Какой народ использует в качестве транспорта оленей
Перейти к содержимому

Какой народ использует в качестве транспорта оленей

  • автор:

Сойоты — жители священных гор

Предки сойотов с древних времен жили в предгорьях Восточных Саян, занимаясь охотой, оленеводством и разведением «снежных верблюдов», которые известны как яки. Взаимодействие с тюрками и бурятами, а позже политика искоренения малых народов советского периода привели в итоге к утрате сойотского языка и многих элементов традиционной культуры. Однако память до сих пор хранит предания о великих покровителях народа и священных гор.

Название

Самоназвание сойоты связано с местом исторического обитания народа и его далеких предков — предгорий Саян. Существует версия, что слово «сойон» значит «острый клык». Другая версия происхождения названия ведет к имени одного из старейших родов народа — сойот. Известны названия других родов: иркит, онхот и хаасуут, по имени которых народность называла часть соседских наций. Другие варианты произношения этнонима:

  • соёд
  • саяты
  • сойыт

Где живут, численность

Сойоты занимали обширные территории: с юга от озера Хубсугул, на восток до берегов Селенги. Ассимиляция с бурятами и денационализация малых народов в период советской власти привели к сокращению границ расселения и уменьшению национального самосознания.
С XX столетия сойоты компактно проживают в Республике Бурятия, на территории Окинского района, с центром в селе Орлик. Территория, приравненная к районам Крайнего Севера, расположена в Восточных Саянах и окружена горным кольцом.
Перепись 2010 года показала наличие 3608 сойтов на территории России, 3579 человек из них живут в Бурятии. Представители сойотских родов представлены в Забайкальском крае — 8 человек, Иркутской области — 11 человек.

Древний сойотский язык принадлежал к уральской семье, самодийской группе: сейчас он относится к числу вымерших. Это произошло в результате двух волн миграции соседних народов, оказавших значительное влияние на язык. Первым этапом стала тюркизация, по разным данным, произошедшая в конце первого тысячелетия до нашей эры или в V-VII столетиях. Пришедшие из Центральной Азии тюрки не задержались в регионе надолго, переместившись западнее, на территории Алтая и Тувы.
Сильнейшее влияние, оказавшееся фатальным для национального языка, оказали буряты. С XVII века пришедшие из северо-западной Монголии группы хонгодоров, бежавшие из-за междоусобицы, начали процесс ассимиляции сойотов. В середине XVIII столетия влияние еще более усилилось из-за формирования русско-китайской границы: вдоль Оки ее защищали буряты из Иркутска и Тунки.
Это привело к полному исчезновению сойотского языка, вытесненному бурятским, а позднее и русским. Ученые-лингвисты в начале XXI века предприняли попытки создания алфавита древнего сойотского языка, составили русско-бурятско-сойотские словари. В начальных школах Окинского района ведется преподавание родного языка.

История

Сойоты — коренное автохтонное население региона. Археологические исследования зафиксировали появление первых людей в Восточных Саянах в эпоху неолита — это были древние протоэвенкийские племена, в начале эпохи бронзы смешавшиеся с протосамодийскими этносами. Они первыми в регионе приручили дикого северного оленя, положив начало культуре оленеводства, сохранявшей ведущую роль в жизни сойтов до прихода советской власти.
Скотоводство в Саяны проникло в первом тысячелетии до нашей эры вместе с кочевыми азиатскими племенами. Значение промысла еще более усилилось с активным заселением региона бурятами, которые мирно сосуществовали с сойтами на протяжении всей истории взаимодействия.
Первые упоминания сойотов как народа относятся к XVII столетию и связаны с приходом русских казачьих караулов. После Октябрьской революции создана бурятская АССР, в составе Тункинского аймака выделен Сойотский хошун. В 30-40-е гг. образование было расформировано, а лидеры сойотов репрессированы.
Политика советов предполагала денационализацию малых народов во имя формирования единой советской нации. Введены колхозы, ликвидировано традиционное занятие народа — оленеводство, как неприоритетная форма хозяйствования. Сойтов стали записывать как бурят, право на национальную идентификацию вернулось лишь во время переписи 2002 года. Народ получил статус малого коренного населения Саян, создан культурный национальный центр.

Внешность

Сойоты глобально относятся к большой монголоидной расе, представляя байкальский антропологический тип центрально-азиатской расы. К характерным особенностям внешности относят:

  • рост — низкий или ниже среднего;
  • телосложение — коренастое;
  • смешанный цвет глаз;
  • распространен эпикантус;
  • темные волосы;
  • светлые оттенки кожи;
  • тонкие губы;
  • слабый рост растительности на лице и теле;
  • слабо выступающий нос;
  • выделяющиеся скулы.

Одежда

Традиционный сойотский костюм утрачен. Известно, что верхней одеждой служила скроенная прямо шуба из оленьей кожи, степень выделки которой зависела от сезона. Зажиточные сойтоы украшали ее по полу и подолу оленьим мехом контрастных оттенков, пушниной. С приходом бурят сойоты переняли их традиционный костюм, шившийся из покупных тканей.
Интересна описанная в одном из казацких свидетельств традиция «брить головы кобылам и женщинам». Объяснением этому служило мнение, что с древних времен гривы носят лишь жеребцы, поэтому длинные волосы позволено носить только мужчинам. Распущенными они волосы не оставляли: заплетали в косу.

Семейный уклад

В жизни сойотов господствовал патриархальный уклад, женщина занимала зависимое положение, не имела прав. Мужчина занимался охотой, оленеводством, на плечи женщины ложился полный комплекс хозяйственно-бытовых дел. Дочери и жены готовили пищу, выделывали кожи, плели веревки, ухаживали за домашним скотом.
Запрещались браки внутри рода, преобладала моногамия, хотя добрачные и внебрачные связи были в норме. Зависимое положение женщин не давало права голоса при выборе партнера. Свадьба осуществлялась сговором, лучшим временем считалось полнолуние — Саган-Сара.

Свадебный обряд начинался с приезда сватов Эгэ-Тутхаху к родным невесты для заключения предварительного сговора. Если настрой был положительным, следующий визит проходил совместно с женихом. В семье девушки резали барана, устраивали пир, обсуждали размер калыма. После его выплаты шаман проводил свадебный обряд с использованием крови и огня.
Молодая жена переезжала в юрту к мужу, принималась за обустройство быта. Ей запрещалось поворачиваться к гостям и супругу спиной, стоять спиной к огню, проходить в переднюю часть жилища, считавшуюся наиболее почетной. В общественной жизни сойотки участия не принимали, на общественных собраниях права голоса не имели.

Жилище

Кочевой образ жизни отразился на традиционном жилье сойтов, представленном в виде шалаша (уруса). Летом собирали из тонких жердей остроконечный шалаш, зимой его покрывали оленьими шкурами с внешней и внутренней стороны. С приходом в регион бурят распространение приобрела монгольская юрта, состоящая из четырех, пяти, шести стен, покрытых шкурами.
В верхней части жилища размещали свето-дымовое окно, под ним обустраивали очаг, над которым на опорах вешали чайники, котлы. Справа была женская половина, где хранилась домашняя утварь, личные вещи женщин и продовольственные запасы. Слева располагалась мужская, где размещалось оружие, орудия для погона оленей, шкуры, пушнина. Место с противоположной от входа стороны предназначалось для гостей, здесь же размещались домашние идолы, фетиши.

Жизнь

Традиционное занятие сойотов — отгонное оленеводство, базировавшееся на постоянных перекочевках: 4-10 раз в течение года. Олени круглый год были на подножном корме, которым служил мох-ягель. Шкуры оленей использовали для шитья одежды и обуви, утепления жилища, выделки кож. Мясо употребляли в пищу, рога молодых оленей использовали для приготовления лекарственных снадобий.
Небогатые сойоты использовали оленей в качестве транспорта для освоения новых промысловых охотничьих угодий: этот тип оленеводства получил название саянский. В распоряжении достаточно иметь трех оленей: двух самцов и одну самку, дававшую приплод в начале лета, ежедневно снабжавшую молоком. Как только стадо оленей превышало нужное для мобильного передвижения число, их продавали, убивали.

Охота — древнейшее занятие сойтов. Пушнину продавали, обменивали на предметы первой необходимости: оружие, муку, ткани, предметы обихода. С охотой связано множество запретов и правил, базирующихся на древних шаманских верованиях. Считалось, что кабан и медведь понимают человеческий язык, поэтому во время охоты на них молчали.
Запрещалось убивать птиц, в особенности лебедей и ласточек. Первые жили парами, поэтому при потере партнера проклинали убийц, вторые — общались с небесными ханами. Неосознанно сойоты применяли свод важных для экологии правил: не убивали зверей целыми выводками, охотились только в сезон, не использовали железные капканы, делали перерывы в освоении охотничьих угодий.

Религия

Древняя религия сойтов представляет комплекс верований, основанный на одушевлении окружающей живой и неживой природы, шаманизме, фетишизме. Особого внимания заслуживает культ гор. Горы выступали центром мироздания, связывали людей с космосом, высшими небесными божествами. Традиционный молельный обряд — «Ахын 13 хаданууд», посвященный вершинам тринадцати саянских гор.
На одном из склонов горы шаман разводил священный костер, окуривая окрестности ветками можжевельника, вознося молитвы тринадцати духам-покровителям вершин. У подножия священной горы выбирали примечательное дерево, на котором вешали ленты: оленеводы — белого цвета, охотники — красного.

Сохранился священный для сойтов перевал Нуху Дабан, что в перевод означает «перевал Ворота». Он представляет собой массивную каменную плиту, в центре которой образован природный провал. Согласно легенде, его мощной стрелой прорубил во время охоты за лисицей эпический герой Гэсэр-хан. Здесь совершали моления, «кормили» духов молоком, мясом. Взамен просили благосклонности в делах, брали камни, становившиеся талисманами. Сегодня сойоты исповедуют буддизм, распространившийся в регионе с приходом бурят.

Основу рациона сойотов составляла мясная и молочная пища. Туши использовали полностью: готовили кровяные колбасы, субпродукты, изысканным лакомством считались губы и язык оленя. Свежее мясо варили, реже жарили, для сохранения коптили, солили, вялили. Высушенное мясо впоследствии отваривали, охотники использовали растолченные в порошок мясные заготовки: их было легко хранить и готовить. Из молока оленей и яков производили мягкие сыры, из муки пекли пресные лепешки.

Подумай, какой народ использует в качестве транспорта оленей.

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для публикации ответа на этот вопрос.

решение вопроса

Связанных вопросов не найдено

  • Все категории
  • экономические 43,679
  • гуманитарные 33,657
  • юридические 17,917
  • школьный раздел 612,452
  • разное 16,911

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

Какой народ использует в качестве транспорта оленей

Крайний Север – это территория, расположенная за Полярным кругом, на которой проживают разные народы. Они имеют свои традиции, обычаи и образ жизни, которые были сформированы в тяжелых условиях северной природы. Один из самых заметных элементов культуры народов Крайнего Севера – это использование оленьих упряжек для передвижения на лодках и санях, а также для охоты.

Оленьи упряжки – это не только средство передвижения, но и объект культового почитания у народов Крайнего Севера. Олень – это символ уважения к природе и духовному миру, своего рода божество. Соответственно, использование оленьих упряжек связано с религиозными верованиями и традициями.

В настоящее время традиции использования оленьих упряжек сохраняются только у некоторых народов. С появлением механизированных средств передвижения, оленьи упряжки потеряли свою практическую значимость для массового использования. Но для многих жителей Крайнего Севера они остаются неотъемлемой частью культуры и традиций, которые передаются из поколения в поколение.

Кто на Севере ездит на оленьих упряжках

Оленьи упряжки — это уникальный вид транспорта, который используется на Севере с древних времен. На них ездят представители народов Крайнего Севера, прежде всего, это народы чукотского, эвенкийского, ненецкого и других этносов.

Оленьи упряжки стали заменой коням, которые в условиях Севера не могли выживать. Олени же обладают хорошей морозоустойчивостью и ловкостью, что позволяет им ориентироваться в бездорожье и передвигаться на большие расстояния.

Эти транспортные средства используются для охоты, рыбалки, транспортировки грузов и перевозки людей. Их быстрота и маневренность позволяют передвигаться даже по ледяным равнинам и через глубокие реки. Это невероятно удобно для проживания в условиях тайги и тундры.

Путешествие на оленьих упряжках становится прекрасной возможностью познакомиться с народными обычаями и традициями народов Крайнего Севера. Люди, знакомые с этим видом перевозки, расскажут много интересного о жизни, охоте, традиционных ремёслах и других культурных особенностях этнических групп.

  • По традиции, оленей не называют по имени, а отмечают их разными звуками или символами на упряжи;
  • Оленьи упряжки — это не просто средство передвижения, но и духовный символ, уважение к дикой природе и культуре своих предков;
  • С современностью, оленьи упряжки немного модернизируются, в некоторых населенных пунктах можно арендовать специальные туристические упряжки и поучаствовать в этом незабываемом приключении.

Традиции народов Крайнего Севера

На протяжении многих столетий народы, проживающие на Крайнем Севере, развивали свои уникальные культуры и традиции. Одним из наиболее знаковых элементов этой культуры является оленья упряжка, которая прежде была главным средством передвижения по полуострову.

Оленья упряжка исполняет важную функцию не только в транспортной сфере, но и в культурной жизни народов. Она была и остается символом богатства и власти, а также предметом глубокого уважения и почитания.

Кроме того, народы Крайнего Севера содержат древние традиции и ритуалы, связанные с охотой на животных, ловлей рыбы и сбором ягод. Они также верят в магические силы природы и уделяют большое внимание духовной жизни, в том числе проводят ритуалы, связанные с культом предков и символикой оленей.

Культура и традиции народов Крайнего Севера сильно повлияли на художественное и культурное наследие России. Сегодня уникальная культура и традиции сохраняются и передаются следующим поколениям благодаря усилиям местных жителей, а также научных и культурных программ, призванных сохранить и охранять эту уникальную культуру.

О чем свидетельствуют эти обычаи

Обычаи, связанные с ездой на оленьих упряжках, являются важным элементом культуры народов Крайнего Севера. Они свидетельствуют о глубокой привязанности людей к земле, природе и животному миру. Олень для народов Севера не только средство перевозки и источник пищи, но и священное животное, которое символизирует силу, выносливость и мудрость.

Эти обычаи также отражают традиционный образ жизни и способы выживания на Севере. Езда на оленьих упряжках была необходимой и обычной практикой для передвижения по труднодоступным территориям, где нет дорог и мостов. Она позволяла людям объезжать леса, болота, долины и горы, достигать мест на охоте и поддерживать связь между различными поселениями.

Кроме того, обычаи езды на оленьих упряжках являются важным источником народной мудрости и легенд. Многие рассказы и поверья связаны с оленями, их поведением и особенностями, а также связью людей с этими животными. Эти обычаи передаются из поколения в поколение и сохраняются как часть культурного наследия народов Крайнего Севера.

Примеры обычаев: Что они означают:
Олениные гонки Соревнование на лучшую оленью упряжку
Оленья охота Способ получения животной пищи и меха для одежды
Угощение на оленьей охоте Проявление гостеприимства и уважения к гостям

В целом, эти обычаи являются ярким проявлением национальной и культурной идентичности народов Крайнего Севера, которые уважают свои традиции и сохраняют свое наследие. Они также помогают сохранившимся оленеводам и охотникам с Севера поддерживать связь с природой и традиционным образом жизни.

Как сохранить традиции настоящего Севера

Настоящий Север — это не только место жительства, а целый комплекс культурных и национальных особенностей народов, обитающих в зонах полярного круга. С другой стороны, глобализация, изменение климата и резкое ухудшение экологической ситуации неизбежно влияют на жизнь коренных жителей Севера и на их ценности.

Для сохранения традиций настоящего Севера необходимо действовать на нескольких уровнях. В первую очередь, это касается образовательной сферы. В школах и вузах должны преподаваться уникальные знания о жизни и культурных особенностях народов, обитающих в этих регионах. Также необходимо создавать музеи, где можно будет ознакомиться с традиционным образом жизни и национальными ремеслами народов Севера.

Однако, сохранение культурных традиций народов Севера не было бы возможно без сохранения экологической ситуации в этих регионах. Поэтому необходимо предпринимать меры по защите и восстановлению экологической системы в зоне полярного круга. Государство должно не только обеспечить строгое соблюдение экологических стандартов, но и поддерживать национальные ремесла и обычаи народов Севера.

Важно также воспитывать у молодого поколения уважение к культурным традициям и национальным особенностям народов Севера. Для этого нужно организовывать традиционные праздники, спортивные мероприятия, музыкальные и танцевальные концерты, на которых можно было бы познакомиться с культурой и историей народов Севера.

Таким образом, сохранение традиций настоящего Севера — это задача всего общества и государства. Всякий раз, когда мы охраняем культурные особенности народов, обитающих в зонах полярного круга, мы сохраняем их национальную идентичность и уникальную культуру, вкладывая в них надежду на будущее.

Чукотские средства передвижения

Основным средством передвижения по суше были олени. Чукчи запрягали оленей в нарты. Использовали несколько видов нарт: легковые, грузовые, для перевозки посуды кукиинэн (букв.: котлогрузовые), кибитку, крытую оленьими шкурами, для перевозки детей кааран, нарты для перевозки жердей остова яранги. “Легкие свои санки, – писал К. Мерк, – они изящно вырезывают из березового дерева, весной разбирают их, а к зиме снова собирают, причем к зиме всегда выскабливают их добела и обивают полозья китовым усом. Грузовые нарты тяжелы и за отсутствием леса обычно покрыты заплатами.

Кочевка чаунских оленеводов. Фото К. Лемешева.

Соединительные дуги полозьев делаются обычно из рогов диких оленей… Для связывания частей грузовых нарт пользуются китовым усом, а ездовые сани связывают по большей части замшей… Женщины имеют особые нарты, очень кропотливой отделки, которые покрыты пологом из белого или пестрого меха… натянутого на круглые стойки. В таких нартах перевозят роженицу, маленьких детей… В такие нарты, а также в легкие ездовые, впрягают по два оленя, в грузовые нарты по одному” (Архив МАЭ. Кол. 3. Оп. 1. П. 2. С. 30-31). Никаких принципиальных изменений оленья упряжь чукчей к началу XX в. не претерпела.

Отправляясь в дальнее путешествие с грузом, чукчи делали в день максимум 10-12 км, так как олени быстро утомлялись. Путешествуя налегке, старались не ночевать в тундре. Обычно путник ехал от стойбища к стойбищу. В первом же стойбище он оставлял своих оленей, ему давали свежих, которых в свою очередь он оставлял в следующем стойбище. На обратном пути он возвращал хозяевам оленей, которых они ему давали. При таком способе передвижения быстро преодолевались большие расстояния.

Для передвижения по снегу чукчи пользовались ступательными лыжами-ракетками вэлвыегыт (вороньи лапки), они сохранились до настоящего времени. При ходьбе по льду к ним привязывались шипы из рога оленя, бивня мамонта или моржового клыка.

Средствами передвижения по воде были одноместные байдарки и многоместные байдары. “Лодки их обтянуты моржовой кожей, остов закрепляется поверху двумя шестами, образующими острый, выдающийся вперед нос, а сзади концы шестов выдаются за тупую корму. В лодке четыре скамьи для гребцов: на передней сидит один, на прочих по 2-3 гребца, и 1 на руле. Гребут короткими однолопастными веслами. При дальних плаваниях в середине байдары укрепляют два поперечных шеста с надутыми тюленьими шкурами в виде поплавков. Этим они предупреждают опрокидывание байдары волной. В открытое море они не осмеливаются плыть без таких пузырей (Архив МАЭ. Кол. 3. Оп. 1. П. 2. С. 37-38).

В случае необходимости оленные чукчи строили плоты тымитым (от тунгусского “тым”). По данным фольклора, при переправах через реки чукчи сплачивали нарты, обтягивали их покрышкой яранги, получая своеобразную ладью, на которой перевозили имущество и переезжали сами.

Нередко оленные чукчи пользовались байдарами морских зверобоев, которые, в свою очередь, при необходимости использовали оленей кочевых чукчей. “Оленные чукчи к сидячим чукчам на оленях приезжают и в зимние походы на коряк подымают тех сидячих на своих оленях, а, напротив того, сидячие чукчи оленных возят на своих байдарах по морю и по реке и дают им во взаимное дружество свои байдары, а от них оленных вместо байдар своих берут на платье себе разного звания кожи оленей” (РГАДА. Ф. 199. N 539, тетр. 13. Л. 26).

Транспортное собаководство традиционно для береговых чукчей. Сообща¬емые К. Мерком подробности не оставляют сомнений в том, что конструктивно собачья нарта чукчей мало чем отличалась от оленьей легковой: “нарты их длиною 5’/2 футов, высотой 8-10 дюймов, а шириной 1 фут 4 дюйма или немного больше. Полозья узкие и обиты китовым усом, на них поставлено 7-8 дужек из оленьих рогов. В привязанные к передку нарт ремни они впрягают от 3 до 7 собак в один поперечный ряд” (Архив МАЭ. Кол. 3. Оп. 1. П. 2. С. 38-39).

Веерный тип упряжи собак сохранялся у чукчей и в первой половине XIX в. Тогда же зарегистрировано использование “собак для бечевания байдар” вдоль берега. Позднее они заимствовали от русских тип нарты, запряжку цугом и управление с помощью остола. До начала XX в. практиковались два способа упряжки собак: веером и цугом. Каждому способу соответствовали разные виды нарт. В упряжку цугом запрягали обычно 8-12 собак, в веерную – 5-6. В начале XX в. старинный способ упряжки веером сохранялся только при состязаниях в быстроте езды.

Число собачьих упряжек и число собак в упряжке у прибрежных чукчей за¬висело от состоятельности семьи. На побережье Ледовитого океана, к западу от с. Ванкарем, собак было меньше, так как морской промысел здесь был менее продуктивный, обычная упряжка состояла из 6-8 собак. “Хроническое бессобачье” чукчей этого побережья отмечалось почти всеми, кому доводилось бывать у них. Часто собаки гибли не только от бескормицы, но и от болезней. Чук-чи не очень умело занимались разведением собак. Они предпочитали покупать ездовых собак у русских жителей Колымы и Анадыря.

Некоторые жители Колымы специально занимались разведением собак для продажи, стоимость средней собаки – 15 р. или 2 песца. Лучшие собаки ценились до 30 руб. Кормили собак мясом и жиром морских млекопитающих. На Анадыре – рыбой и нередко оленьим мясом.

И.С. Вдовин, Е.П. Батьянова
(из книги Народы Северо-Востока Сибири)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *