Перечисли способы изучения природы. Что писать в рабочей тетради?
Окружающий мир 3 класс. Задание в рабочей тетради. Перечисли способы изучения природы. Расскажи устно о каждом из них.
Изучать природу можно несколькими способами.
Первый способ называется наблюдение. Мы можем наблюдать за тем, как ведут себя животные в дикой природе, как распускаются цветы, созревают плоды на деревьях, как идет дождь, падает снег, дует ветер и тому подобное.
Второй способ называется эксперимент. Эксперименты проводятся в лабораториях. В ходе эксперимента получаются результаты, ученые делают определенные выводы.
Третий способ — измерение. Этот способ изучения природы проводится с помощью специальных измерительных приборов. Например, с помощью градусника мы измеряем температуру воздуха на улице.
§3. Что такое метод и какие бывают методы познания природы?
Метод (от греч. Methodos) — путь, способ исследования или практического действия). Его используют с целью получения информации о каком-либо объекте, явлении или процессе.
Познание окружающего мира начинается с наблюдения — одного из ведущих методов естествознания. Внимательное наблюдение ведется с использованием пяти органов чувств — зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Полученные таким образом данные можно проверить и, главное, измерить. Дело в том, что любое наблюдение, даже если оно проводится самым честным образом, может обманывать наше восприятие.
Для того, чтобы наблюдение было признано научным фактом* , оно должно быть подтверждено или проверено. Это означает, что другие исследователи могут его повторить. Наблюдения, не выдержавшие такой проверки, не признаются научными фактами. Например, вы утверждаете, что видели неземные существа. Но у вас нет никаких доказательств, достоверно подтверждающих наблюдаемое вами явление. Поэтому ваше наблюдение не считается научным фактом.
Рис.5 Исследователь ведет наблюдение.
Итак, прежде чем признать достоверность каких-либо наблюдений, необходимы доказательства.
Проводя наблюдения, исследователи пытаются объяснить наблюдаемое явление. В некоторых случаях объяснения могут дать дополнительные наблюдения. Но часто объяснить причину происходящего явления дополнительными наблюдениями нельзя. В этом случае специалист формулирует предположение, или гипотезу. Ход его рассуждений при этом можно описать словами: «Если. то. ». Если гипотеза верна, то нечто должно логически из нее следовать Если предсказанного гипотезой результата не наблюдается, то гипотезу отбрасывают, и вся процедура повторяется сначала: выдвигается новая гипотеза, проверяется и т.д. Например, врач выдвинул гипотезу о том, что заболевание его пациента вызвано определенным вирусом. Если гипотеза верна, то вирус должен обнаружиться в крови больного. Он проводит пробу на выявление вируса. Если в результате этого вирус не обнаружен, то гипотеза отвергается, и врач выдвигает и проверяет другие гипотезы.
Конечно, может случиться и так, что неверными окажутся все варианты гипотез. В этом случае исследование ведется годами и либо в конце концов находит подтверждение выдвинутой гипотезе, либо так и остается предположением. Например, существует много гипотез о происхождении Вселенной, Солнечной системы, нашей планеты. Число их растет, но так и нет достоверной, т.е. доказанной гипотезы.
Чаще всего исследователи выдвигают гипотезы, которые можно проверить с помощью эксперимента (от лат. experimentum — проба, опыт).
Чем эксперимент отличается от наблюдения? Проводя наблюдение, ученый не вмешивается в наблюдаемый процесс, а только описывает его естественное протекание. При постановке эксперимента исследователь сам планирует и осуществляет активное воздействие на исследуемый процесс, меняет условия и смотрит результат.
Проводите ли вы наблюдение или ставите эксперименты, в любом случае нужно научиться отвечать на следующие вопросы:
Зачем я это делаю? То есть ставить цель опыта или наблюдения.
Как делаю? То есть составить порядок своих действий. (Ход работы).
Что получил или увидел? Каков результат работы?
Сформулировать вывод.
При постановке эксперимента чаще всего бывает необходим контроль. Под контролем имеется в виду изучение двух групп —экспериментальной и контрольной. Эти две группы должны быть в совершенно одинаковых условиях, за исключением действия одного фактора, который и проверяется. Тогда полученный положительный или отрицательный результат можно объяснить влиянием именно этого фактора. На рисунке 6 вы видите опытную группу растений без контроля. В чем причина плохого роста растений? Плохое освещение? Недостаточная температура? Избыточное или недостаточное увлажнение? Может быть, какие-нибудь другие факторы? Ответить на эти вопросы по этой группе растений вы не сможете, поскольку не узнаете, какой фактор или группа факторов повлияла на плохой рост растения.
Рис. 6. Эксперимент без контроля
Рис.7. Эксперимент с контролем: 1- контрольная группа,получавшая азотные удобрения, 2 — экспериментальная группа, не получавшая азотных удобрений.
На рисунке 7 показан эксперимент с контролем. Сравнение растений обеих групп позволило выявить, рост растений замедляется в связи с нехваткой удобрения — это единственный фактор по которому различаются условия для двух групп растений.
В ходе исследования широко используют различные приборы, инструменты и приспособления. Их существует очень много: от простейших, например, линейки, термометра, рулетки, обычной лупы, до сложнейших приборов, например, радиотелескопов, лазерных микроскопов и др.
Рис. 8. Приборы и инструменты. Телескоп. Термометр. Мерный цилиндр. Рулетка. Микроскоп.
С какой целью используют все это множество приборов и инструментов?
Во-первых, многие из них расширяют возможности наблюдения. Например, микроскопы и телескопы позволяют видеть более мелкие или удаленные на большие расстояния объекты, которые исследовать невооруженным глазом невозможно.
Во-вторых, приборы и инструменты позволяют количественно оценивать наблюдаемое, проводить измерения. Например, если вы захотите принять ванну и станете для этого смешивать горячую и холодную воду, то на ощупь вы сможете определить потеплела вода или нет. Но узнать насколько теплее стала вода, вы сможете только с помощью термометра.
Проведение многих наблюдений и сравнение их результатов без количественных оценок были бы недостоверными.
Измерить — это значит определить численное значение какой-либо величины.
Измерения бывают прямые, когда величина измеряется непосредственно, например, температура воды, воздуха, и косвенные, когда она вычисляется с помощью других известных величин. Например, зная скорость и время движения, можно определить расстояние, не измеряя его на местности.
В-третьих, приборы и инструменты помогают создавать условия и выполнять соответствующие действия, необходимые для эксперимента с контролем. Например, поддерживать определенную температуру, влажность воздуха или почвы и т.д.
По ходу исследования (наблюдения, постановки гипотезы, проведения эксперимента, получения количественных оценок, объяснения полученных результатов, формирования выводов) ведется дневник, в котором исследователь описывает последовательность своих действий, условия проведения эксперимента, полученные результаты, объясняет их, подтверждает или опровергает гипотезу, делает вывод. Таким образом, описание является неотъемлемым методом познания окружающего нас мира.
Описание наблюдаемых объектов или явлений часто дополняют фотоснимками, которые подтверждают достоверность исследования. Фотографирование, таким образом, также является одним из методов познания окружающего мира.
Итак, вы познакомились с основными и наиболее общими методами, или способами изучения особенностей отдельных объектов, явлений и процессов, что позволит вам самим проводить несложные исследования и тем самым развивать в себе наблюдательность, умение целенаправленно проводить эксперимент, логично его описывать, объяснять полученные результаты, доказывать их достоверность с помощью различных количественных оценок, описывать проводимое исследование, формулировать вывод.
Вы убедились, что все методы тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Проводя исследование, специалисты используют самые разные методы.
Как можно изучать природу?
Способы изучения природы 1) Наблюдение. 2) Эксперимент (опыт). 3) Измерение.
Какие 3 способа изучения природы?
Наблюдение — это способ исследования природы с помощью собственных органов чувств. . Измерение — это способ предусматривает получение конкретных показателей и сравнение их с эталонным результатом, на основе чего можно делать выводы. . Эксперимент — метод исследования природы на основе специально созданных условий.
Какие методы используют для изучения природы?
Существует три метода изучения природы — наблюдение, эксперимент и измерение.
Какой метод изучения природы называется наблюдением?
Наблюдение – метод, с помощью которого исследователь собирает информацию об объекте (восприятие природных объектов с помощью органов чувств).
Какой метод исследования природы самый современный?
Актуальным современным методом исследования можно называть моделирование, которое позволяет в лабораторных условиях воспроизвести в лабораторных условиях процессы, которые невозможно наблюдать в природе. Сегодня все чаще применяют метод компьютерного моделирования.
Что такое изучение природы?
Изучать природу – это значит изучать окружающий нас мир: камни, растения, животных, звезды, климат. И, конечно, самих себя. Ведь и человек является частью природы.
Как правильно провести наблюдение?
Этапы исследования методом наблюденияОпределение предмета наблюдения, объекта, ситуации.Выбор способа наблюдения и регистрации данных.Создание плана наблюдения.Выбор метода обработки результатов.Собственно наблюдение.Обработка и интерпретация полученной информации.
Сколько методов в биологии?
Методы, универсальные для всех биологических наук: описательный, сравнительный, исторический и экспериментальный.
Какие методы изучения биологии?
Основные методы исследования, применяемые в биологических науках: описательный, сравнительный, исторический и экспериментальный.
Как называют способы изучения живой природы?
Наука, которая изучает живые организмы, называется биологией: этот термин ввёл в 1802 году французский учёный Жан Батист Ламарк.
Почему мы должны изучать природу?
По сути природа — это наша среда обитания, она окружает нас всегда и везде, в какой стране вы бы не находились везде есть природа. Изучение ее приводит к улучшению жизненных качеств человека, а также к безопасности.
Как можно изучать природу? Ответы пользователей
Метод — способ изучения природы. Методами изучения природы являются эксперимент, наблюдение, измерение. Наблюдение. Узнать, что происходит с телами природы в .
1. Введение. В мире, который нас окружает, можно выделить предметы неживой природы и живые объекты. · 2. Основные методы изучения естественных наук. Различные .
Мои интересы: разнообразны, но можно выделить следующие: . Эксперимент — еще один научный метод, использующийся при изучении природы.
Как важно и интересно изучать природу. Но необходимо знать, как это правильно делать. Существуют три метода изучения природы: 1 Наблюдение 2 Эксперимент 3 .
Существует два метода изучения природы: наблюдение, эксперимент. Измерение – это метод, которым пользуются и при наблюдении и при эксперименте.
Презентация на тему: » Метод изучения природы Какими приборами можно изучать природу ?» — Транскрипт: 1 Метод изучения природы Какими приборами можно изучать .
Чтобы сохранить природу во всем ее многообразии, знать, в чем ценность каждого вида. Чтобы понимать процессы, которые происходят в живых организма, а также, как .
В лаборатории используют методы: измерение, эксперимент, моделирование. 4) Укажите методы, с помощью которых можно изучать следующие явления природы. Ответ: 1.
Укажите методы, с помощью которых можно изучать следующие явления природы. 1. Полет птицы — наблюдение. 2. Скорость роста растения — наблюдение.
Основные методы познания и изучения живой природы
Все люди так или иначе познают живую природу, являясь при этом её неотъемлемой частью. Многолетние исследования учёных позволили раскрыть множество тайн и загадок о жизни на нашей планете, но и сейчас у природы остаются для нас сюрпризы. В данной статье мы расскажем об основных методах, применяемых при изучении живой природы, позволяющих ответить на вопросы о происхождении организмов, их строении, развитии, поведении, о явлениях живой природы и о многом другом.
Исторический
Суть данного метода заключается в анализе информации о современном органическом мире и данных о его прошлом. Сопоставляя факты разных временных периодов, учёные делают выводы о процессах развития живой природы. У современных исследователей появилась возможность подтвердить или опровергнуть некоторые теории и гипотезы своих коллег из прошлого, но, как правило, для этого приходится использовать не только исторический, но и другие методы.
Сравнительно-описательный
Предполагает проведение исследований, с помощью которых удаётся выявить сходства и различия организмов и их частей. Такой метод лежит в основе классификации организмов. Его применяют, к примеру, при изучении организмов одного вида, распространённых на разных территориях. Или в исследованиях растений или животных, принадлежащих к определённому роду и обитающих в одной и той же местности, с целью установления их индивидуальных диагностических признаков. Также анатомо-морфолическое исследование помогает выявить нарушения в работе органов конкретного организма, путем сравнительного анализа больного органа и одноимённого здорового.
Мониторинг
Это комплекс мероприятий, предполагающий наблюдение за объектом исследования, оценку полученных сведений и составление прогноза вероятных изменений состояния объекта в будущем. Данные мониторинга помимо прочего позволяют своевременно реагировать на возможность появления различных угроз и предпринимать действия для предотвращения негативных последствий. Самый глобальный мониторинг — биосферный, при котором ведётся регистрация, сбор, передача, накопление, хранение и анализ сведений о глобально-фоновых изменениях в природе, таких как: циркуляция тепла, газообмен между воздушной оболочкой земли и океаном, погодно-климатические изменения, мировая миграция животных и растений и т. д.
Научный
Одной из важнейших характеристик данного метода является его объективность, ни одно предположение не принимается на веру, даже если исходит от авторитетного учёного. Для исследования какого-либо объекта или явления живой природы учёные проводят наблюдения за ними, формулируют гипотезы, ставят эксперименты, анализируют результаты, создают модели и выводят общие закономерности.
Научное наблюдение всегда проводится с определённой целью. При использовании данного метода могут быть задействованы как органы чувств (органы слуха, зрения, обоняния и др.), так и специализированное оборудование. В процессе наблюдения выделяют общие и индивидуальные признаки исследуемого предмета или явления, устанавливают закономерности, и затем на основании полученных данных делают выводы и обобщения. При этом субъективные оценки не допускаются, все итоги исследований должны быть основаны исключительно на фактах. Поэтому всегда учитывается возможность проверки полученной информации с помощью повторных наблюдений и, при необходимости, с использованием других методов познания.
На основании полученных в ходе наблюдения данных учёные выдвигают гипотезы, пытаясь объяснить те или иные факты. Предположения могут быть истинными и ложными, но, чтобы понять это, исследователи обычно проводят серию экспериментов. Каждый научный опыт совмещает в себе естественное поведение природных объектов и их поведение с учётом целенаправленного воздействия извне. Такое внешнее воздействие организуют и контролируют субъекты познавательной деятельности. Высшей формой научного опыта считается моделирование. С его помощью воссоздаются различные процессы живой природы, которые недоступны для наблюдения в естественных условиях или их невозможно воспроизвести экспериментально.
Все полученные в ходе наблюдения, эксперимента и моделирования данные тщательно фиксируются и анализируются. На основании результатов из ранее высказанных предположений выбирается так называемая рабочая гипотеза, имеющая все шансы стать теорией, если в дальнейшем она не будет опровергнута.
Инструментальные методы
В процессе наблюдений и опытов с объектами живой природы часто задействуется специальное оборудование, в частности центрифуги, микроскопы, измерительные приборы и т. д. Исследования с помощью определённых инструментов позволяют более детально изучить предметы и их свойства.