего 912090 чел.). Основная область расселения аварцев в Дагестане — бассейны рек Авар-ор (Аварское Койсу), Анди-ор (Андийское Койсу) и Чеэр-ор (Кара-Койсу).
Гуниб / Фото: Гаджи Сулейманов
Наиболее древними из дошедших до нас письменных источников являются двуязычные надписи на каменных крестах и плитах. Как отмечает профессор Б.М. Атаев, одним из первых словосочетаний на аварском языке, высеченных на каменном кресте из белого тесаного известняка грузинским алфавитом, является надпись «цIоб лъеги» (да помилует). Этот письменный памятник был найден в 1923 году в селении Урада нынешнего Шамильского района.
Аварский язык
Говорят аварцы на языке, относящемся к нахско-дагестанской языковой семье. Аварский язык имеет два наречия: северное (хунзахский и салатавский говоры) и южное (анцухский, гидатлинский, батлухский, андалалский, келебский), каждый из которых в свою очередь делится на множество диалектов. На основе северного наречия в Аварии сложился литературный язык-болмац|, что значит «язык народа, войска». Есть и другое толкование слова болмац| как «гьа-болмац|», что значит «язык гостя». Письменность до 1927 года была основана на арабской графике (аджам), в 1927-1938 гг. – на латинице, с 1938 г. – на кириллице.
В 50-60-х годах XX века в городах Дагестана имелись национальные школы. С 1938 по 1955 гг. обучение в школах Западного Дагестана до 5-го класса велось на аварском языке, а в старших классах — на русском. С 6-го класса аварский (родной) язык и литература изучались как отдельные предметы. В 1955/56 учебном году преподавание в школах аварских районов с 1-го класса было переведено на русский язык. С 1964/65 учебного года все городские национальные школы в республике были закрыты. В настоящее время на территории Дагестана школьное обучение среди аварцев до третьего класса ведётся на родном языке, затем на русском. Но это касается только сельских школ с мононациональным населением, в городах же преподавание ведётся на русском языке. Согласно Конституции Дагестана, аварский язык в республике вместе с другими национальными языками имеет статус государственного.
Название
Горцы современной Центральной Аварии, называемые «маарулал», возможно, ранее имели другой этноним — алби, к чему склоняется ряд исследователей, в том числе такие выдающиеся ученые, как Н.Трубецкой и Я.Марр. Аварцами же они себя до последних времен не называли, не именовали их так и соседи. Грузины называли леками, лакцы — яруса, кумыки — тавлу. Новое обозначение народа – аварцы — впервые встречается в трудах выдающегося дагестанского историка XIV века Мухаммада Рафи («Тарих Дагестан»). Так «маарулал» осталось внутренним самоназванием, а аварцы — внешним обозначением народа, экзоэтнонимом, как это часто случается в истории. (Например, народы, известные всем как венгры, называют себя мадьярами).
Читателю, видимо, интересно, откуда взялся термин «авар» вообще? У историков есть объяснение. Царя известного раннесредневекового государственного образования Серир в Нагорном Дагестане, по авторитетному свидетельству арабского историка Ибн-Рустаха, звали Авар. От этого имени и образовал летописец этноним — авары. Такое перенесение имени человека на целый народ случается довольно часто. Так, от имени хана Узбека происходит название узбеков, от хана Ногая — ногайцев, от династии Каджаров — каджаров (персов).
Но возникает другой вопрос: как случилось, что царя Серира назвали именем Авар? Ведь само это слово чуждо кавказским языкам. Многие авторы ищут объяснение в племенном названии кочевых аваров. Как известно, тюркоязычные кочевые авары, создавшие в Восточной Европе мощное государственное объединение — Аварский каганат, в VI веке находились в Предкавказье и, конечно же, не могли не контактировать с коренным населением такого крупного государственного образования Восточного Кавказа, как Серир. Есть предположение, что тогда часть кочевых аваров проникла в горы и осела, ассимилировавшись с местным населением (В. Ф. Минорский), что и получило отзвук в имени царя.
Семейство имама Шамиля
Первые упоминания об этом владении относятся к VI в. На севере и северо-западе Серир граничил с аланами и хазарами. Наличие общей границы между Сериром и Аланией подчёркивает и ал-Масуди. Серир достиг наивысшего расцвета в X—XI вв., являясь крупным политическим образованием Северо-Восточного Кавказа. Его правители и основная часть населения в этот период исповедовали христианство. Арабский географ и путешественник Ибн-Рустах (X в.) сообщает, что царя Серира зовут Авар (Auhar).
С X в. прослеживаются тесные контакты Серира с Аланией, сложившиеся, вероятно, на антихазарской почве. Между правителями двух стран был заключён договор, и они взаимно отдали друг за друга сестёр. Серир как христианское государство находился в орбите Византийской империи. Ал-Истахри сообщает: «…В государство Рум входят пределы… Рус, Серир, Алан, Арман и все другие, кто исповедует христианство».
Аварские поэты Омаргаджи Шахтаманов и Расул Гамзатов
История
История аварцев в контексте всего Дагестана и Северного Кавказа насыщена блистательными и драматическими страницами. Отпор вторжению Тамерлана в XIV веке, победа совместно с другими дагестанскими народами над «победителем народов и завоевателем Вселенной» Надир-шахом в XVIII веке, пафос побед и горечь поражений в почти столетней войне за независимость в XIX веке, духовный подъем в том же XIX веке, драма двух революций, в результате которых было заложено нынешнее общество.
Дом Аварских ханов в Хунзахе (первая половина XIX в.)
В 1803 г. часть Аварского ханства добровольно вошла в состав Российской империи. Сам ход исторических событий в первой половине XIX века и в последующем, вплоть до 1920 года, обусловил выдвижение имамов в основном из одного ареала – первый имам Гази-Мухаммед и имам Шамиль из селения Гимры, имам Гамзат-Бек из селения Гоцатль, имам Мухаммед-Гаджи из селения Согратль, имам Нажмудин из селения Гоцо. Они стали зачинателями новой исторической эпохи, зажегшей над Кавказом великое зарево народной войны за свободу и независимость, первопроходцами общедемократических социально-политических преобразований, имевших своей целью объединение народов Дагестана и всего Северо-Кавказского региона в единое шариатское государство, в котором последовательно осуществлялся принцип равенства людей. Вместе с шейхом Мухаммедом Ярагским они выдвинули и обосновали идеологию нового типа государства — имамата, по своей социальной сущности в корне противоположного существовавшим наследственным монархиям. В имамате более всего воплотились традиции горских общин и их союзов с их демократическим характером народовластия.
После завершения Кавказской войны аварцы при императоре Александре II входили в состав лейб-гвардейских подразделений царского конвоя, в том числе несли караульную службу в дворцовых покоях монаршей семьи.
Аварская община
Традиционная социальная организация аварцев — селение (независимо от размера и численности населения — в среднем 110-120 хозяйств с населением 500-550 человек). Община состояла из патриархальных кровнородственных объединений — тухумов. В XIX в. преобладали территориальные отношения, уже нарушался принцип родственного расселения, хотя еще были сильны традиции внутрикультурной солидарности. Управление осуществляли выборные лица и сельский сход (джамаат), в котором участвовало все взрослое мужское население (старше 15 лет). При выборах правителей — старейшин (чIухIби, гIадилзаби, хараби) — соблюдался принцип представительства тухумов.
Административную и судебную власть в аварских «вольных обществах» осуществляли правители (ч|ух|би) и старейшины (хараби) наряду с кадиями. Законодательная и контрольная функции принадлежали совету старейшин, который представлял народное собрание (джамаат). Народное собрание созывалось редко, в особо важных случаях. Ежегодно избирались правители (ч|ух|би), исполнители (г|елал), посредник между народом и правителем и глашатай (магъуш), смотритель полей (магъил г|ел), казначей (хъазаначи). Совет старейшин назначал ведавшего военными делами (цевехъан).
С установлением Советской власти в Дагестане колхозный строй с обобществлением частных земель и скота возродил первичную, так называемую «земледельческую» или крестьянскую общину, а наличие приусадебных участков сохраняет элемент вторичной, более развитой общинной системы.
Хозяйственный уклад
В советский период широкое развитие получила многоукладная жизнь аварцев. Быстрыми темпами развивались орошаемое земледелие, садоводство и виноградарство. Большие темпы роста наблюдались в культуре, народных промыслах (унцукульские, гоцатлинские, андийские, ансалтинские), местной промышленности. Началось строительство фабрик, их филиалов. И сегодня славятся аварские безворсовые ковры и гладкие двусторонние паласы, которые отличаются самобытным орнаментом и отменным качеством. Андийцы изготовляли знаменитые кавказские наплечные бурки из шерсти андийской породы овец.
Войлок, войлочные изделия занимали весьма заметное место в экономике, хозяйственном быту и культуре аварцев. На определенном, достаточно продолжительном этапе развития войлок являлся универсальным материалом для изготовления мужской, женской, детской одежды и обуви, для утепления жилища и художественного оформления его интерьера, для хранения и транспортировки материалов и продуктов.
Одним из видов прикладного искусства остается резьба по камню и дереву. Особо отличаются в этой части унцукульцы, мастера из Мачады, Гилиба, Тлоха, Бацады, Верхнего и Нижнего Инхело. Создавались новые рабочие места.
Одежда
Чем больше возрастали возможности и ресурсы Советского государства, тем полнее и разностороннее удовлетворялись материальные и духовные потребности аварцев среди братских народов Дагестана.
Одежда у аварцев такая же, как у горцев всего Дагестана. В прошлом она состояла из нательной рубахи с воротником-стойкой и простых штанов. Поверх рубахи носили бешмет (гужгат). Зимой к бешмету пристегивалась ватная подкладка. На голову надевали лохматую папаху.
Одежда аварок
Женская одежда у аварцев отличалась большим разнообразием. Одежда была по существу этническим признаком, отличительным элементом. По способу ношения платья и платка, по форме и расцветке, по виду шубы, обуви и украшения, особенно по головному убору, аварцы определяли, из какого общества или селения та или иная женщина. Девушка надевала платье из цветной ткани с красным поясом, женщины старшего возраста предпочитали носить одежду однотонную и темных цветов.
Традиции самой многочисленной нации Дагестана
У аварцев свадьбы служат средством передачи из поколения в поколение культурных традиций, социального опыта и нравственных норм. Еще в XIX в. аварцы, как даргинцы и лакцы, старались заключать браки в пределах своего тухума. У аварцев такие брачные союзы предпочитали заключать даже между близкими родственниками и однофамильцами. Самым крепким оказывался брак, заключенный между односельчанами. Взимание калыма для аварцев в прошлом не было характерным обычаем. В современных условиях адат выплаты калыма усиливается и быстро распространяется, что объясняется улучшением экономического положения людей. Издавна у аварцев существует мудрый обычай, помогающий проверить чувства молодых, общность взглядов, — помолвка, с которой и начинается подготовка к свадьбе.
Гостеприимство у аварцев – один из самых свято соблюдаемых обычаев. Гостя принимают в любое время дня и ночи, оказывая всевозможное внимание и заботу. Не принять, не угостить самым лучшим, что есть в доме, считалось позором и унижением. Приветствовать гостя приходили родственники и соседи. Часто отношения гостя и хозяина перерастали в куначество. Куначество никогда не было связано с национальностью. Говорили: кунак из Цудахара, кунак из Кумуха, кунак из Ахты.
Аварцы огромное значение придавали и придают в настоящее время традициям взаимной помощи – «гвай» (буквально – много).
Помощь соседу, родственнику, сельчанину, попавшему в беду, каждый считал своим священным долгом. Совместная работа сближала людей, облегчала труд. Люди получали моральное удовлетворение, а хозяин проникался чувством благодарности, желанием сделать им приятное. К взаимной помощи прибегали и во время уборки урожая, заготовки сена.
Аварцы отличались равнодушным отношением к пище. Сдержанность в еде воспитывалась с детства как достоинство. Ели три раза в день, но основную еду готовили на ужин, когда вся семья в сборе. Но обеспечение достатка в семье считалось неотъемлемой частью обязанностей мужчин.
Культура земледелия
Ограниченные возможности в развитии земледелия и скотоводства (малоземелье) издавна вынуждали аварцев прибегать к поиску других источников существования, что привело к распространению отходничества и развитию различных промыслов и ремесел. Земледелие развивалось по пути создания террасных полей на горных склонах.
Наиболее распространенным был тип террас с межевыми откосами, но горцы достигли большого искусства и в сооружении полей на подпорных стенах, почва на них частью была наносная. Основная масса таких террас, обрабатываемых нередко вручную мотыгами и лопатами, находилась в горных долинах. Здесь выращивали пшеницу, ячмень, рожь, сеяли также овес, просо, фасоль, горох, чечевицу, лен, позднее – кукурузу, коноплю, тыкву, морковь, чеснок. Занимались садоводством. Существовали местные сорта фруктов и винограда, которые высоко ценились на рынках, шли как обмен. Хиндалалцы хорошо знали технологию хранения свежих фруктов.
Как бы ни была высока культура земледелия горцев в условиях малоземелья, им не хватало своего хлеба, особенно в высокогорной зоне, где ведущей отраслью было скотоводство. Овцеводство у аварцев как товарная отрасль развивается с XVII века. Длительные взаимосвязи как со степным, так и с горным населением повлияли на формирование у аварцев своеобразной культуры в скотоводстве. Преобладание специальных терминов кумыкского происхождения в скотоводческой отрасли, особенно у салатавских аварцев, объясняется тем, что их чабаны, проводившие долгие зимние месяцы на равнинных пастбищах, имели больший опыт общения с кумыкскими жителями и, в частности, с их скотоводами.
Известные аварцы
В истории аварцев как личности, сыгравшие большую роль, остались Суракат — владыка Серира, Андуник — аварский феодал, автор «Завещания», Умма-хан Справедливый – владетель аварского ханства, Нуцал-хан (Магомед-Нуцал-хан) – аварский хан, Умма-хан Великий – правитель аварского ханства, Гази-Мухаммед из Гимры – первый имам Дагестана, Гамзат-Бек – второй имам Дагестана, имам Шамиль – третий имам Дагестана, имам Дагестана Нажмудин Гоцинский, Хаджи-Мурад — наиб Аварии, революционеры Махач Дахадаев, Муслим Атаев, генерал–полковник Магомед Танкаев.
Политические деятели
Навсегда останутся в истории не только аварцев, но и всего Дагестана его сыновья – политические деятели Абдурахман Даниялов, Шахрудин Шамхалов, Магомедтагир Абдулбасиров, Магомед Юсупов, Джамалудин Алиев, Гамзат Гамзатов, Суракат Асиятилов, Гаджи Махачев, Муху Алиев, Магомед Толбоев, Рамазан Абдулатипов, ученые Магомед-Саид Саидов, Халил Фаталиев, Гаджи-Али Даниялов, Ахмед Магомедов, Хизри Амирханов, Асхаб Асхабов, Гаджи Гамзатов, Ибрагимхан Камилов, Магомедрасул Магомедов, Хаджи-мурад Хашаев, Магомед Магомедов, Сиражудин Хайбулаев, Шамиль Алиев и другие.
Аварцы гордятся Героями России летчиком-испытателем Магомедом Толбоевым и его братом Тайгибом Толбоевым.
Вклад в литературу
Аварская литература развивается на родном языке и входит в состав богатой многоязычной дагестанской литературы. Первые литературные произведения, в основном переводы с арабского, появились в XV-XVI веках. В XIX-начале XX века выдвинулись поэты-классики аварской литературы Тажутдин (Чанка) из Батлаича, Махмуд из Кахабросо, Этил Али из Телетля, Эльдарилав из Ругуджа, Анхил Марин, Магомед из Тлоха, Курбан из Инхело, Расул и Магомед из Чиркея.
Мусалав Кудутлинский, Али-Гаджи из Инхо, Гамзат Цадаса, Муса Магомедов, Магомед Сулиманов, Омар-Гаджи Шахтаманов, Расул Гамзатов, Абасил Магомед, Абдула Даганов, Адалло Алиев, Гаджи Арипов, Машидат Гаирбекова, Фазу Алиева, воспевшие человека, жаждущего свободы и счастья, — продолжатели традиций классиков аварской литературы.
Вклад в культуру
Аварцы, как и все дагестанцы, имеют самобытный фольклор, декоративно-прикладное искусство, коллективы художественной самодеятельности, в которых участвуют простые жители сел. Наиболее ярким проявлением самобытности культуры являются праздники. Они стимулируют творчество народов, привлекают внимание ученых, фольклористов, ценителей народного искусства.
Здание Аварского театра
В 1935 году в сел. Хунзах Хунзахского района был создан Аварский музыкально-драматический театр. Основателями и первыми режиссерами театра стали А.Магаев, П.Шияновский, А.Артемов. В 1943 году театр был переведен в г.Буйнакск, а в 1968 году — в Махачкалу. В 1951 году ему было присвоено имя народного поэта Дагестана Г.Цадасы.
Особое место в духовной жизни аварцев занимают художники. К числу первых аварских художников относятся Халилбек Мусаясул, Муэтдин-Араби Джемал, Каир-Магомед Юнусилау. Они вместе с другими дагестанскими художниками заложили изобразительную традицию в республике. С начала 1920-х годов они учились в различных центральных художественных вузах, а вернувшись в республику, выставлялись и организовывали выставки. Весомен вклад в художественную культуру Дагестана народных художников Российской Федерации Магомеда Шабанова, Гамзата Газимагомедова, Магомеда Джамалудинова, заслуженных художников Российской Федерации Курбанали Магомедова, Али Магомедова, Али-Гаджи Сайгидова, Базаргана Гимбатова, народных художников Дагестана Магомедрасула Гимбатова, Сайгидахмеда Магомедова, Амирхана Магомедова, Ибрагимхалила Супьянова, Апанди Магомедова и других.
Спортсмены
Али Алиев – 5-кратный чемпион мира по вольной борьбе
Гордостью аварцев являются спортсмены Али Алиев – пятикратный чемпион мира по вольной борьбе, Загалав Абдулбеков — олимпийский чемпион по вольной борьбе (г.Мюнхен, 1972), Магомедхан Арацилов — олимпийский чемпион по вольной борьбе (г.Москва, 1980), Сагид Муртазалиев — олимпийский чемпион по вольной борьбе (г.Сидней, 2000), Султан Ибрагимов — олимпийский чемпион по боксу (г.Сидней, 2000), Абдулрашид Садулаев – олимпийский чемпион по вольной борьбе (Рио-де-Жанейро 2016), Хабиб Нурмагомедов — действующий чемпион в легком весе по боям без правил UFC и другие.
Среди аварцев есть и крупные бизнесмены. Это братья Магомед и Зиявудин Магомедовы — основатели и владельцы группы «Сумма», Ахмед Билалов — член Совета Федерации России от Краснодарского края с октября 2011 года по ноябрь 2012 года.
Немало ярких, талантливых представителей аварского этноса оказалось и за пределами своей земли. Они сохранили свой язык, традиции, обряды, честь и достоинство своего народа.
Современный уклад
Современные занятия аварцев основываются на традиционных формах. Усилилась зональная специализация. Нижнее предгорье, как и равнина, с поливными землями и механизированным трудом стало зоной производства зерна, виноградарства и овощеводства, стойлового содержания мясо-молочного скота. В горах уменьшился удельный вес земледельческого труда, преобладают мясо-шерстное животноводческое направление с отгоном на летние и зимние пастбища и кутанное хозяйство на равнине.
Аварцы сегодня понимают, что мир, стабильность и устойчивое экономическое развитие Дагестана – это реальность, в которой от них зависит очень многое. Они осознают, что и ответственность на них как на самом многочисленном народе нашей республики тоже лежит высокая.
Вместе с тем, несмотря на имеющиеся успехи в культурно-бытовом развитии, жизненные условия в сельской местности, особенно в высокогорной, нелегкие. Слабая техническая база, заброшенные земли, низкая урожайность, ухудшение качественных показателей животноводства, безработица обусловливают низкие доходы семей, материальные трудности, моральную неудовлетворенность. Все это вызывает отток молодежи с гор на равнину.
Немалый вклад внесли аварцы в становление и развитие Республики Дагестан. Они дали целую плеяду видных политических деятелей, военачальников. Аварцы мужественно сражались на полях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Многие из них отдали свою жизнь за Родину. И в новейшей истории им пришлось встать на защиту родного края. 7 августа 1999 года международные бандформирования вошли в Ботлихский район и захватили ряд сел.
На борьбу с боевиками вместе с российскими войсками и добровольцами со всего Дагестана встали жители аварских районов. За проявленные мужество и героизм многие из них отмечены высокими наградами России и Дагестана. В целом за ратные и трудовые подвиги 7 аварцев удостоены звания Героя Советского Союза, 15 — Героя России и 17 — Героя Социалистического Труда.
(За основу данной публикации взяты материалы регионального Центра этнополитических исследований ДНЦ РАН, дагестанских историков, филологов М.А. Агаларова, Б.М. Атаева, М.М. Магомедханова, М.Г. Магомедова, А.И. Исламмагомедова, М.Н. Гаджиевой, З.З. Ильясова).
Дагестанцы
Дагестанцы – обозначение группы народов, населяющих Республику Дагестан. В Дагестане нет так называемого титульного народа.
До 20-х годов XX века все горские народы Дагестана назывались лезгинами либо считались лезгинскими племенами. Коренными малочисленными народами Республики Дагестан признаны 14 народов: аварцы, агулы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, таты, табасараны, ногайцы, рутульцы, цахуры, чеченцы-аккинцы.
Кроме этого в юго-западном Дагестане (Западном «горном Дагестане») проживают ещё 14 народностей, которые официально в переписях включаются как этнические группы в составе аварцев: андийцы, арчинцы, ахвахцы, багулалы, бежтинцы, ботлихцы, гинухцы, годоберинцы, гунзибцы, каратинцы, тиндинцы, хваршины, чамалинцы и цезы. Также в число даргинцев включены родственные им кайтагцы и кубачинцы. В южном Дагестане также компактно проживают горские евреи.
По мнению Энвера Кирсиева, ряд малочисленных общностей, считавшихся по переписи 1926 г. группами лезгин (табасараны, рутульцы, агулы и цахуры), в переписи населения 1959 г. получили статус отдельных национальностей. Также он считает, что 13 самостоятельных в языковом отношении этничностей андо-цезской языковой группы (андийцы, ахвахцы багулалы, бежтинцы, ботлихцы, гинухцы годоберинцы, гунзибцы, дидойцы, каратинцы, тиндинцы, хваршины, чамалалы) и одна группа с языком лезгинской языковой группы (арчинцы) были отнесены к аварской национальности. Точно так же ранее самостоятельные группы кайтагцев и кубачинцев тогда же были отнесены к даргинцам.
14 языкам народов Дагестана придан статус государственных. К ним относятся: авасркий агульский азербайджанский даргинский кумыкский лакский лезгинский ногайский русский, рутульский, табасаранский татский, цахурский и чеченский языки.
Для дагестанцев сплоченность – это образ жизни, который складывался веками в самой крупной и самой многонациональной республике российского Кавказа. Дагестан – единственное место в мире, где на площади 50 тыс. кв. км проживают 102 народности, из которых 36 являются коренными, 14 из них имеют свою письменность и алфавит. При этом в Дагестане никогда не было межнациональной розни. Как же удавалось примирить разные вероисповедания, обычаи, даже взгляды на добро и зло?
Кавказ в древности называли «горой языков», подразумевая большое количество народов, проживающих на небольшом пространстве. Всем известна легенда о всаднике, который когда-то, в незапамятные времена, разъезжал по миру с мешком, в котором были разные языки. Всадник раздавал разным народам земли разные языки. Когда всадник появился на Кавказе, он разорвал свой мешок об одну из неприступных скал Дагестана. Языки рассыпались по горам, и все перемешалось. Красивая легенда, не правда ли?
Народы Дагестана прошли большой и сложный путь развития: на протяжении веков они боролись за национальную независимость. Не пером написана история горских народов – она написана кинжалами, серпами, копытами коней, надмогильными памятниками. Дагестан является одним из древнейших центров земледелия и животноводства на Земле. К тому же некоторые историки высказывают мысль о родстве народов Дагестана, в частности лезгиноязычных народов с древними народами Шумера, Загроса, а также с хеттами и мидийцами.
Вся история Дагестана доказывает сплоченность его народов.
В средние века на арену истории выходят многие народы Дагестана, они образуют свои государства: лезгинские Лакз (VI-XII вв.), Ширван (VI-XVII вв.), аварское Аваристан, Таркинское шамхальство, Казикумухское ханство, Кайтаго-Табасаранское майсумство. В это время и начинается постепенный процесс образования Дагестана как единого целого.
Главной причиной объединения дагестанских народов, говорящих на разных языках и имеющих разную культуру, стала война, заставлявшая мелкие народы объединяться вместе против множества захватчиков, которые, помимо чисто завоевательских, преследовали цели уничтожения и растворения гордых, свободолюбивых народов Дагестана. Для этого многие завоеватели умышленно меняли демографическую ситуацию в Дагестане, переселяя на лучшие земли то арабов, то иранцев, то тюрков-шиитов, то тюрков-суннитов. Именно поэтому коренные жители Дагестана живут в горах, а равнины оказались заселенными пришлыми народами. Но в течение веков эти некоренные народы постепенно сблизились с коренными и образовали общедагестанский этнос, выступающий сейчас единым целым перед лицом внешнего мира.
Страницы истории изобилуют героическими подвигами дагестанцев в защиту родины и свободы. И хотя многие из этих жертв оказались напрасными, это не может умалить мужества малого, по сравнению с захватчиками, народа Дагестана. Целых сто лет понадобилось на покорение маленькой Кавказской Албании гигантским Арабским халифатом, а еще через сто лет арабы навсегда покинули ее территорию.
Воины Чингисхана, покорившие Китай, государства средней Азии, Иран и Древнюю Русь, не смогли взять штурмом крепость Дербента, а только обошли его. Второй поход монголы совершили в 1239 году под предводительством Кровавого Батыя. Еще более ужасным было нашествие хромого Тимура, покорившего до этого Индию, Иран, Среднюю Азию, совершившего походы в Китай, нанесшего поражение Золотой Орде. Именно в борьбе с Тимуром определилось единство народов Дагестана. После кровавого похода по Дагестану его войска остановились у стен аула Ушкуджан, жители которого были язычниками. И до чего же был удивлен Тимур, когда им на помощь пришли мусульмане, представители других дагестанских народов. Вот что значит единство!
Есть у дагестанцев своя Жанна Д’Арк. Это Парту Патима, простая горянка, своим примером вдохновившая кумухских воинов, оборонявших свой аул. Возглавляемый ею отряд смог разбить непобедимого Тимура. Дагестан был ареной борьбы Турции и Ирана за обладание им. И хотя он неоднократно завоевывался то одним, то другим захватчиком, никто из них не смог покорить «Страну Гор» до конца.
Республика Дагестан расположена на северо-восточном склоне Кавказа и на юго-западе Прикаспийской низменности. Она занимает самую южную часть Российской Федерации.
Территория, география, демографическая структура.
По размерам и численности Республика Дагестан — самая крупная из республик Кавказа в составе РФ. Протяженность территории с севера на юг составляет около 400 км., с запада на восток — в среднем 200 км. Дагестан с севера граничит с Калмыкией, на северо-западе — со Ставропольским краем, на западе с Чеченской республикой. По Водораздельному хребту Большого Кавказа Дагестан граничит с Грузией. На юге Дагестан граничит с Азербайджанской республикой. На востоке территория Дагестана на протяжении почти 530 км. омывается водами Каспийского моря.
Территория Дагестана делится на 3 части. Низменная часть Дагестана (51% территории) состоит из Терско-Кумской, Терско-Сулакской и Приморской низменности. Предгорная (12 % территории) состоит из отдельных хребтов северо-западного и юго-восточного простирания, разделенных широкими долинами и котловинами. Горный Дагестан (37 % территории) характеризуется сочетанием широких плато и узких моноклинальных гребней до 2500 м. высоты. Высокогорный Дагестан включает 2 основных цепи гор — северный склон Главного или Водораздельного, хр. Большого Кавказа и его Боковой хр. Высшая точка Дагестана — г. Базардюзи, 4466 м на границе с Азербайджанской республикой.
Население Дагестана насчитывало согласно официальным переписям населения: в 1897 г. — 571 тыс., в 1926 — 744.1, 1939 — 1023.3, в 1959 — 1062.5, в 1970 — 1428.5, в 1979 — 1627.8, в 1989 — 1802.2 тыс. человек. В годы Отечественной войны население Д. сократилось, довоенная численность населения была превышена в 1959 г. Среднегодовые темпы прироста населения составляли в 1926 — 39 гг. 2.7 %, в 1959 — 69 — 2.8 %, в 1970 — 78 — 1.5 %, 1979 — 89 — 1,1 %. В 30-х и 50-70-х гг. наблюдался большой приток мигрантов в Д. в основном из северных районов России.
В некоторых горных и предгорных районах Дагестана плотность населения достигает 55-60 чел. на 1 км 52 6. Это самая высокая в России плотность населения для горных районов.
Этнический состав населения.
По данным переписи 1989 года на территории Дагестана зафиксированы представители 102-х национальностей. При этом, к числу т.н. коренных относятся народы, принадлежащие трем языковым семьям:
1. К дагестанско-нахской ветви иберийско-кавказской семьи языков относятся аварцы (вместе с 14 этносами, имеющими самостоятельные, но близкие аварскому, языки, а именно, ахвахцами, каратинцами, андийцами, ботлихцами, годоберинцами, тиндалами, чамалялцами, багулалами, хваршинами, дидойцами, бежтинцами, гунзибцами, гинухцами и арчинцами), даргинцы (включая кубачинцев и кайтагцев), лезгины, лакцы, табасаранцы, рутульцы, агулы, цахуры и чеченцы.
2. К тюркской группе алтайской языковой семьи относятся кумыки, азербайджанцы и ногайцы.
3. К индоевропейской языковой семье принадлежат русские, таты и горские евреи, говорящие на татском языке, который относится к иранским языкам.
В республике нет так называемой «титульной национальности», но ее политическими атрибутами наделены в настоящее время 14 национальностей Дагестана:
1. Аварцы — наиболее многочисленный этнос Дагестана. В настоящее время их в республике 577.1 тыс. человек, что составляет 27.9 % населения республики. Основная область расселения — регионы западного горного Дагестана. Сельское население аварцев составляет 68 % и расселено главным образом в 22 районах республики. В Ахвахском, Ботлихском, Гергебильском, Гумбетовском, Гунибском, Казбековском, Тляратинском, Унцукульском, Хунзахском, Цумадинском, Цунтинском, Чародинском и Шамильском районах аварцы составляют 98 — 100 процентов населения. В Кизилюртовском районе доля аварцев выросла почти до 80 %, в Хасавюртовском, Кизлярском, Буйнакском и Кумтуркалинском они составляют треть, а в Тарумовском, Бабаюртовском, Левашинском и Новолакском — до четверти всего населения. В городах и поселках городского типа проживает 32 % аварского населения. В Махачкале они составляют 21 %. В Кизилюрте, Южно-Сухокумске и Буйнакске – 43 — 52 %, в Хасавюрте, Кизляре и Каспийске – 12 – 22 %. Аварцы составляют значительную часть населения поселков городского типа: Бавтугай, Новый Сулак, Шамилькала, Дубки, Шамхал.
2. Даргинцы — второй по численности дагестанский этнос — составляют 16.1% населения республики (332.4 тыс. человек). Территория традиционного расселения даргинцев — горные и предгорные регионы среднего Дагестана. Около 68 % даргинцев расселены в 16 сельских районах. В Акушинском, Дахадаевском, Кайтагском, Левашинском и Сергокалинском районах даргинцы составляют от 75 до 100 населения. Значительна их доля в Каякентском и Карабудахкентском районах (соответственно 43 и 36 %). Они проживают также в Тарумовском (19 %), Кизлярском (15 %) и Буйнакском (14 %) районах. В Дербентском, Ногайском, Агульском, Бабаюртовском, Хасавюртовском и Кумторкалинском районах доля даргинцев варьирует от 4 до 9 % населения этих районов. Даргинцы — горожане проживают в Избербаше (57 % населения этого города), в Махачкале (12.4 %), Кизляре (7.3 %), Буйнакске (6.6 %), Хасавюрте (4.2 %) и Дагестанских Огнях (9 %).Знаменитый даргинский аул Кубачи относится к поселкам городского типа. Много даргинцев также в поселках Ачису, Манаскент и Мамедкала.
3. Кумыки насчитывают 267.5 тыс. человек и составляют 12.9 % населения республики. Территория их традиционного расселения — Терско-Сулакская низменность и предгорные районы Дагестана. Более половины кумыков (52 %) проживают в 8 районах сельской местности. В Кумторкалинском районе их 67.5 %, в Карабудахкентском – 62 %, Буйнакском – 55 %, Каякентском – 51 %, Бабаюртовском – 44 %, Хасавюртовском — 28.5 % Кизилюртовском — 13.6 %, в Кайтагском – 9 % населения районов. В Махачкале они составляют 15 % населения, в Буйнакске — треть, Хасавюрте — четверть и Кизилюрте — пятую часть населения. В Избербаше – 17 % и Каспийске – 10 %. В Дербенте кумыков меньше одного процента. Некоторая часть кумыков расселена в поселках городского типа: в Тарках – 91 % населения, Тюбе – 36 %, Ленинкенте — 31.3 %, Кяхулае — 28.6 %, Альбурикенте — 27.6 %, Шамхале — 26.8 %, Манаскенте — 24.9 %.
4. Лезгин в Дагестане в настоящее время 250.7 тыс. человек, что составляет 12.2 % населения республики. Основная территория расселения лезгин — нагорный, предгорный и равнинный Южный Дагестан. Сельское население (около 64 %) расселено в 9 районах. В Ахтынском, Докузпаринском, Курахском, Магарамкентском и Сулейман-Стальском районах они составляют от 93 до 100 %, в Хивском — 37.3 и Рутульском – 8 % населения. Часть лезгин проживает в Дербентском (15 %) и Хасавюртовском (6 %) районах. Лезгины — горожане сосредоточены главным образом в Дербенте (26 %), Дагестанских Огнях (22 %), Каспийске (16 %), Махачкале (9.5 %) и Избербаше (8 %). Они составляют основное население поселка Белиджи и около 10 % поселка Мамедкала.
5. Русские считаются одним из народов Дагестана. Сейчас их в республике 150.1 тыс. человек (7.3 % населения). Более 80 % дагестанских русских расселены во всех городах и поселках городского типа, однако только в Кизляре они составляют больше половины населения (54 %). Довольно значительна их доля в Махачкале и Каспийске (17 – 18 %), в остальных городах их доля варьирует от 3 до 10 % населения. Русские составляют основное население поселка городского типа Комсомольский (81 %), относительно много их в Дубках (16 %) и Сулаке (12 %). Сельское население русских (терские казаки) сосредоточено в низовьях Терека и его протоков на территории Кизлярского и Тарумовского районов, где их численность, как относительная, так и абсолютная, в последние годы заметно уменьшается(27.2 и 30.4 % соответственно). Незначительное число сельских русских проживает также в Бабаюртовском (1.5 %), Хасавюртовском (0.4 %), Ногайском (1.8 %) и Дербентском (0.7 %) районах.
6. Лакцы расселены исторически в центральной части горного Дагестана на территории Лакского и Кулинского районов. В настоящее время их 102.6 тыс.человек в республике или 5 % от всего населения. В указанных горных районах они составляют соответственно 94 и 99 % населения. Сельское население лакцев проживают также в равнинном Новолакском районе (48 % населения района), Акушинском (5 %), Рутульском (5 %) и Кизлярском (3 %) районах. Однако большинство (64 %)лакцев проживает в городах республики. Из них более половины сосредоточенно в Махачкале, где они составляют более 12 % населения, в Каспийске – 14 %, в Буйнакске и Кизилюрте — около 8 % населения этих городов. В ряде поселков городского типа — Сулак, Ачису, Кяхулай, Манаскент и др. лакцы составляют от 3 до 9 % населения.
7. Табасараны насчитывают 93.6 тыс. человек, что составляет 4.5 % населения Дагестана. Основной территорией их расселения является юго-восточный Дагестан. Большая часть (64 %) табасаранов живет в сельской местности в Табасаранском районе (80 %), Хивском (62 %) и Дербентском (15 %). Небольшое число их живет в Каякентском и Кизлярском районах. Горожане сосредоточены главным образом в Дербенте и Дагестанских Огнях (до трети населения в каждом), а в Махачкале и других городах число табасаранце незначительно.
8. Азербайджанцы насчитывают 88.3 тыс., что составляет 4.3 % населения республики. Около половины их проживает в сельской местности в Дербентском (55.7 %), Табасаранском (18 %), также в Рутульском (4 %) и Кизлярском (3 %) районах. Азербайджанцы-горожане живут в основном в Дербенте и Дагестанских Огнях, где они составляют около трети населения, а также в поселках Мамедкала (22.4) и Белиджах (7.3 %). В Махачкале азербайджанцев сейчас немногим более 6 тыс. или 1.6 % населения столицы Дагестана.
9. Чеченцев в Дагестане в настоящее время 92.2 тыс. человек. Их численность в последние два года значительно возросла. Еще в 1994 г. их численность в Дагестане составляла 62 тыс. Без сомнения такое резкое увеличение связано с военными действиями на территории соседней Чеченской республики. Они сейчас составляют 4.5 % населения республики. Сельское население, составляющее около 48 %, сосредоточено в Хасавюртовском районе (25.6 % населения этого района), Новолакском (13 %), Казбековском (13 %) и Бабаюртовском (8 %). Чеченцы-горожане живут главным образом в трех городах Дагестана — Хасавюрте (35.6 % населения города), Махачкале (4.3 %) и Кизляре (6.5 %).
10. Ногайцев насчитывается в Дагестане 33.4 тыс. человек, 16 % населения. Основная область их расселения — Территория Ногайской степи на севере республики. Сельское население ногайцев — около 87 % всех ногайцев — расселено в четырех районах: Ногайском (82 % населения района), Бабаюртовском (16), Тарумовском (8) и Кизлярском (7.8 %). В поселке Сулак они составляют более половины жителей. Незначительное число ногайцев живет в Махачкале, Кизляре и Хасавюрте.
11. Таты — дагестанский этнос, говорящий на татском языке (иранская ветвь) и исторически исповедующий иудаизм. Указать их численность в настоящее время несколько затруднительно, поскольку многие из них записываются евреями и попадают в общую с ними графу национальности. Евреев вместе с татами в Дагестане сейчас 18.5 тыс. человек. Это менее одного процента населения республики. Их численность заметно уменьшается, особенно в последние годы из-за массового выезда в Израиль. Подавляющее их большинство проживает в городах – 98 %, главным образом в Дербенте, Махачкале, Буйнакске, Хасавюрте, Каспийске и Кизляре.
12. Рутульцы — малочисленный этнос Дагестана, насчитывающий 17.1 тыс. человек (0.8 % населения республики). Основная территория расселения — верховья р.Самур в Южном Дагестане. Сельское население (около 70 %) рутульцев расселено в Рутульском (55 % населения района) и Докузпаринском (2.3 %) районах, а также небольшими группами в несколько сотен человек в Кизлярском, Магарамкентском, и Дербентском районах. Большинство рутульцев-горожан проживает в Махачкале и Дербенте.
13. Агулов всего 16 тыс. человек. Основной ареал их расселения — бассейн рек Чирагчай и Курах в высокогорном Южном Дагестане. Сельских агульцев около 67 процентов и они проживают главным образом в Агульском районе (90 % населения района). Агулы горожане живут в поселках Шамхал и Тюбе и в городах Махачкале, Дербенте и Дагестанских Огнях.
14. Цахуры — самый маленький народ Дагестана, насчитывающий 6.3 тыс. человек. (0.3 % населения Дагестана) — живут в верховьях р.Самур. Сельских цахуров 82 %, которые проживают главным образом в Рутульском районе. Городские цахурцы живут в Махачкале, Южно-Сухокумске и Дербенте.
Историческая справка.
Территория Дагестана была освоена человеком в эпоху палеолита. Древнейшие памятники каменного века, обнаруженные здесь, относятся к ашельской эпохе.
Среди древних предков народов Дагестана племена легов, гелов, удинов и др., проживавшие на территории современного Дагестана в I тыс. до н.э. В конце I тыс. до н.э. территория Дагестана с указанными и другими племенами входила в состав Кавказской Албании. На рубеже двух эр Албания была вовлечена в тяжелые изнурительные войны римлян с парфянами, соперничающими между собой за гегемонию в Малой Азии и на Кавказе. В III в.н.э. южный Дагестан был захвачен Сасанидским Ираном, а северный равнинный Дагестан в IV в. вторглись гунны.
Начиная с V века, на территории Дагестана образуется ряд государственных образований. Это Дербент, Лакз, Табасаран, Серир, Зирихгеран (Кубачи), Кайтаг, Гумик и др. В VI веке на равнине к северу от реки Сулак и южнее на узкой прибрежной полосе сложилось «царство гуннов» с городами Варачан, Чунгарс и Семендер, население которого состояло из местного населения смешанного с гуннами. В середине VII в. в степях Северо-Восточного Кавказа сложилось Хазарское государство (Хазарский каганат), в которое входил северный равнинный Дагестан, а с 664 г. с юга начинаются непрекращающиеся на протяжении столетий нашествия арабов. Дагестан надолго превращается в арену политического соперничества хазар с арабами и, вместе с тем, испытывает значительное влияние их культур. Только к началу IX в. прекращаются походы арабов и выступления хазар.
С начала X в. политический распад Арабского Халифата приводит к образованию самостоятельных государств. В Дербенте сохраняется правление арабского происхождения, подчиняющаяся Ширвану, а остальные области Дагестана становятся полностью независимыми. В середине XI в. Дагестан испытывает нашествие с юга турков-сельджуков. В первой половине II тысячелетия на территории Дагестана складывается ряд феодальных государств. С середины XII в. и до начала XIII в. (татаро-монгольское нашествие) Дербент существовал как самостоятельное владение — независимый Дербентский эмират. В горном Дагестане формируются Аварское ханство, Казикумухское шамхальство, Кайтагское уцмийство и целый ряд мелких самостоятельных политических образований: Ахты, Цахур, Рутул, Курах, Хив, Тпиг, Хнов и др. До татаро-монгольского нашествия сохранял независимость и Табасаран.
В 20-х годах XIII в. в Дагестан вторгаются татаро-монголы, а в XIV в. войска Узбека, Тохтамыша и Тимура. В этот период усиливается процесс исламизации Дагестана. С середины XV в. народы Дагестана столкнулись с новой политической силой — Сефевидским Ираном, военной опорой которого служили тюркоязычные племена, получившие в последствии общее название «кызылбашей».
С XVI в. с образованием Русского централизованного государства, особенно после присоединения к нему Казанского (1552) и Астраханского (1556) ханств, начинается усиление его политического влияния на Дагестан. С этого времени на длительный период Дагестан оказывается вовлеченным в противостояние трех могущественных политических сил; Ирана, Турции и России. В 1722 г. Петр I вторгается в приморский Дагестан и присоединяет его к России. Однако по Гянджинскому трактату 1735 г. Россия, заинтересованная в союзе с Ираном против Турции, уступает ему эти территории.
Гюлистанский мирный договор между Россией и Ираном, подписанный 24 октября (5 ноября) 1813 г. в селении Гюлистан в Карабахе после окончания русско-иранской войны, юридически оформил признание Ираном перехода к России Дагестана, Грузии, Мегрелии, Име- ретии, Гурии, Абхазии и ханств: Бакинского, Карабахского, Гянджинского, Ширванского, Шекинского, Дербентского, Кубинского и Талышского. На территории Дагестана стали возникать русские города-крепости.
Колониальная политика царской России вызвала в Дагестане политическое движение за независимость и объединение. На рубеже 30-х годов XIX в. под флагом исламского мюридизма возникло антиколониальное освободительное движение горцев под руководством имамов Дагестана Гази-Магомеда, Гамзат-бека и Шамиля. В начале 40-х годов имамат в ходе войны с российскими колониальными войсками включал в себя значительную часть Дагестана и Чечни. В 1859 г. Шамиль под натиском российских войск вынужден был капитулировать и сдаться в почетный плен. В 1860 г. была образована Дагестанская область Российской империи с т.н. военно-народным управлением — бюрократической системой управления во главе с генерал-губернатором с элементами традиционного самоуправления населения на местах. В 1877 г., с началом очередной русско-турецкой войны в Чечне и Дагестане вспыхнуло крупное восстание. На этот раз оно было подавлено со всей колониальной жестокостью. Согласно приговору специально учрежденного военно-полевого суда, в Гунибе и Дербенте были казнены через повешение руководители восставших: имам Гаджи-Магомед, Ника-Кади, Абас-паша, ротмистр Абдул-Меджид, Зубаир-бек, Абдул Гаджиев, Кази-ахмед и др., всего 300 человек. Огромное число активных участников восстания вместе с семьями было арестовано, около 5 тыс. из них были высланы на каторжные работы и постоянное жительство во внутренние губернии России.
С середины XIX в. и особенно после строительства в 90-х годах Владикавказской ж.д., соединившей Дагестан с центром России, с Баку и Грозным, Дагестан включился в русло капиталистического развития. К началу XX в. в Дагестане насчитывалось около 70 предприятий, формируется местная буржуазия и рабочий класс.
После революций 1917 г. и Гражданской войны в России Дагестан обрел политический статус. 13 ноября 1920 г. на Чрезвычайном съезде народов Дагестана была провозглашена декларация об автономии Дагестана, а 20 января 1921 г. был принят Декрет об образовании Дагестанской АССР.
В 1991 г. в результате развала СССР и образования на его территории независимых государств из числа бывших Союзных республик, Дагестан стал республикой в составе нового государства — Российской Федерации. 26 июля 1994 г. была принята новая Конституция Республики Дагестан, в которой определяется, что Дагестан «есть суверенное, единое, демократическое государство в составе Российской Федерации, выражающее волю и интересы всего многонационального народа Дагестана» (ст.1).