Видео: Не приняли на родине и назвали трусом — история японца, выжившего на «Титанике»
Человек, по воле судьбы оказавшийся в эпицентре масштабной катастрофы, может быть обречен на погибель. Но есть и те, которым удается спасти свою жизнь, несмотря на все пережитые ужасы бедствия. Таких людей считают везунчиками, им помогают восстановиться после перенесенного стресса и всячески их поддерживают. Но всегда ли бывает именно так? Автор видео ниже рассказывает историю мужчины, который сумел пережить кораблекрушение «Титаника», но не нашел поддержки у соотечественников.
Масабуми Хосоно попал в Лондон после исследования железнодорожной системы России. Проведя в Великобритании некоторое количество времени, он сел на «Титаник» и отправился домой. Когда произошло столкновение с айсбергом, Хосоно разбудил стюард, который и сообщил мужчине об эвакуации. Когда Масабуми понял, что шлюпок не хватает и в первую очередь эвакуируют женщин и детей, он попытался осознать свою скорую гибель. Но его разум все же искал хоть какой-то способ спасения. Вскоре из одной шлюпки послышался голос, который сообщал о двух свободных местах. Почти тут же в лодку устремился человек, и Масабуми сделал то же самое. Он успел, и оказавшись на спасательном судне, смог выжить.
Он стал известным после некоторых интервью в Нью-Йорке, опубликованных в газетах. Его прозвали удачливым японским парнем, однако все изменилось в один миг, когда тот вернулся на родину. В Японии он стал изгоем, его начали проклинать и даже плевать в его сторону. Дело в том, что японцы воспринимали смерть как достойное завершение жизни, и считали, что Хосоно не должен был занимать чье-то место в спасательной шлюпке. Все знали, что на лайнере еще оставались женщины и дети, которые могли бы занять то самое свободное место.
Мужчина скончался в 1939-м, и его семья уверена, что одной из причин его кончины является критика со стороны общества. Его близкие так и не признали его поступок бесчестным, и долгое время пытались обелить образ любимого человека. Однако общество уже все для себя решило, и восстановить репутацию отца было уже слишком поздно.
Знаете ли вы, что некоторые исторические факты о «Титанике» на самом деле оказались фейком?
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек
Выжил на «Титанике» и на всю жизнь стал национальным позором: трагедия одного японца
Масабуми Хосоно в 1910 году было 40 лет. Он считался одним из лучших сотрудников Министерства транспорта Японии, поэтому ему доверили изучение российской государственной железнодорожной системы. Через два года, выполнив задание правительства, мужчина решил отправиться на родину из Лондона.
Масабуми был не беден и мог позволить себе поездку первым классом. Однако из-за того, что чиновник не был европейцем, ему пришлось смириться с тем, что придется путешествовать вторым классом на крупнейшем пароходе того времени — «Титанике».
В ночь с 14 на 15 апреля Хосоно был разбужен стюардом, который сообщил о катастрофе. Поскольку из каюты второго класса попасть на верхнюю палубу к спасательным шлюпкам уже было невозможно, член команды предложил спуститься на палубу третьего класса.
Один из матросов, который спускал шлюпки, крикнул: «Осталось два места!» — и туда мгновенно прыгнул какой-то мужчина. Хосоно, поддавшись массовой истерии, последовал за ним. Это решение, принятое в состоянии паники, спасло его. Утром шлюпку обнаружила команда судна «Карпатия».
Так Масабуми оказался в США, где какое-то время о нем никто не вспоминал, но после пары интервью его стали называть Японским Счастливчиком. Друзья помогли Хосоно вернуться на родину. Кстати, записи, сделанные им в шлюпке, стали единственным письменным свидетельством гибели «Титаника».
Первоначально к выжившему пассажиру «Титаника» относились с уважением, однако после публикации интервью Эдварда Були, который заявил, что японец, не будучи членом экипажа, мог сесть в шлюпку лишь переодевшись женщиной. И эта единственная фраза сломала жизнь Хосоно.
Внезапно все изменилось. Люди плевали в его сторону, никто не хотел общаться, и даже с работы он был уволен, правда, вскоре его вернули. По мнению японцев, как единственный представитель своей страны Масабуми обязан был пойти на дно вместе с кораблем, ведь на борту «Титаника» были еще женщины и дети. В 1939 году Хосоно, опозоривший свою фамилию, умер. Дети чиновника пытались реабилитировать его в глазах общества посмертно, но многие и сейчас уверены, что он совершил недостойный поступок.
А ведь Були, очернивший Японского Счастливчика, даже не сидел с ним в одной шлюпке.
Единственный японец, выживший во время гибели «Титаника», в Японии считается трусом
Масабуми Хосоно был единственным японцем на борту «Титаника» — он работал государственным служащим в японском министерстве транспорта. Во время своей миссии в России и Лондоне он оказался на борту «Титаника» в качестве пассажира, путешествующего вторым классом.
Масабуми Хосоно
Стюард разбудил его после того, как «Титаник» уже столкнулся с айсбергом. Хосоно выбрался на палубу и с ужасом понял, что спасательных шлюпок почти не осталось. В одной из последних лодок были места ещё для двух человек. Ему удалось добраться до Сан-Франциско, где его впоследствии прозвали «счастливым японским парнем».
Когда Хосоно вернулся в Японию, он был провозглашён трусом и временно потерял работу. Школьные учебники характеризовали его как бесчестного и безнравственного человека, поскольку в Японии думали, что он, спасшись, предал дух самурая и ушёл от самопожертвования.
Люди считали, что он должен был утонуть вместе с кораблём. Хосоно прожил остаток своей жизни в стыде, а его плохая репутация преследовала его семью долгие годы.
Когда спасение при крушении «Титаника» стало позором | История японца Масабуми Хосоно
Ночью 14 апреля 1912 года в водах Северной Атлантики случилось одна из самых страшных и известных морских катастроф в истории человечества. Из-за плохой организации и недостаточного количества шлюпок для спасения из более чем 2-х тысяч пассажиров, спастись смогли лишь 712. Один из тех кто пережил это крушение был единственный японец на борту корабля — Масабуми Хосоно
Видео-версия:
В 1910 году сорокалетний Масабуми, работавший в Министерстве транспорта, был отправлен в Россию для исследования государственной железнодорожной системы России.
Возвращение в Японию привело его сначала в Лондон, где он пробыл недолгое время, а затем сел на Титаник 10 апреля 1912 года в качестве пассажира второго класса. Как правительственный чиновник, у него были деньги на поездку первым классом, но, поскольку небелых в то время не приветствовали в первом классе, он путешествовал как пассажир второго класса.
Масабуми Хосоно (15.10.1870-14.03.1939):
Крушение Титаника:
В ночь с 14 на 15 апреля Масабуми Хосоно был разбужен стюардом, сообщившим ему об эвакуации с корабля. Из каюты второго класса японец уже не мог попасть к спасательным шлюпкам, поэтому стюард предложил ему пройти на палубу третьего класса. Места́ в шлюпках прежде всего предоставлялись женщинам и детям. И по воспоминаниям самого Масабуми, он стоял на борту и, осознавая близкую гибель, пытался принять судьбу с японским хладнокровием, но не получалось — разум искал способы спасения. Вскоре представился единственный шанс. Один из матросов, спускающего шлюпки крикнул:
Все это произошло прямо на глазах Масабуми, и он, последовав примеру, бросился в подвешенную за бортом шлюпку, чем и спас свою жизнь.
Около 8 часов утра 15 апреля пассажиров спасательной шлюпки спасло судно Карпатия. В карманах пальто японца, после спасения, остались лежать бланки с «Титаника» и канцелярские принадлежности, на которых он по пути на сушу написал воспоминания описывающее все события. Кстати, это единственный известный документ, который существует на канцелярских принадлежностях Титаника.
Воспоминания Хосоно:
“Удачливый японский парень”:
Вместе с другими выжившими Масабуми Хосоно прибыл в Нью Йорк, где изначально на него никто не обращал внимания. Однако после серии интервью в газетах он стал известным как “Удачливый японский парень” (Lucky Japanese Boy). С помощью своих друзей в США ему удалось вернуться обратно в Японию.
Однако все радикально изменилось в один миг. Небрежно брошенные слова нескольких людей сломали жизнь Хосоно, находившегося на другом конце света. Так, занимавшийся эвакуацией с корабля моряк Эдвард Були заявил, что японец мог попасть в лодку, лишь переодевшись в дамское платье. При том, что Булли и Хосоно были в разных шлюпках.
«Травлю» продолжил и Арчибальд Грейси в своей книге «Правда о гибели Титаника», выпущенной в 1913 году. В ней он называл Масабуми «безбилетным пассажиром» спасательной шлюпки, который таким образом и спасся. Книга расходилась огромными тиражами, и у многих сложилось соответствующее мнение о «японце-зайце».
Все эти заявления, конечно, были подхвачены прессой, и вскоре дошли и до Японии.
Арчибальд Грейси IV (15.01.1858- 04.12.1912):
Книга «Правда о гибели Титаника»:
Жизнь после крушения Титаника:
Когда Масабуми Хосоно вернулся на родину, то неожиданно для себя стал изгоем и подвергся гонениям. Его стали проклинать в Японии и в его сторону плевали люди. По общему мнению, Масабуми должен был принять судьбу и с японским достоинством, утонуть вместе с судном, а не спасаться на шлюпке, заняв чье-то место. Ведь в японской культуре смерть – это нечто достойное, поэтому видеть как кто-то выжил в крупной катастрофе, еще и являясь единственным представителем своей нации для японцев было чуждо. Его фамилия стала запятнана позором. Особенно с учетом того, что на борту тонущего лайнера ещё оставались женщины и дети. Градус критики был такой, что беднягу даже выгнали с работы, но он вскоре был восстановлен в должности, поскольку правительство предпочло не следовать слухам и не терять хорошего работника.
Молодой Масабуми:
Фото с семьей:
Все это не могло не повлиять на душевное состояние и здоровье. Масабуми Хосоно умер 14 марта 1939 года, и его семья считает, что общественное порицание является одной из причин его смерти.
Уже после его смерти, в 1941 году, на основании воспоминаний самого Масабуми и других пассажиров его сыновья предпринимали попытки его реабилитации, ведь он не сделал ничего постыдного и позорящего японскую нацию, но сделать это было очень трудно.
Возможно вы знаете внука Масабуми Хосоно. Он довольно известный японский поп-музыкант Харуоми Хосоно — псевдоним которого Гарри Хосоно (Harry Hosono). Обрёл национальное и международное признание как лидер групп Happy End и Yellow Magic Orchestra.
Полковник Арчибальд Грейси IV — американский писатель, историк-любитель, инвестор недвижимости, а также один из выживших пассажиров лайнера «Титаник»—а почему он не утонул вместе с другими? вот ведь гандон
Правда ли, что ретроградный Меркурий оказывает влияние на жизнь человека?
Распространено мнение, что Меркурий во время так называемого ретроградного движения делает людей более вспыльчивыми и неуравновешенными, а также провоцирует сбои в работе техники. Мы решили проверить, достоверны ли подобные утверждения.
Спойлер для ЛЛ: отмечать сложности в определённых сферах во время ретроградного Меркурия могут лишь те, кто верит в такое его свойство, однако это лишь психологический механизм, попытка переложить ответственность за свои ошибки на ни в чём не повинную планету
«Осторожно, ретроградный Меркурий!» — несколько раз в год предупреждают заголовки публикаций в Сети. О наступающей «череде неудач» в разные годы предупреждали РИА «Новости», «Комсомольская правда», «Москва 24», Life и другиеСМИ. Астрологи советуют в это время не вступать в новые отношения, не совершать крупных покупок и не подписывать важные документы, а вместо этого рекомендуют заняться ремонтом, завершить старые дела и встретиться с друзьями — всё якобы из-за дурного влияния ближайшей к Солнцу планеты. Связь ретроградного Меркурия и полосы неудач обыгрывают в мемах и песнях.
Ретроградный Меркурий — это существующее астрономическое явление, когда при наблюдении с Земли возникает оптическая иллюзия вращения этой планеты в противоположную привычной сторону. Ретроградность свойственна всем планетам Солнечной системы — бóльшую часть времени все они, за исключением Венеры и Урана, вращаются вокруг Солнца против часовой стрелки (проградное движение), однако иногда создаётся впечатление, что они меняют своё направление. Чтобы лучше понять, как возникает такая иллюзия, специалисты научного отдела NASA StarChild предлагают небольшой эксперимент: встаньте с другом в одну линию, и пусть он начнёт медленно двигаться вперёд. Затем начните сами двигаться вперёд с большей скоростью. Смотрите на друга и сфокусируйтесь на том, как он движется относительно вас. Сначала он будет по-прежнему двигаться вперёд, но, когда вы его обгоните, он будет казаться движущимся назад относительно вас, хотя он всё ещё идёт с вами в одну сторону.
В случае с движением Меркурия такая иллюзия создаётся из-за разницы в орбитальных скоростях планет, когда движущаяся быстрее планета догоняет более медленную и проходит мимо неё.
На отметке 1:27 наглядно показано, как возникает иллюзия обратного движения планеты
Хотя астрологи обращают внимание на обратное движение разных небесных тел (например, при ретроградном Нептуне они советуют посетить психолога и заняться творчеством, а в ретроградный период Венеры — не играть свадьбу), Меркурий в этой среде особенно популярен. Вероятно, это связано в тем, что планета находится в состоянии ретрограда чаще других: три-четыре раза в год, каждый раз по 21 дню. Более того, по астрологической традиции Меркурию приписывают наиболее сильное влияние на бытовые сферы жизни, за неудачи в которых человеку удобно возложить вину именно на космическое тело: «Вряд ли можно услышать: что-то я не очень трудолюбив и ответственен в последнюю неделю — это ретроградный Сатурн. Очевидно, что причины здесь несколько другие. Зато, когда ломаются устройства, теряются документы, а люди выкидывают кренделя, сложно поверить, что это происходит случайно. Признать, что сам виноват, — тоже. Так почему бы не переложить ответственность на планету».
Именно обратным движением Меркурия астрологи объяснили масштабный сбой в работе WhatsApp, Instagram* и Facebook* в октябре 2021 года. Хотя руководство компании Meta* позже пояснило в официальном сообщении, что шестичасовой сбой произошёл из-за неудачного изменения конфигурации ключевых маршрутизаторов.
По словам доктора Мэгги Адерин-Покок, исследователя космоса и популяризатора науки, существовала гипотеза, согласно которой гравитационные силы Меркурия якобы взаимодействуют с водой в человеческих телах. Однако научные расчёты показывают, что проезжающая в паре метров от человека машина оказывает более сильный гравитационный эффект, чем Меркурий, который намного массивнее, но находится на расстоянии 77 млн км. Аналогичные рассуждения верны и в отношении астрологических прогнозов, основанных на положении Меркурия в момент рождения человека. Кандидат биологических наук и научный журналист Александр Панчин приводит свой пример: акушерка, которая находилась рядом с вами в момент появления на свет, оказала на вашу жизнь куда большее влияние, чем отстоящий на миллионы километров Марс, в каком бы цикле движения он в тот момент ни находился.
В поисках ответа на вопрос о том, может ли положение планет каким-либо образом влиять на человека, индийский астрофизик Джайант Нарликар провёл оригинальный эксперимент. Он предложил 27 астрологам изучить натальные карты 200 школьников, половина из которых демонстрировала исключительную успеваемость в школе, а другая половина имела задержку ментального развития. Каждый из участвующих в эксперименте астрологов получил случайный набор из 40 карт школьников, и ему нужно было определить, относится каждый из них к категории одарённых или ограниченно способных к обучению. В среднем астрологи дали лишь 17,25 правильных ответа, то есть верно определили способности меньше чем половины школьников. Случайный бросок монетки должен был бы дать верный ответ в 20 случаях из 40, то есть астрологи справились даже хуже.
Есть и психологическая причина в том, что многие склонны верить гороскопам, и заключается она отнюдь не в мнимой точности предсказаний, а в размытости их формулировок. Ещё в 1948 году американский психолог Бертрам Форер провёл знаменательный эксперимент. Он предложил 39 своим студентам пройти некий личностный тест, а затем выдал каждому из них описание его типа личности, скомпилированное из формулировок гороскопа, опубликованного в местной газете. Все описания, которые получили студенты, были абсолютно идентичными и никак не зависели от их собственных ответов на вопросы теста. Форер попросил участников эксперимента оценить, насколько они согласны с полученным описанием их типа личности, где 0 — «абсолютно не про меня», а 5 — «идеально точное попадание». В среднем группа оценила похожесть результатов на 4 балла, то есть согласилась с абсолютно случайным описанием. Это стало возможным благодаря расплывчатости формулировок в этом описании, в частности таких утверждений: «У вас есть потребность нравиться другим людям и получать их одобрение, вы склонны иногда критиковать себя. Хотя у вас есть некоторые слабые стороны, вы, как правило, можете их компенсировать. <…> Иногда у вас возникают серьёзные сомнения в том, приняли ли вы правильное решение. Порой вы экстравертны, приветливы и общительны, однако нередко вы интровертны, настороженны и сдержанны. Некоторые из ваших стремлений, как правило, довольно нереалистичны». Подобными общими фразами можно описать почти любого человека, и, встречая их в гороскопах, многие соглашаются с их корректностью и верят, что такое описание — результат правильной интерпретации того, как планеты влияют на их судьбу.
Мишель Николс, руководитель программы общественного наблюдения в планетарии Адлера в Чикаго, подтверждает, что гравитационное действие Меркурия на жителей Земли ничтожно. Однако, если человек знает, что Меркурий сейчас в ретроградном состоянии, и верит, что планета оказывает влияние на людей, он с большей вероятностью объяснит, например, свою ссору с партнёром злополучным ретроградом, а не собственным поведением.
Таким образом, Меркурий, как и другие планеты, действительно имеет ретроградный период движения. Однако в этот момент небесные тела не начинают вращаться в обратную сторону, а лишь производят иллюзию такого хода при наблюдении с Земли. Никакого реального действия на человека ни положение планет, ни их иллюзорное обратное движение не имеет. Отмечать сложности в определённых сферах во время ретроградного Меркурия могут лишь те, кто верит в такое свойство, однако это лишь психологический механизм, попытка переложить ответственность за свои ошибки на ни в чём не повинную планету.
*Российские власти считают компанию Meta Platforms Inc., которой принадлежат социальные сети Facebook и Instagram, экстремистской организацией, её деятельность на территории России запрещена.
Изображение на обложке: Photo by pinkpix form PxHere
Наш вердикт: заблуждение
В сообществах отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла)
О работе в японской компании 25
Неоднократно вы просили меня написать ещё про работу. Вот вам долгожданное продолжение серии.
В предыдущих постах серии я писал о том, что устроился работать программистом в игровую компанию. Там же упоминал, что каждые пол-года в компании проводят оценку эффективности, по результатам которой принимают решение поднять ли работнику зарплату, или опустить, или уволить. Оценка эффективности каждые пол-года изменялась (надо же кадровикам чем-то на работе заниматься), но всегда было 2 принципиальных блока — это цели, которые сам себе ставишь (в последней было 3 обязательных цели для всех + свои), и кредо. С целями, думаю, всё понятно, то что касается кредо надо было расписать что работник делает для того, чтобы соответствовать кредо компании (которое тоже каждый год меняется, ведь надо же топменеджерам чем-то важным заняться, не отделами же им руководить или какие-то проблемы решать).
Тагава, префектура Фукуока
И так, в первой моей оценке эффективности можно было указать конкретные объективные цели. Я набрал достаточно баллов для повышения зарплаты, но менеджер в последний момент мне их срезал. Одна из целей была «Передача опыта другим работникам» и я указал, что буду переводить и публиковать в общий чат статьи по методикам ТРИЗ/РТВ, и оцениваться будет количество публикаций. Один из проверяющих оставил комментарий, что эти статьи не имеют отношения к работе инженера (ну да, зачем инженерам знать методики решения изобретательных задач?), и на собеседовании менеджер мне сказал, что так как темы повторялись, он стал оценивать не общее количество публикаций, а количество тем. Другая цель, по которой он мне срезал баллы — «Образование», где я указал, что буду читать статьи по технологиям Unity и публиковать в чат миниобзоры. Объяснил он это «Да, я видел, что ты в чат что-то там публиковал, но так как ты в отчёт не скопировал свои обзоры, а оставил только ссылки на статьи, поэтому ты эту цель не выполнил». Баллов осталось как раз на уровне чтобы сохранить свою текущую зарплату. Я отнёсся к этому спокойно, так как на тот момент я проработал всего 3 месяца, а поднимать работнику зарплату спустя 3 месяца работы не комильфо.
Со следующей оценкой эффективности критерии поменялись. У целей появился «вес» — то есть коэффициент, влияющий на подсчёт баллов. Если цель заключается в том, чтобы выполнять свои обязанности, то коэффициент 0.8. Не достаточно просто выполнять свою работу, по-умолчанию надо выкладываться. Если помимо выполнения своей работы поставить цель что-то улучшить, тогда коэффициент 1. Если поставить цель сделать что-то очень значимое, то коэффициент 1.2. Следующий коэффициент — процент осуществления поставленной задачи от 1 до 5, где 3 — нормально, 4 — отлично, 5 — почти невозможно. Если приводить аналогию со школьными оценками, то школьная 5 — это 3.
На момент составления оценки продуктивности у нас намечался релиз бета версии, а позже полноценный релиз. Посидели с тимлидом, пособесодовались, решили, что одной из целей будет % исправленных багов. То есть примерно из 1000 багов в течение 3 месяцев я беру ответственность что на пятёрку с весом 1 к релизу будет исправлено 98% багов. Другая цель будет поиск проблемных мест разработки и рекомендации по их исправлению*. То есть я нахожу на пятёрку и весом 1.2 я нахожу 5 криво реализованных мест, и даю рекомендацию как их нормально переделать. Мы решили, что эти пол-года я собираю информацию, а следующие пол-года решаю эти проблемы, но на этапе согласования с менеджерами к «найду» добавилось «и решу», что гораздо усложнило цель.
*В ходе разработки системы, она расширяется и становится сложнее. Например, надо сделать систему выдачи всплывающих окон в игре. По началу стоит задача сделать так, чтобы в определённый момент появлялось всплывающее окно с текстом сообщения и кнопкой «ОК». Потом появляется потребность выдавать окна не только с «ОК», но и «ОТМЕНА». Потом окна с кнопками «ДА», «НЕТ» и «ОТМЕНА». Потом чтобы под текстом сообщения появлялся красный текст предупреждения, например «Если Вы решили удалить аккаунт, то в дальнейшем его нельзя будет восстановить». И в итоге появляется проблемы, например неудобно вызывать эти окна, или есть 2 аналогичные системы для выдачи разных окон, которые по сути друг друга дублируют, или невозможно нормально выполнить дальнейшие нововведения, например вставить иконку.
Фукуока, вид на остров Ноко
Первая сложность — будучи обычным инженером чтобы хоть как-то набрать баллов понадобилось взять ответственность за всю команду. Каким-то чудом 98% багов к релизу исправили. Что касается второй цели, то тут из-за сжатых графиков о большого объёма работ не было времени полноценно заняться этой задачей. Тимлид выделил мне время чтобы исправить пару проблемных мест, чтобы хоть немного баллов набрать, но в целом задачу выполнил плохо. Несмотря на это мне снова удалось набрать баллов для повышения зарплаты, однако мне снова их срезали, так как я не пропагандировал кредо среди работников компании. 1 балла не хватило для поднятия зарплаты. Помимо пропаганды кредо, менеджеры объяснили мой провал тем, что я сам себе поставил слишком тяжёлую цель, однако так же сказали, что на нашем проекте в принципе мало кто набрал достаточно баллов для повышения зарплаты. Я задал наводящий вопрос — а что если проблема не в работниках, а в самой оценке эффективности, на что главный менеджер ответил, что если оценка эффективности будет проще, то все работники наберут много баллов, и всем придётся повышать зарплаты. Первый тревожный звоночек — начальство в принципе не собирается рядовым работникам поднимать зарплаты. Позже обсудил это с работниками, которые работают дольше меня, и оказалось, что работники с этим давно смирились, и относятся к оценке как к оценке для неподнимания зарплаты.
Третья оценка эффективности стала самой отвратительной. Во-первых всем работникам добавилась общая цель — выручка. У вас может появиться вопрос «А какое отношение программист имеет к продажам игры? За это же должны отвечать маркетологи?». Маркетологи — это отдельное подразделение, и они отдельно от всех проектов делают свою собственную выручку. Не каждый месяц проекты выполняли 100% план выручки, однако маркетологи каждый месяц делали 300% своей выручки. На нашем проекте с выручкой было всё ужасно, и это не секрет, так как когда я искал новую работу у конкурентов, мне прям на собеседовании говорили «А я вот слышал, что у вас продажи плохие, поэтому с этого проекта людей увольняют», поэтому оценка эффективности заранее обещала быть провальной. Другая цель — средняя оценка реализованных плюшек для улучшения взаимодействия пользователей. То есть продюсер с директором решают, какие плюшки надо внедрить в игру, а потом оценивают их эффективность, а потом оценивается средний балл. Очевидно, что средний балл стремится к трём — снова провал. И третья цель — каждый работник должен что-то делать, чтобы улучшить командную работу. Вроде, набрал 4, но этого мало. Далее подразумевались свои собственные цели, но я ничего добавлять не стал.
В кредо было около 20 пунктов, и по каждому надо было расписать, что работник делает чтобы ему соответствовать. Помимо всякой корпоративной херни, туда были включены пункты о профессиональных навыках и отдельный пункт о том как работник пытается увеличить прибыль проекта. Из оценок всех пунктов бралось среднее значение, которое использовалось в оценке эффективности.
В итоге по результатам оценки эффективности мне срезали примерно 20 000 йен с зарплаты. Менеджеры прокомментировали это тем, что я плохой работник, моих навыков не достаточно не только для моей текущей зарплаты, но и в принципе чтобы работать в этой компании (а до этого хватало), и что у меня вышла низкая итоговая оценка именно из-за моих слабых навыков (которые оценивались средним значением из 20 пунктов кредо наряду с корпоративной хернёй типа «Никогда не опаздываю на работу»), а не из-за выручки (которая составляла где-то 30% из всех баллов).
Теперь поговорим о переработках. На первом же собеседовании при устройстве на работу один из топов меня спросил «А ты готов работать как японец? Ты готов перерабатывать по 50 часов в месяц?». На тот момент я был уволен с предыдущей работы из-за Ковидного кризиса и отсутствию клиентов, поэтому я усиленно искал новое место работы. Подписчики на Пикабу, которые меня пригласили в это компанию, уверяли меня в том, что в основном сверхурочных почти нет, есть только кранчи по случаю важных событий, типа релиза, полугодия, годовщины и т.д. Релиз беты был, вроде, в январе, поэтому с ноября начались переработки до 11 часов вечера. В декабре начали работать по субботам, и даже было 2 недели когда вообще работали без выходных (только я по воскресеньям отдыхал). Много кто ночевал на рабочем месте. Мотивировалось это тем, что когда выпускали предыдущую игру, жили в офисе в течение 2 месяцев, а тут всего 2 недели без выходных надо поработать. По утрам ходили мыться в интернет кафе. За всё время я в офисе ночевал только 2 раза.
Скольких спящих или едва проснувшихся на фотографии?
Для россиян, как, наверное, и для жителей СНГ, переработки воспринимаются как проявление лояльности к работодателю. Мол, я понимаю, что сейчас компания испытывает трудности, поэтому я готов проявить свою лояльность и помочь, однако рассчитываю, что когда-нибудь компания так же проявит лояльность ко мне. Для японцев же переработка — это обычная работа. Во множестве компаний переработка не оплачивается, потому-что в договоре уже прописано некоторое количество часов переработки. Вроде, с 2022 года ввели закон, что после 10 вечера переработки должны оплачиваться отдельно, и в компании ввели правило, что если работник собирается работать после 10 вечера — он должен согласовать это с тимлидом, тот с менеджером, и потом подать заявку на сверхурочную работу, однако многие до сих пор оставались перерабатывать не согласуя и не подавая заявок. То есть работники перерабатывали как и раньше, но без согласования считается, что они не работают а развлекаются. Касательно конкретно меня, переработки были не постоянно, но время от времени.
Историю чатика на шоколадке подтёрли
На годовщину игры геймдизайнеры напридумывали кучу всяких нововведений. Как я понимаю, они очень долго решали как будут работать новые механики, подавали свои планы продюсеру, а тот всё браковал и велел переделывать. По идее, планированием новых плюшек занимаются геймдизайнеры и директор, но продюсер (а по факту менеджер проекта, так как продюсированием игры занимался директор) стоит выше по иерархии, и хоть это и не его дело, но ни кто ему поперёк не шёл. В итоге когда уже надо было приступать к разработке, документация не была готова. Нет документации — нет дизайна и не готова серверная часть. Нет дизайна — хрен пойми как делать клиентскую часть. Гуляет отмазка, мол это должен быть такой специальный навык, что можно разрабатывать без документации ориентируясь на приблизительное представление как оно должно быть, а потом быстро переделать мелочи, но на практике переделывать придётся 30%~70%, а задача на пол-дня может раздуться до 2 дней. Отдел контроля качества должен тестировать игру по ходу разработки, то есть как сделал какую-то отдельную штуку — сразу тестируют не дожидаясь когда работа будет полностью выполнена, однако почему-то они в тот раз вообще ничего не тестировали.
Пятница. Обновление то ли во вторник, то ли в среду. Вечером вернулся домой — в чате коллеги пишут, мол обнаружили 5 багов, 2 из них мои. Ладно, в понедельник до обеда, максимум до вечера я могу их исправить, так как я понимаю что и где надо исправить, и в случае чего с кем посоветоваться. В субботу ходил в Арт Аквариум, на выходе достаю телефон и вижу в чате, что один из наших инженеров вышел на работу и исправляет мои баги, а следом от продюсера претензия ко мне, мол какого хрена я наделал кучу багов, и этот инженер в свой выходной день сидит и исправляет их. Действительно, какого хрена он один вообще вышел на работу и делает чужую работу? В понедельник вышел на работу — снова притензии ко мне. Ладно, похер, всеравно увольняться собрался. Проверяю, что было исправлено — исправил полтора бага. Да, чтобы исправить эти 2 бага надо было внести изменения в нескольких местах, а чтобы вникнуть в то, как эта система работает, надо потратить пару часов минимум. Зная где что изменить и понимая принцип работы я бы это сделал быстрее, а ему понадобилось где-то астрономических пол-дня и то не доделал. Какая конкретно «куча» багов ни кто внятно не объяснил, да и похер — всеравно скоро уволюсь. В итоге так как большая часть моей работы была выполнена, весь день мне оставалось только тыкать по экрану и искать баги. Когда кто-то находил у меня очередной баг, на меня снова сыпались претензии, мол какого хрена, скоро выпускать обновление, а у меня существуют баги. В конечном итоге к назначенной дате не успели, но не только по моей вине, но в других местах были критические баги, с которыми нельзя было выпускать обновление.
Через пару дней всю нашу команду вызвали на ковёр. По-началу директор (наш управленец по проекту) с продюсером вежливо пытались меня пристыдить за то, что я не вышел на работу в субботу. По их мнению, хоть мне ни кто не велел, однако я видел рабочий чат, видел, что инженер сидит один на работе, и поэтому должен был сам выйти в субботу на работу. Я парировал тем, что знал в пятницу о 2 небольших багах, которые собирался исправить в понедельник, и не имею ни малейшего понятия, какого хрена этот инженер исправил полтора из них вместо меня. На это продюсер ответил, что в проекте в целом было много багов, и мне надо было выйти на работу и кроме своих исправлять и другие баги. Потом вежливо попытались пристыдить тимлида за срыв сроков, но он, будучи тоже русским парнем, стал парировать это тем, что не была готова документация, какого-то хрена QA вообще не тестировали проект, поэтому у него не было достаточно информации чтобы принять решение собрать всех в субботу на работе. Продюсер с директором сдались, но тут менеджеры грубо с унижениями стали наезжать сначала на тимлида, потом на меня, потом на всю команду, мол мы все крупно облажались, что именно из-за нас сорвались сроки, что вот тот один единственный инженер, который работал в субботу — молодец, и у него одного в команде хорошая командная работа, а у всей команды плохая командная работа, и мы все говно, и оценка эффективности у нас будет говно, кото-то, возможно, уволят (глядя на меня), и как специалисты мы все говно и не заслуживаем работать в этой компании. Тут я понял, что если японское начальство намекает тебе, что, возможно, у тебя есть какой-то косяк — он уже сам решил, что ты виноват, и что бы ты в ответ не сказал — ему на это плевать, так как вину он уже свалил на тебя.
В данном случае вместо того, чтобы провести расследование и выяснить причину срыва сроков, во всём обвинили команду разработчиков, так как разработчики в цепочке производства были последними. В итоге ответственность за тестирование свалили на разработчиков. Потом ещё и грубо наехали на всю команду. Команда программистов, которая сделала эту игру — это не грузчики, которые пришли на работу с бодуна, не хотят работать и без крика работать не будут. Менеджеры обвиняют обычных работников в том, что они — плохие лидеры, но при этом будучи руководителями мотивирую работников увольняться.
Парк Уминонакамити, Фукуока
В апреле нашёл новую работу у конкурентов. В мае воспользовался всем накопившимся отпуском, отработал 4 дня и поехал путешествовать на 10 дней, в телеге фотографии есть. Перед увольнением был разговор с менеджером. Я высказался только по поводу снижения зарплаты и несправедливой оценки эффективности, но в процессе он меня перебил, а я не стал договаривать — да и похер, кадровичке потом всё полностью высказал, пусть у кадров будет компромат. В нашей беседе с менеджером можно обратить внимание на несколько тезисов.
— Если у игры плохие продажи, это же будет странно, если у работников вырастут зарплаты. (ладно, допустим)
— Несмотря на то, что у игры плохие продажи, есть люди у кого не только сохранилась зарплата, но и выросла. (но это же странно)
— В этой оценке эффективности я оценивал твои навыки. (но там именно навыки слабо влияли на оценку).
— Я решил, что твоих навыков недостаточно для такой зарплаты. (При том, что я уже нашёл работу с более высокой зарплатой. Однако тут, возможно, стоит учесть, что я до этого занимался другими IT проектами. В эту компанию устраивались люди с меньшем стажем чем у меня, или вообще сразу после колледжа, поэтому зарплату они просили маленькую. Я каждый раз меняя работу просил зарплату больше, поэтому устроившись в эту компанию у меня опыта в геймдеве было меньше, чем у проработавших год и более бывших студентов, поэтому у них опыта в используемых технологиях именно в геймдеве больше, чем у меня, но при этом у меня зарплата выше. И чтобы решить эту несправедливость, вместо того, чтобы поднять зарплату им, срезали зарплату мне.)
Парк Уминонакамити, Фукуока
С июня я работаю в другой компании. Объём работы не такой большой, сроки большие (примерно как объём 2 новогодних ивентов в предыдущей компании, на которые выделялось 2 недели на каждый, здесь на тестирование и исправление ошибок выделили 4 месяца), зарплата выше, есть разные мелкие приятные плюшки, пока переработок не было.